• Рабига Абдикеримова

    Журналист

  • 7 августа 2015

Выжатые лимоны

 

Умеренную диету рекомендуют сегодня эксперты государственному организму. Только так, по их мнению, можно будет вернуть тонус отечественной экономике.

 

В начале этой недели президент провел совещание с участием главы правительства Карима Масимова и руководителя Администрации Президента Нурлана Нигматулина, в ходе которого заявил о необходимости экономии средств в связи с нестабильностью в мировой экономике.

 

«В связи с ухудшением конъюнктуры рынка, состояния бюджета страны, а также снижением цен на наши основные экспортные товары необходимо вводить всеобщую экономию средств. Эти меры следует предусмотреть и в бюджете следующего года», — сказал Нурсултан Назарбаев.

 

В ходе мероприятия также было обсуждено текущее состояние экономики страны и меры по ее дальнейшему развитию. За подробностями этих мер редакция «&» обратилась с официальным запросом в Министерство национальной экономики РК. Пока ведомство готовит свои комментарии, мы решили побеседовать с экспертами о том, что, по их мнению, может помочь исправить экономическую ситуацию.

 

Олжас Худайбергенов, экономист

 

Честно говоря, в условиях, когда частный сектор сокращает расходы, государство должно наращивать расходы соразмерно сокращению расходов частного сектора, иначе экономика получит двойное давление в сторону падения. Поэтому, если речь идет в целом об экономии, то есть риски ухудшения ситуации. Если речь идет об экономии неэффективных расходов и росте общих, то это улучшит ситуацию.

 

В целом стране нужны три меры.

 

1. Создание условий для возврата капиталов, вывезенных из страны, и если ради этого придется провести амнистию по коррупционным преступлениям, то надо это сделать в обмен на ужесточение наказания за новые преступления. Без этого возврат капитала не состоится, так как большинство владельцев капиталов не только уходили от налогов, но, скорее всего, совершали еще и коррупционные преступления. Поиск и судебная перспектива имеют мизерные шансы. Надо им простить, но при условии, что не менее 30% будет вложено в виде инвестиций в обрабатывающую промышленность.

 

2. Надо создать налоговые условия, чтобы бизнесу было выгодно выйти «на свет». Сейчас 50% экономики в тени, а выведение «на свет» поможет удвоить поступления в бюджет.

 

3. Необходимо улучшить систему госуправления, чтобы повысить эффективность 11 трлн тенге госзакупок.

 

Ержан Досымбеков, управляющий партнер Grant Thornton в Казахстане

 

Мы сегодня видим, что бизнес нуждается в поддержке государства, но по факту происходит обратное. У государства стала проседать доходная часть, исправить ситуацию взялись налоговые органы. Бизнесу и так нелегко, а налоговики стали жестче. Ведь и так понятно, что налоговые потоки уменьшились, потому что многие бизнесы сейчас в кризисной ситуации. Ранее в кризисной ситуации уже успели побывать банки и строительные компании. Теперь же, после падения цен на нефть, государство лишилось денежного потока от основной отрасли, которая генерировала доходы. Я думаю, государственными структурами должна быть в первую очередь проведена работа, как и в любой компании, по сокращению ненужных расходов внутри бюджета. Что касается антикризисной экономии, то я думаю, что для любого государства или компании режим экономии должен быть включен всегда, независимо от состояния экономики, цен на нефть и т. д.

 

Безусловно, государству нужны деньги, и налогоплательщики должны платить налоги. Но здесь важно не перегнуть палку по отношению к бизнесу, потому как есть риск выжать из него последние соки. При этом сам бизнес должен понимать, что мы живем в условиях рыночной экономики. А это означает, что бизнес всегда должен быть готов к кризису, уметь его прогнозировать и быстро принимать меры. К тому же бизнес всегда должен быть "подтянутым" в экономическом плане. То есть он должен быть гибким, и если акционеры и руководство компании видят, что ожидается кризис и доходы компании падают, нужно быстро принимать эффективные меры оптимизации деятельности.

 

И это не всегда означает массовые увольнения, сокращение производства и пр. Перейти в режим жесткой экономии означает перестать тратиться на вещи, без которых можно обойтись. В первую очередь необходимо сфокусироваться на эффективной работе людей. Когда вы набираете много людей, уверены ли вы в том, что все они эффективно работают? Поэтому нужно уметь так выстроить бизнес-процессы и систему мотивации, чтобы каждый давал максимальную отдачу, а тех, кто не нужен, можно сокращать или переводить на частичную занятость. С другой стороны, можно оптимизировать арендные площади, более эффективно выстроить использование других активов компании. На самом деле кризис помогает повысить качество бизнеса, потому что выживают лучшие. Если бизнес существовал за счет тендеров, то теперь ему придется непросто. Выживут те, у кого бизнес был наиболее диверсифицирован и за кого держатся клиенты.

 

Петр Своик, экономист

 

О режиме экономии

 

Ухудшение главных экономических показателей в Казахстане — ВВП, бюджетное наполнение, экспорт, импорт и положение тенге, который находится под все большим девальвационным давлением, — это не какие-то временные трудности или циклический кризис, это вход в финальную стадию той внешне ориентированной экономики, которая была создана в Казахстане во второй половине 90-х годов и пышным цветом расцвела в 2000-е. И сейчас она попросту сворачивается. Конечно, такие краткосрочные меры, как режим экономии, приходится принимать, но проблема этим не решится. Надо искать иные источники развития.

 

Об источниках роста

 

Экспортно ориентированная сырьевая модель вначале развивалась, прежде всего, на непосредственном извлечении валютной выручки сырьевыми экспортерами. За счет этой валютной выручки сырьевые экспортеры могли не только поддерживать себя, но и развиваться, не прибегая к услугам банков вообще, то есть не беря кредиты. Там, где не хватало этой валютной выручки, были иностранные инвестиции, за счет которых в большинстве своем и шло экономическое развитие в Казахстане. Там, где все-таки надо было брать кредиты, деньги привлекались тоже извне. Так как казахстанская кредитная система была не на национальном фондировании, то есть Национальный банк Казахстана не является кредитором первой инстанции, вся система была построена на перепродаже внешних денег. Ну и наконец, еще одним источником экономического развития послужил массовый завоз в Казахстан импортной продукции. Вся эта экономическая модель на сегодняшний день объективно исчерпана по целому ряду объективных факторов.

 

Что делать дальше?

 

Нам, во-первых, надо признать, что экономическая модель, за счет которой мы развивались до этого, исчерпана. Какое-то время она еще будет продолжаться, потому что до ноября прошлого года наши валютные запасы все-таки росли и выросли примерно до $150,5 млрд. Так вот с ноября прошлого года эти запасы начали уменьшаться и сейчас продолжают это делать. Если конкретнее, то они уменьшились на $7,5 млрд. Это значит, что экономика Казахстана перешла из накопительного режима в расходный режим, который может длиться достаточно долго, пока не закончатся все запасы. Понятно, что так нельзя. Поэтому Казахстану надо искать другие источники развития экономики. Для этого первым делом надо начать всерьез пересматривать и менять многое, начиная с национальной монетарной политики. Тенге из роли «казахского доллара» надо переводить в роль той валюты, которая имеет возможность осуществлять и инвестиционную, и национально-кредитную функцию. Программу ФИИР надо переписывать с состояния разрозненного набора отдельных предприятий на выстраивание вертикально интегрированных цепочек по переработке наших природных ресурсов. Также надо самым серьезным образом относиться к евразийской интеграции — пересматривать, переосмысливать и формулировать общеевразийскую парадигму, которая была бы направлена на совместное развитие и, главным образом, на инвестирование и кредитование не чужими деньгами, а собственной расчетной единицей.

 

Об источниках инвестирования

 

Нашему Нацбанку наконец надо начать национальную инвестиционную или кредитную миссию, перестать быть обменником и стать национальным инвестиционным органом. Причем делать это надо не через нынешние коммерческие банки. Надо создавать параллельную систему, может быть, на базе «Народного банка». Другими словами, нужны новые институты, которые будут инвестировать и кредитовать не на основе коммерческой выгоды банков, а на основе необходимого развития всего государства. Подобные задачи должны быть четко сформулированы. В целом сегодня правительство их не имеет. Только местами взят правильный курс, например, Минсельхоз собирается развивать кооперацию на селе для укрупнения товарного производства, но это всё кусочки. В самом правительстве надо сформулировать мощную вертикально интегрированную программу развития — межотраслевую и отраслевую. Надо наконец-то дать ума накопительной пенсионной системе, которая сейчас находится в отвратительном состоянии. Эти пенсионные деньги, поскольку они самые длинные, надежные и дешевые, надо вкладывать в инфраструктуру, к примеру, в электроэнергетику и ЖКХ.

 

О бизнесе

 

В Казахстане есть два разнонаправленных вида бизнеса. Первый — это экспорт сырья. Для него выгодна девальвация национальной валюты, ему не нужна система национального кредитования, он без нее обходится. Второй бизнес — это малый, средний, иногда и крупный бизнес внутри страны, которые делаются не за счет валютной выручки, а за счет тенге. Сегодня и все последние 15 лет, то есть с самого зарождения нынешней экономической модели, все работало на экспортно-сырьевой бизнес. И если прямо сказать, то правительство было полностью на его стороне. Поэтому кроме всего прочего нужна политическая реформа с переносом права формирования правительства в парламент, о чем правильно говорит наш президент. Это надо обязательно делать. Но сам парламент тоже надо аккуратно выстраивать, чтобы были три равноценные политические партии. В центре должен стоять «Нур Отан». Интересы экспортно-сырьевых олигархов пусть по-прежнему представляет «Ак Жол». И третья должна быть левая партия. Я бы назвал ее социал-демократической партией. И тогда можно будет пережить почти любые трудности и двигаться вперед.

 

Рабига Абдикеримова, Зарина Орумбаева

Читать дальше

в издании Бизнес & Власть №26 (548) от 7 августа 2015

PDF, 2.74 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме