• Рабига Абдикеримова

    Журналист

  • 21 августа 2015

Буйки убрали

 

Вместе с тенге бороздить в свободном плавании просторы экономики придется государству и предпринимателям. Какие меры будут предприниматься и что еще нужно, чтобы выплыть и добраться до берега?

 

Вчера первый вице-премьер Бакытжан Сагинтаев озвучил оперативные меры, которые были подготовлены правительством совместно с бизнес-сообществом. «В течение июля и августа мы очень плотно работали с Национальной палатой предпринимателей «Атамекен». Были представители всех системообразующих компаний и основных отраслей экономики, в том числе представители МСБ. По итогам нашей совместной работы был выработан план оперативных мер. Проект подготовлен и будет в ближайшее время принят», — сказал г-н Сагинтаев. Редакция «&» предлагает остановиться на них более подробно.

 

В нефтяном бизнесе

 

На данный момент правительством совместно с ассоциацией Kazenergy проведен глубокий анализ 57 нефтегазовых добывающих компаний, по итогам которого было отобрано 39 низкорентабельных. Для них до 1 октября планируется снижение НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых). Сами нефтяные компании просят дать им разрешение на дополнительное сжигание попутного нефтяного газа. Государство сейчас готовит соответствующее решение. Предполагается, что это даст нам двойной эффект. С одной стороны, эти компании увеличат добычу до 480 тыс. тонн, с другой — бюджет получит дополнительно 19 млрд тенге.

 

В ГМК и химической промышленности

 

В данных отраслях основной вопрос — снижение тарифов на услуги магистральных железнодорожных сетей и электроэнергию. Этот вопрос был поставлен системообразующими компаниями в начале года. Тогда после рассмотрения 10 компаний было принято решение о поддержке по одному направлению и по одному виду продукта. Сейчас сформирован пул из 90 компаний. Они рассматриваются в рабочей группе в Министерстве инвестиций и развития. Также в составе рабочей группы присутствуют все национальные компании-монополисты и представители Министерства национальной экономики.

 

Кроме того, бизнес просит снижения по тарифам. Сейчас данный вопрос рассматривается. Основное внимание будет уделено компаниям черной металлургии и химической промышленности, но при этом перед ними ставится основное требование — сохранение объема производства и рабочих мест.

 

До 1 октября будет представлено снижение по НДПИ для низкорентабельных предприятий горнорудного сектора. Подготовлено решение о запрете на вывоз лома черных металлов и золотосодержащего сырья. Оно вступит в силу 1 сентября. Это позволит обеспечить сырьем внутреннее потребление.

 

В обрабатывающей промышленности

 

В обрабатывающей промышленности в начале года была принята программа поддержки казахстанской экспортной продукции. На эти цели было выделено 35 млрд тенге. Благодаря этой программе казахстанская продукция сегодня поставляется во все страны СНГ. Программа, по словам первого вице-премьера, показала свою состоятельность. Учитывая это, было принято решение дополнительно выделить сумму до 50 млрд тенге. Тем самым по итогам года экспорт казахстанской продукции будет поддержан в объеме 176 млрд тенге.

 

В автопроме

 

Также государство поддержало отечественных автопроизводителей. 15 млрд тенге было выделено на кредиты на покупку легкового автотранспорта, 5 млрд тенге — на грузовой и пассажирский. Но средства по этой программе практически заканчиваются, поэтому было решено поддержать программу дополнительно. Выделяются дополнительные средства (10 млрд тенге) на автокредитование. Тем самым по итогам года 40% всего выпущенного количества автомобилей в стране будет поддержано благодаря данной программе.

 

Для птицеводства и предприятий по производству молока

 

В связи с падением рубля с начала года очень сильно пострадали отечественные предприятия, занимающиеся птицеводством и производством молока. В этой связи планируется сокращение бюджетных средств, направленных на субсидирование растениеводства. Оттуда 6,6 млрд тенге будет направлено на 50%-е увеличение субсидирования по молоку, свинине, яйцам и мясу птицы. Это даст стране увеличение объема производства по этим направлениям на 10% и более, а в целом по птицеводческим предприятиям станет возможным сохранить более 12 тысяч рабочих мест.

 

О больших контрактах для бизнеса

 

Бизнес перед правительством ставит большой вопрос о заключении долгосрочных контрактов с национальными, системообразующими компаниями. Если в начале года было запланировано заключение долгосрочных контрактов на 3,3 трлн тенге, то сейчас в результате проделанной работы со всеми компаниями в «ручном режиме» эта сумма доведена до 4,3 трлн тенге.

 

О контрафакте

 

В Казахстан сегодня заходит много контрафактной немаркированной продукции, не соответствующей техническому регламенту. В результате казахстанские предприятия не то что не могут продать свою продукцию, у них падают и объемы производства. Поэтому правительство решило создать межведомственную комиссию по контрафакту. Сейчас уже поступают первые заявки на рассмотрение. И в рамках комиссии будут задействованы контролирующие надзорные органы, такие как Комитет по защите прав потребителей, Комитет по техрегулированию, Комитет Министерства сельского хозяйства.

 

Советы экспертов

 

Акмаль Нартаев, директор департамента корпоративных финансов PWC

 

Действительно, такие факторы, как глобальное замедление роста, приведшее к снижению цен на ресурсы, экспортируемые Казахстаном; нестабильность банковского сектора в РК на фоне девальвации тенге и снижения тенговой ликвидности; снижение конкурентоспособности казахстанских производителей по сравнению с российскими после девальвации рубля и т. д., в совокупности привели к снижению предложения кредитных ресурсов на условиях, приемлемых для потенциальных заемщиков и для предоставляющих их местных банков.
Кредиты нужны казахстанским компаниям для рефинансирования существующей задолженности и развития новых проектов. Вопрос рефинансирования с существующими кредиторами теоретически решаем при условии веры кредиторов в будущее заемщика и наличия достаточных существующих или дополнительных залогов. Поиск финансирования для новых проектов — гораздо более сложная задача по ряду причин.

 

1. Проекты стали менее рентабельными из-за ухудшения экономической ситуации и девальвации.

 

2. Длинных кредитов в тенге критически мало на рынке, а валютные кредиты стали гораздо менее привлекательными из-за нестабильности тенге и менее доступными для компаний, подверженных валютному риску.

 

Правительство в лице институтов развития (в частности, фонд «Даму») и Национальный банк принимают меры по улучшению ситуации с ликвидностью и снижению стоимости кредитов для сектора МСБ. Без государственного вмешательства темпы развития национальной экономики и объемы кредитования, возможно, были бы гораздо ниже. Казахстанские компании должны в полной мере воспользоваться данными возможностями, т. к. в свете ухудшающейся динамики доходной части бюджета скоро у государства может не оказаться достаточно средств для поддержания текущего уровня вливаний в экономику. Также компании должны рассмотреть возможность получения необходимых компетенций через создание СП с ведущими зарубежными компаниями и выход на рынки соседних государств, где наша продукция все еще имеет конкурентные преимущества. Для многих местных компаний привлечение иностранных партнеров, обладающих стратегическими компетенциями и возможностью привлечения финансирования, возможно, единственный шанс на выживание.

 

Выходом в текущей ситуации для правительства может быть допуск на банковский рынок Казахстана крупных международных игроков, которые улучшат ситуацию с доступностью кредитных ресурсов, и вложение средств в проекты улучшения конкурентоспособности казахстанских компаний, возможно, через привлечение международных институтов развития, как, например, EBRD, ADB, World Bank, USAID.

 

Кристофер Армитаж, партнер, руководитель департамента консалтинга «Делойт» в Каспийском регионе

 

1. Сосредоточьте свои усилия на управлении денежными средствами и поддержании ликвидности бизнеса.

 

2. Обеспечьте финансирование на среднесрочную перспективу.

 

Сделайте сильный акцент на управлении затратами, не только практикуя дальнейшие сокращения по тем или иным статьям затрат, но используя стратегический подход: стремитесь к тому, чтобы снизить издержки посредством трансформации бизнес-операций и стать лидером по этому показателю в своей отрасли. Используйте стратегию лидерства по издержкам как возможность завоевать более солидную долю рынка, но не упускайте из виду необходимость защитить свою прибыль.

 

3. Не забывайте о людских ресурсах, времена экономических трудностей выявляют выдающихся лидеров. Не позволяйте людям слишком сильно «погружаться в самих себя», лучше оставаться сосредоточенными на рынке. Для тех, кто способен на это, всегда существуют возможности роста.

 

4. Перспективы на будущее — турбулентность рынка создает разные возможности, и те, кому удалось заложить правильные основы в трудные времена, имеют все шансы на успех, когда экономика вновь будет переживать стремительный рост.

 

& О мерах в условиях снижения объемов кредитования в экономике

 

По данным Нацбанка РК, кредитование экономики Казахстана банками второго уровня снижается. Так, общий объем кредитования на конец июня 2015 года составил 10711,5 млрд тенге. При этом общий объем кредитования в мае составил 12068,3 млрд. Кредитование субъектов малого предпринимательства на конец июня 2015 года составило 1691,4 млрд тенге, тогда как кредитование субъектов малого предпринимательства на конец мая составило 1888,6 млрд тенге. В связи с этим мы задались вопросами: какие меры могут позволить обезопасить деятельность казахстанского бизнес-сообщества в условиях снижения объема кредитования в экономике? В том числе на какие дополнительные источники финансирования, кроме банковских кредитов, могут обратить внимание предприниматели?

 

Ерлан Оспанов, управляющий партнер и генеральный директор группы «Верный Капитал»

 

Если говорить о задачах государства в этом вопросе, то я бы сказал так. Государству стоит думать не в категориях программ финансирования, а сфокусироваться на установлении единых прозрачных правил существования и развития для всех, чьи действия создавали бы среду для развития бизнеса и предпринимательства, а не финансировать отдельные предприятия. Основной вопрос в этом направлении — это функционирование судебной системы, возможность для любого предпринимателя защитить свои законные права и интересы в суде. Ведь когда речь идет о наличии и развитии альтернативных источников финансирования бизнеса, очевидно, что мы говорим об инфраструктуре для развития предпринимательской инициативы. Инфраструктура же не будет развиваться в условиях, когда судебная система работает по принципам избирательного правосудия. Особенно важен вопрос функционирования корпоративного права, защиты прав миноритарных акционеров. Это, на мой взгляд, самое важное.

 

Если же говорить о том, какие меры нужно предпринимать самому бизнесу, предпринимателям для поиска альтернативы кредиту, то в целом это можно сформулировать так: «изучать, учиться, искать». У нашего бизнеса существует определенный, я бы сказал, нигилизм в вопросе поиска вариантов привлечения финансирования. Большинство компаний и предпринимателей рассматривают один традиционный путь — банковский кредит. Я бы рекомендовал смотреть шире и быть настойчивее в поиске.

 

В целом источники финансирования можно разделить на два вида: заемное финансирование и привлечение капитала. Банковское кредитование относится к первому виду. Но существуют альтернативы дорогому кредитованию, которые могут быть рассмотрены для применения на разных этапах развития бизнеса.

 

В сфере заемного кредитования можно выделить такие.

 

Факторинг, то есть финансирование оборотных средств компании-поставщика в момент поставки товара или услуги покупателю. Факторинг является выходом, прежде всего, для торговых предприятий. Его плюсы в том, что это возможность получения оборотных средств без залогов под уступку текущих требований к дебиторам и быстрый срок получения финансирования — до двух недель максимум. Для предпринимателей факторинг удобен тем, что продавец может переложить риск неуплаты со стороны дебиторов с себя на факторинговую компанию. Минус в том, что обходится дороже, чем кредит.

 

Лизинг, когда во временное пользование передается оборудование, персонал и так далее. Плюсы лизинга — вы получаете ряд налоговых льгот, и оформить его можно гораздо быстрее, чем кредит. К минусам можно отнести то, что оборудование, взятое в лизинг, вашей собственностью не является. Большинство договоров лизинга действуют в сфере автотранспорта, но бывают и случаи взятого в лизинг оборудования. На сегодняшний день в Казахстане зарегистрировано более 30 лизинговых компаний, большинство из которых — дочерние организации финансовых групп или отдельных банков. Основная проблема для любой лизинговой компании не только в Казахстане, но и во всем мире — фондирование: где взять деньги, чтобы профинансировать кого-то? В отличие от банков лизинговые компании не могут оперировать денежными средствами, доверенными им другими лицами. Также существуют программы лизинга, которые поддерживает государство через соответствующие агентства, например, программа ФРП «Даму» по финансированию лизинговых сделок для МСБ в обрабатывающей промышленности.

 

В сфере привлечения капитала важен вопрос того, как функционирует корпоративное право на этом конкретном рынке — либо способствует развитию этого поля, либо сводит на нет все другие методы привлечения инвестиций. Поэтому в этом аспекте роль государства значительна в части создания таких условий.

 

В качестве альтернатив заемному банковскому кредитованию можно рассматривать следующие варианты.

 

1. Если речь идет о стартапе, молодой компании или разработке инновации, то вариантом может быть поиск венчурного инвестора. Это возможность получить финансирование в обмен на часть собственности юного или создающегося предприятия. Это непросто, но если подойти к презентациям и переговорам профессионально и проявить настойчивость, возможно. Минус может быть только в том, что венчурный инвестор может получить полный контроль над бизнесом и выдавить его создателя из ставшей успешной компании. Поэтому предпринимателю нужно очень разумно подходить к вопросу построения сотрудничества и контроля над структурой собственности и развития своего бизнеса.

 

Нужно отметить и бизнес-ангелов — это частные лица, предоставляющие средства для начала бизнеса в обмен на долговые облигации, конвертируемые в акции, или на долю в капитале.

 

В поиске источника привлечения капитала не стоит сбрасывать со счетов нетворкинг — частные связи и контакты.

 

2. Поиск прямого инвестора, который вложится в производство, маркетинг и сбыт в обмен на участие, возможно и контрольное, в собственности. Этот инструмент доступен для компаний, которые уже прошли стадию стартапа и становления и ищут ресурсы для роста или оздоровления предприятия, погрязшего в проблемах.

 

3. IPO-фондирование. Есть уже и случаи выхода на IPO компаний МСБ в Казахстане. Но это пока отдельные случаи. Есть множество причин, по которым предприниматели не могут выходить на фондовый рынок: недостаток образования, финансовых и юридических знаний, нежелание нести затраты, связанные с прохождением процедуры листинга. Но главное препятствие — это непрозрачность МСБ. То, что не удовлетворяет банки в вопросах кредитования МСБ (с ростом числа просрочек при погашении кредитов и они стали осмотрительнее), с еще большей вероятностью вызовет вопросы и у инвесторов.

 

Госпрограммы по поддержке развития бизнеса как из сферы заемного кредитования, так и в виде привлечения капитала, в том числе в виде грантов. Стоит внимательно изучить все заявленные государством программы и условия участия в них. Они реализуются через разные институции — министерства, фонд «Даму», национальные агентства, государственные холдинги и организации. И разнятся по видам поддержки, которые оказывает государство, направлены на разные категории бизнеса, часть их сфокусирована на развитии определенных отраслей и секторов экономики.

Читать дальше

в издании Бизнес & Власть №28 (550) от 21 августа 2015

PDF, 2.17 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (1)

  • Khan

    21 августа в 13:23

    Снижение НДПИ как раз то, что нужно нашим отечественным экспортерам и при том очень мощная поддержка. Ведь именно они приводят валюту для дальнейшей оплаты импорта.

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме