• Татьяна Чернецкая

    тренер, блоггер

  • 17 июля 2015

Один в поле не воин?

 

Как мы знаем, руководитель – это лидер, и он таким не станет, если за его спиной не будет надежной команды. Вопрос о правильной структуризации и оптимизации рабочих ресурсов всегда стоит остро. Поэтому руководители всячески пытаются создать рабочий коллектив с хорошей атмосферой. Тимбилдинги и корпоративы, тренинги по командообразованию и групповые проекты – руководители вооружаются различными инструментами для построения успешной команды. Но не всегда то, что хорошо для людей, хорошо для бизнеса. Сегодня я расскажу вам о негативных моментах, с которыми вы можете столкнуться, решив построить команду.

Сколько волка ни корми...

Прежде чем внедрить командно-ориентированную культуру в своей компании, подумайте дважды, а то и трижды. Для того, чтобы поддерживать рабочий тонус компании, вам придется постоянно эмоционально заряжать ваших сотрудников различными встречами, тимбилдингами и корпоративами.  Во-первых, для таких мероприятий вам потребуется выделять рабочее время и финансирование, во-вторых, к хорошему привыкают быстро.  Со временем энтузиазм вашей команды по поводу «рабочих гуляний» пропадет, и вам придется изобретать что-то новое. А уж если в силу финансовых и временных ограничений вам придется отказаться от такой практики, у вас есть все шансы столкнуться с недовольством сотрудников: «Начальник нас не любит и совсем не ценит! Никакой благодарности!». Ведь недаром говорят, сколько волка ни корми, он все в лес смотрит.  И если вы все же решили практиковать нечто подобное в своей компании, всегда отслеживайте эффективность в соотношении усилия и финансы/результат.

Несколько слов об ответственности

Одним из минусов командной работы является перекладывание ответственности. Когда перед сотрудником стоят индивидуальные задачи, он понимает, что вся ответственность возложена именно на него, и работа движется эффективно. Если же задача стоит для всей команды, многие начинают попросту халтурить, полагаясь на то, что кто-то из команды явно выложится на 100%. Но весь секрет в том, что так думает большинство членов команды. И то, что руководитель получает в итоге, совсем не радует: в психологии этот паттерн поведения называется «эффект Рингельмана», который гласит, что процент индивидуальной эффективности становиться тем ниже, чем больше участников в группе.

Чтобы избежать социальной пассивности ваших работников, четко определяйте индивидуальную ответственность каждого участника при групповых проектах.

Переходи на сторону зла! У нас есть команда!

Если вы демократичный руководитель, знайте, что чрезмерное увлечение построением команды может превратить вашу демократичную команду в анархию. С каждым тимбилдингом границы субординации будут все меньше. Сотрудники, конечно, сплотятся, но будет ли это полезно для вашего бизнеса? Согласитесь, что есть шанс того, что в определенный момент они сплотятся против вас. Может, им не понравятся нововведения, или они болезненно отреагируют на сокращения.  Ваши сотрудники могут быть не настолько дальновидными, как вы, и некоторые решения вполне могут восприниматься ими как абсурдные.

Конечно, это самый страшный вариант, и до такого вы вряд ли доведете. Но это риск, которому стоит уделить внимание, если вы ставите перед собой задачу сплотить команду.

Отсутствие конкуренции

В нашем обществе не принято конкурировать с друзьями. Конечно, в шуточной форме это допустимо, но до серьезного противостояния никто не доходит. Точно также в дружном коллективе снижается уровень конкурентности между сотрудниками.  Возможно, это не создает лишнего напряжения на работе, но явно не играет на руку вашего бизнеса. Рост личности и рост бизнеса всегда сопровождаются стрессами и конкурентной борьбой. Более того, они являются обязательными условиями движения вперед. Поэтому стремитесь создавать конкуренцию (в разумных рамках, конечно) в вашем коллективе. Конкурентная борьба способствует   инновационным решениям, эффективной работе и росту вашей компании.

Личное или рабочее?

При тесной дружбе в коллективе у нас всегда возникает конфликт интересов. Люди принимают решения в пользу своих друзей – факт, неоднократно имеющий место в казахстанском бизнесе. Помимо этого, ваши сотрудники будут болезненно переносить перестановки кадров, сокращения, а продвижение по службе может стать причиной личного конфликта подопечных. Оно вам надо? Конечно, дружбы на работе вам не избежать, и, если нужно, сотрудники подружатся и без вас. Однако, вам стоит заранее определить рамки личного и рабочего, чтобы разборки с конфликтами сотрудников не стали вашей головной болью.

Прежде чем углубиться в командообразование подумайте, не эффективнее ли раскрывать индивидуальный потенциал сотрудников, чем тратить огромные суммы и кучу времени на процессы, которые не гарантируют вам максимально возможного варианта.

Предусмотрительного вам руководства! 

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме