• Татьяна Чернецкая

    тренер, блоггер

  • 31 июля 2015

Раскритикуйте это немедленно!

 

На долю руководителей всегда выпадает больше, чем на рядовых сотрудников. Помимо основных рабочих обязанностей им еще необходимо заниматься наставничеством и обучением, выставлять цели, планировать, брать на себя всю ответственность за их выполнение, принимать решения, многие из которых действительно даются тяжело. Одной из нелицеприятных сторон руководительства является необходимость доносить до людей критику. Как правильно озвучить критику, чтобы она не нанесла вашим подопечным психологической травмы и привела к действительно продуктивной работе? Об этом в сегодняшнем материале.

Не переходите на личности

Если вы указываете на пробелы в работе ваших сотрудников, не переходите на личности. Хороший руководитель никогда не позволит себе называть подопечных лентяями, бездарными, глупыми, некомпетентными и так далее. Вместо этого озвучьте проблемы именно в работе и совместно решите, как их можно сделать лучше. Так работники будут гораздо легче переносить критику.

Говорите, как работу можно улучшить

Если вы заметили, что сотрудники не справляются с заданием, необходимо выяснить причину, по которой это происходит. Это может быть сниженная мотивация, а может и отсутствие знаний. Порой сотрудники не понимают, как им осуществить поставленные задачи. В таких случаях устраните пробелы в знаниях, снабдите необходимыми инструментами и инструкциями. Чувствуя поддержку и наставничество, сотрудник гораздо эффективнее справится с работой, а критика окажется максимально конструктивной и поможет сотрудникам вырасти профессионально.

Объясняйте, в чем ошибки сотрудника

Не следует ограничиваться простым «это неправильно, переделайте». Обязательно объясняйте, в чем именно ошибка и к чему она может привести в будущем. Не стоит просто перечеркивать отчеты и проекты, отдавая на доработку и не объясняя основных ошибок. Следуя этому правилу, вы сэкономите время (как свое, так и сотрудника) и получите желаемый результат гораздо быстрее.

Используйте правило сэндвича

Рекомендуется встраивать критику следующим образом: положительный аспект, отрицательный аспект, положительный аспект. Такая схема помогает донести до человека упущения, но при этом не обидеть его. Например: «Мне понравилось исследование, которое вы провели для отчета, над заключением стоит еще немного поработать, а вот анализ в таблицах выполнен на высоком уровне, похвально!».

Задавайте правильные вопросы

Сейчас все чаще можно встретить систему менеджмента, выстроенную по управленческому коучингу. Основная идея управленческого коучинга – раскрывать потенциал своих сотрудников, задавая правильные вопросы. Если вы увидите ошибки у работников, попробуйте задать им несколько вопросов:

- Как ты думаешь, если мы так поступим, к каким результатам это приведет в будущем?
- Ты хорошо оценил риски при разработке этого плана?
- Как ты можешь сделать эту работу еще лучше?
- Если бы ты знал, как выполнить эту задачу, что бы ты сделал?
- Какие варианты решения этой задачи ты видишь еще?

Основная идея – направить внимание сотрудника на поиск решений. В первое время вы можете столкнуться с сопротивлением, потому как на подобные вопросы сотрудники просто могут ответить «Не знаю». Проявите терпение и через некоторое время вы заметите, что этот метод действительно хорошо работает.

Поработайте над списком вопросов, которые вы могли бы задать своим сотрудникам.

Хвалите заблаговременно

Если вам пришлось выговаривать критику и указывать на ошибки, подбодрите своего сотрудника и заверьте, что он обязательно справится. А также выкажите свои ожидания по поводу результата работы. Например: «Ну, это поправимые ошибки, вы и не с таким дело имеете, поэтому уверен(а), что разберетесь с этим в самое короткое время. Уж вам то я доверяю!».

Говорить нечто подобное довольно манипулятивно, но результат это приносит. Дело в том, что когда мы хвалим человека (и особенно, когда руководитель хвалит сотрудника), он стремится подтвердить все сказанные нами слова поступками. И действительно, с проблемами разбирается быстро, показывает высокую компетентность и вообще старается проявить себя с лучшей стороны, ведь не зря вы ему доверяете.

Конечно, не стоит забывать о том, что количество ситуаций, когда вам приходится выговаривать критику, можно значительно снизить, если заранее снабжать подчиненных четкими инструкциями, знаниями и инструментами.

Успешного вам бизнеса!

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме