• Асель Сейдахметова

  • 13 августа 2015

«Rework»: устрой революцию в бизнесе

 

Книга из тридцати страниц и трех глав для многих начинающих и опытных предпринимателей, или, как предпочитают их называть авторы книги, «начинателей», если не стала путеводителем в мире бизнеса, то точно заставила пересмотреть свои взгляды на него.

 

Американский бестселлер — книга «Rework: бизнес без предрассудков» бизнесменов Дэвида Хэнссона и Джейсона Фрайда — переворачивает устоявшиеся представления о «правильном» ведении бизнеса, отвергая рост компании, совещания, заседания совета директоров, принижая значимость обучения на ошибках и многие другие, казалось бы, очевидно правильные вещи.

 

Предисловие к российскому изданию начинается со слов: «Когда я читал эту книгу, у меня было ощущение, что я сижу с друзьями в уютном кафе, и они откровенно делятся со мной всеми «закулисными» секретами своего успеха в бизнесе. Делятся легко и непринужденно, живо и искренне».

 

Книга состоит из трех глав — «Начало», «Подготовка», «Действуйте!».

 

Авторы в «Начале» советуют читателям принять ту новую реальность, которая нас окружает, показывая на простых примерах, что бизнесом сегодня может заниматься каждый: «Технологией, стоящей тысячи долларов, можно воспользоваться за пару баксов или вообще бесплатно. Вы можете сочетать создание бизнеса на стороне с работой на постоянном месте, тем самым обеспечивая себя необходимым денежным потоком. Вам даже не нужен офис. Сегодня вы имеете возможность работать из дома и взаимодействовать с людьми, которые живут в тысячах километрах от вас».

 

Подготавливая читателя к действию, Хэнссон и Фрайд советуют игнорировать реальный мир, который сулит неудачу в любых начинаниях, и доказывают, что значимость обучения на ошибках завышена, так как «неудачи — это не обряд посвящения. Неудачи других людей являются всего лишь неудачами других людей — и не более».

 

В этой главе действительно авторы как будто бросают вызов всем устоявшимся правилам ведения не только бизнеса, но и в каком-то смысле жизни. «Планирование — это не более чем догадки», «зачем расти?», «трудоголизм глуп», — критикуют бизнесмены. Они заменили слово «планирование» на «догадки». В результате получились не «бизнес-планы», а «бизнес-догадки», не «финансовые планы», а «финансовые догадки», а стратегическое планирование вовсе превратилось в «стратегическое угадывание». Авторы уверяют, что планы позволяют прошлому управлять будущим, и вы не сможете пойти в новом направлении, даже если сегодня это имеет смысл.

 

Они также считают, что любая компания должна найти «свой размер» и оставаться в нем, ставя под сомнение важность роста компании. «Может быть, для вашей компании правильным размером будет пять человек. Или 40. Или 200. А может быть, только вы и ваш компьютер, — говорится в книге. — Растите медленно и следите за своими ощущениями — преждевременный наем сотрудников для многих компаний равносилен смерти. Также избегайте слишком быстрых рывков в развитии — они могут быть причиной того, что вы пропустите «подходящий размер».

 

Далее коллеги-бизнесмены критикуют трудоголизм, называя трудоголиков скорее создателями проблем, а не их «решателями», как принято в обществе. «Работать больше не значит больше заботиться об успехе бизнеса или больше выполнять. Это значит только то, что вы больше работаете», — заключили авторы.

 

Морально подготовив читателя, авторы дают уроки по тому, как действовать. Но для того, чтобы действовать, нужно хотя бы начать что-нибудь делать. Бизнесмены обращаются к читателям: «Если у вас есть какая-та идея, не надо сидеть и ждать, пока эту вашу идею реализует кто-то другой. Значение имеет только то, что вы делаете, а не то, о чем вы думаете, говорите или что планируете. Самая важная задача — это начать».

 

Тем, кто уже решил не отдавать другим свой будущий бизнес, авторы советуют «чесать там, где зудит», предлагая создать что-то, что вы сами хотели бы использовать. Так, не прибегая к чужой помощи, вы можете понять, имеет ли хоть какую-то ценность то, что вы делаете.

 

Книгу бизнесмены заканчивают в том же духе, в котором начали. Они пытаются доказать, что «вам требуется меньше, чем вы думаете».

 

Судить о полезности деловой книги трезво может только человек, кому не чужды проблемы предпринимателей, поэтому мы обратились к членам казахстанского бизнес-сообщества, которые прокомментировали книгу с точки зрения своего опыта.

 

Виктория Торгунакова, генеральный директор сервиса онлайн-покупки билетов «Тикетон»:

 

«Книга насыщена «оппозиционностью» по отношению к устоявшимся методам ведения бизнеса. При этом, как мне показалось, некоторые из приведенных практических примеров являются скорее исключением из правил, чем подтверждением революционных идей. Не сомневаюсь, что многих читателей подкупило то, что авторы поддерживают те инициативы компаний, которые обычно считаются недопустимыми ошибками. Тем не менее ряд предложений авторов встречается во многих других бизнес-изданиях, и их нельзя назвать «открытием» в принципах построения компании. Взять хотя бы идеи диверсификации, реализации побочных продуктов, а также подчеркивания важности взаимодействия с клиентами. Во время чтения ловила себя на мысли о том, что многое из отмеченного авторами имеет место и в нашей компании. «Все, что вы делаете, — маркетинг» — это та цитата из книги, которая отложилась в моей памяти наиболее отчетливо. Действительно, мы в своей компании стараемся следовать этому принципу. К примеру, в «Тикетоне» абсолютно каждый сотрудник знает, как решить вопрос, возникший у клиента, не раз оказывался в роли службы поддержки и чувствует свою ответственность за впечатления от нашего сервиса. Ряд советов книги, относящихся к малому бизнесу, также реализован у нас, но не могу сказать, что это именно ее заслуга. Скорее причиной послужили реалии, в которых мы работаем, и далеко не всем компаниям рекомендации книги пойдут на пользу. Я бы посоветовала с осмотрительностью отнестись к внедрению методик авторов и применять их выборочно, так как слепое следование чужим советам может сослужить дурную службу».

 

Руслан Калимуллин, бизнес-тренер:

 

«Я считаю, что всем, кто хочет хоть как-то связать свою жизнь с бизнесом, необходимо прочитать эту книгу. Причем несколько раз. Во-первых, потому что авторы книги не публицисты, не писатели и не бизнес-тренеры. Они в первую очередь успешные предприниматели, которые основали компанию, продуктами которой пользуются миллионы людей по всему миру (и это притом, что постоянных сотрудников в компании всего 39).

 

Во-вторых, в книге нет никакой теории — только практика. Никакого занудства и нравоучений, но очень много здравого смысла и наблюдательности авторов, благодаря чему «Rework» — это не просто чья-то история успеха. Это, по сути, мануал, созданный истинными лайфхакерами путем взлома рутинной повседневности с одной целью — помочь каждому читателю не увязнуть в рутине и не сгореть на своем рабочем месте.

 

В-третьих, язык, которым написана книга, предельно простой, а стиль изложения настолько занимательный, что, помимо «лайфхакерской» ценности, «Rework» еще является и прекрасным мотиватором, чтобы не просто прочитать и «взять на вооружение» еще пару интересных идей (как в большинстве случаев), а встать с дивана и начать делать «здесь и сейчас». Делать с одной целью — повысить эффективность и, как следствие, выиграть время. А значит, и повысить качество жизни.

 

В-четвертых, если говорить об эффективности, то стоит отметить, что «Rework» одновременно направлена на несколько читательских аудиторий и может быть одинаково полезна и руководителям, и подчиненным, и маститым бизнесменам, и начинающим стартаперам — каждый в ней найдет для себя немало полезного. Руководители смогут наконец-то изменить свой подход к людям как «к стульям» и попробуют «переключить» себя на построение нормального и эффективного диалога со своими подчиненными, ведь, как говорится, «люди не станки, когда-нибудь встали и ушли». Подчиненные в свою очередь поймут, насколько им необходимо изменить подход к своей работе, к начальству и, самое главное, к собственному времени. Для них это лучший учебник по тайм-менеджменту. Опытные бизнесмены получат возможность взглянуть на себя со стороны, как минимум в части организации работы на всех этажах управленческой иерархии их компаний. А стартаперы переориентируются на то, чтобы создавать не бесконечные «стартапы», а настоящие бизнесы. Бизнесы, ориентированные не на бесконтрольные инвестиции и последующую продажу как самоцель, а на то, чтобы приносить пользу этому миру. Это и есть истинное предназначение бизнеса.

 

Но особенно полезна «Rework», на мой взгляд, будет все-таки именно стартаперам. Для них самая большая ценность этой книги — это возможность избежать наиболее опасных ошибок, о которых многие часто даже не задумываются на старте. И главное — понять наиболее важную составляющую любого стартапа, очень точно переданную авторами в цитате из книги: «Многие начинающие игроки в гольф думают, что им нужны дорогие клюшки. Но настоящее значение имеет удар, а не клюшка». «Rework» помогает правильно расставить акценты и формирует правильное отношение к миру бизнеса и культуру истинных бизнес-ценностей. А значит, помимо того, что «Rework» является книгой — историей успеха, книгой-лайфхаком, книгой-мотиватором, наконец, книгой-учебником, это еще и книга-миссия. Именно это и относит ее к категории must read books».

 

Дамир Сайфуллин, основатель Singularity Lab:

 

«Книга понравилась тем, что дает представление о новом формате предпринимательства и безграничных возможностях нашего времени. Любой желающий может начать свое дело без значительных вложений. Книгу нужно перечитывать несколько раз — в начале пути и уже как состоявшийся предприниматель.

 

Есть общий минус у подобных книг — для тех, кто считает, что, прочитав книгу, сразу станет бизнесменом и дело откроется само собой. Много людей, которые прочитали кучу бизнес-книг, но успешный бизнес так и не организовали. Ну и реальный опыт, особенно местный, казахстанский, имеет мало общего с предпринимательскими реалиями Запада. Советую также прочитать книгу «И ботаники делают бизнес».

Читать дальше

в издании РБК №7-8 (24) от 4 августа 2015

PDF, 4.80 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по проекту