• Рабига Абдикеримова

    Журналист

  • 15 июля 2015

Другой подход

 

Новая плановая экономика с кооперативами и региональными кластерами, усовершенствованная современными технологиями, выведет агропромышленный сектор Казахстана из плачевного состояния. О том, как решить проблему труднодоступности кредитов и субсидий для агробизнеса, как сделать фермерство выгодным в Казахстане, как бороться с коррупцией и улучшать госуправление в АПК, и о многом другом в интервью «&» рассказал бизнес-технолог, выпускник Московской школы управления «Сколково» и основатель группы компаний Alatau Fruits Engineering Темиржан Жалгасбаев.

Темиржан Маратулы, давайте начнем с самого главного. Каков сейчас потенциал казахстанского агросектора? Какие проблемы есть и как они решаются или не решаются?

Я считаю, наш президент уделяет очень много внимания агросектору, часто критикует работу правительства по этому поводу, особенно в последнее время. Его недовольство касательно темпов роста самого агросектора, удельного веса АПК в ВВП страны и других моментов полностью уместно. Потому что на сегодняшний день из бюджета выделяются  колоссальные суммы на огромное количество всевозможных госпрограмм, но финансового возврата в виде налогов в казну - нет. Нужно быть честными с самими собой: мы все еще топчемся на месте. Да, в цифрах по сравнению с началом 2000-х годов прогресс есть, и Минсельхоз очень хорошо по ним отчитывается, но в какой-то мере мы сами себя обманываем — мы стоим на месте, а местами даже откатываемся назад, не используя возможности, которые нам предоставляются в рамках того же Таможенного союза.

Почему так происходит? Некоторые эксперты считают, что в этом в какой-то мере виновато чрезмерное государственное участие в агросекторе. Что Вы думаете по этому поводу?

В чем-то я согласен, в чем-то нет с таким мнением. В госучастии в агросекторе в таком количестве, как у нас, есть свои плюсы и минусы. Плюс состоит в том, что вся система должна быть управляемой, но другое дело — эффективность этого госуправления. Это и есть главный минус. К сожалению, на сегодняшний день управление в агросекторе Казахстана расфокусировано. К примеру, те же программы поддержки дублируются по несколько раз и Нацпалатой предпринимателей, и фондом «Даму», и ЦОПами и т.д. То же самое и в финансирующих организациях: «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства», «КазАгроФинанс», «КазАгроПродукт», «Аграрная кредитная корпорация» и т.д. Часто  финансовые продукты этих организаций переплетаются, и здесь крайне сложно сказать, кто за какие конкретные показатели отвечает, к примеру, за то же направление МСБ или отдельно за мясное направление в стране. А когда за какое-то поручение отвечает сразу несколько структур, это по умолчанию означает, что никто за него не отвечает.

Значит, в целом с политикой Вы согласны, а вот то, как эта политика реализуется на местах, Вам не очень нравится? Вы, можно сказать, знаете агробизнес на практике, а не по статистическим данным. В каких местах Вы бы хотели, чтобы состояние агросектора улучшилось?

Нам всем крайне важно очень четко и хорошо понимать, чего хочет президент, предлагая 100 конкретных шагов для проведения пяти институциональных реформ в стране. Мы должны привлекать стратегических инвесторов и крупные транснациональные компании, создавать с ними совместные предприятия. В Казахстане агробизнес развивается в условиях неопределенности. Вложив какое-то количество денег, предприниматель не знает, сколько завтра получит прибыли. В планах-то все может быть четко расписано, но на деле может оказаться совсем иная ситуация. Живой пример, когда госорганы не смогли спланировать финансирование так, чтобы люди получали кредит не в середине сезона, когда он уже не нужен, а именно в осенне-зимний период. Отсутствие грамотного планирования именно по вертикали власти может быть препятствием в достижении высоких стратегических целей страны. Одним из хороших решений таких проблем было бы региональное кластерное развитие. Это решение хорошо отраженно в «100 конкретных шагах», согласно чему руководителям абсолютно всех рангов будут прописаны KPI.

Разве сейчас нет показателей, тех же KPI, по которым просчитывается эффективность руководителей?

Давайте, для примера, поговорим о KPI в агросекторе. Сейчас KPI в агросекторе есть, но он общий. Например, наш Минсельхоз сам отчитывается, почему у нас в стране мало молока, почему мы все еще не экспортируем мясо, как мы планировали 5-10 лет назад. Если честно, это не работа Минсельхоза. Хочется спросить: где отчеты регионов и финансовых организаций по этому вопросу? Я считаю, нам нужно сфокусировать все меры господдержки, чтобы четко понимать, какой регион как должен развиваться, и по ним ставить конкретные KPI. Сейчас часто получается так, что человек подает документы в «КазАгроФинанс», а потом оказывается, что там какие-то условия не подходят. Он должен обратиться в «Аграрную кредитную корпорацию» или в «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства». Почему тот же фермер должен ходить по всем этим инстанциям с протянутой рукой, тогда как все должно быть наоборот?

Насколько эффективно идет освоение бюджетных денег государственными финансовыми организациями? У Вас есть такая информация?

Если честно, эта информация не является прозрачной. Мы не совсем понимаем достаточность средств в «КазАгро» по программам поддержки. Такой информации нет в открытом доступе. Например, мы не знаем, достаточно ли средств у государственных финансовых организаций на создание кластера производства сахарной свеклы. Сейчас как раз то время, когда нужно все заранее посчитать и начинать создавать такие кластеры. Таким образом, мы должны создать успешный средний класс — предпринимателей и фермеров, которые смогут пользоваться всеми условиями в рамках ЕАЭС и уже в скором времени ВТО. На самом деле все инструменты уже придуманы, нам нужно собраться и сфокусироваться, чтобы каждый руководитель управления сельским хозяйством (УСХ) района мог выходить с инициативой своего района, презентовать инвестиционные проекты инвесторам, продвигать интересы местных предпринимателей-фермеров. В Казахстане сложилось так, что чиновники наверху на самом деле принимают правильные решения, а вот власть пониже не проявляет инициативы: сверху «спустили» — делает, если «не спустили» — инициативу не проявляет. Это отсутствие инициативы нам обходится очень дорого.

То есть районные руководители УСХ должны делать презентации как бизнесмены? Объясните на примере, как это могло бы происходить?

К примеру, руководитель УСХ какого-нибудь района в Жамбылской области мог бы проявить инициативу, собрать фермеров своего района и спросить, какой продукт у них лучше всего получится производить. Предположим, это кукуруза. Руководитель УСХ мог бы предложить фермерам создать кооператив, соединив раздробленные по 10-15 га участков в один кластер на 1000 га. Подписать между ними меморандум, посчитать всю экономику, себестоимость, эффективность, потом презентовать как один большой бизнес-проект, чтобы обеспечить фермеров вовремя и кредитными средствами, и ГСМ, и инфраструктурой, и всеми мерами поддержки от государства. То есть это управление проектом от конкретного руководителя УСХ района или области, и если они так будут работать, успех обязательно будет. А сейчас люди, устав бегать за получением финансирования, поодиночке ходят жаловаться в «Нур Отан», акимат, пишут какие-то письма, и это абсолютно ни к чему не приводит. Чтобы получить какое-то разрешение от СЭС, фермеру зачастую приходится ждать очень долго и, скорее всего, решать вопрос окольными путями.

Знаю конкретный пример из жизни, когда у одного предприятия вымогали за технические условия очень серьезные деньги. Предприятие решило пожаловаться на руководство региона прямо перед приездом в регион президента, и ему это разрешение выдали буквально за полчаса. А до этого несколько месяцев говорили, что якобы техусловия по снабжению электричеством невозможны.

Нужно объединяться и двигаться общими усилиями. Нужно поменять подход, начать диалог. Так, к примеру, можно решить проблему залогового имущества. Дело в том, что на селе, как вы знаете, у фермеров нет дорогих залогов, а их дома и имущество финансовые организации не принимают. Замкнутый круг получается. Мы хотим отойти от этого и уже в рамках региональных кластеров развивать что-то вроде контрактного финансирования, чтобы платеж по контракту уже мог считаться залогом. Если такой залог будет предоставлен финансовым организациям кооперативом из 30-50 фермеров целого региона, да еще и при поддержке акимата и УСХ конкретно,  то это вполне может стать успешным инструментом финансирования.

Кстати о коррупции. Как Вы все-таки оцениваете прозрачность в агросекторе?

Коррупция есть, и с этим надо работать. Мы провели достаточно серьезное расследование методом «тайного покупателя» в разных регионах. Я отправлял своих знакомых в разных регионах обращаться за субсидиями, кредитами, и везде им на калькуляторе или на бумаге писали, сколько они должны отдать. Почему это происходит? А потому что мы это им позволяем. Сейчас в управлении сельского хозяйства Алматинской области ведется серьезная антикоррупционная работа. Возможно, будет применяться эта практика «тайного покупателя». Также мы думаем над тем, как сделать процесс получения финансирования без участия сотрудников госорганов, чтобы можно было сдавать документы в общий портал наподобие E-gov, чтобы начала работать система по аналогии с ЦОНами. Нельзя постоянно только ругать государство. Успешные примеры есть, нужно их применять во всех отраслях постепенно.

Есть в стране район или область, где уже есть система фермерских кооперативов? Расскажите об уже существующем успешном опыте.

Мы совместно с Управлением сельского хозяйства Алматинской области сейчас хотим реализовать такую практику, подключив Минсельхоз, масштабировать практику на всю страну. Мы ведем переговоры с управлением сельского хозяйства Алматинской области и его руководителем Ерланом Шинтуриновым по этому поводу. Он человек бизнеса и прекрасно понимает, что нужно применять рыночный подход и выстраивать такого рода бизнес-процессы. Мы как группа компаний Alatau Fruits Engineering совместно с управлением сельского хозяйства Алматинской области уже показали несколько успешных примеров, где идет рост эффективности в ведении бизнеса по выращиванию томатов, сои, кукурузы, лука, яблок за счет применения интенсивных технологий. Так, если вчера фермер получал 1,5-2 тонны сои с гектара, то теперь за счет соблюдения всех агротехнологий он получает уже 3-4 тонны. Мы делаем агросопровождение, то есть полностью контролируем весь ход работ — от полного анализа почвы и воды, расчета себестоимости за одну тонну до поиска точек сбыта. Такой комплексный подход позволяет предпринимателю прогнозировать, предупреждать возникновение разных проблем уже заранее. Фермеру остается только строго следовать всем рекомендациям и требованиям. Это позволяет сделать сельское хозяйство эффективным в финансовом плане.

К какому сроку можно ожидать первых результатов в Вашей совместной с управлениями сельского хозяйства работе?

Конечно, такие долгосрочные и глобальные вещи, как развитие агросектора, делаются не в один день. Но думаю, на следующий год уже можно ожидать существенных результатов. Первым делом мы сделаем все, чтобы минимизировать процент посредничества в процессе получения финансирования. Во-вторых, нужно ввести систему контроля, как эти средства расходуются, смотреть, чтобы фермер, скажем, следовал всем требованиям, которые в программе прописаны, не нарушал техпроцесс и в результате получил запланированный доход. Дальше вместе с  УСХ мы будем перенимать уже существующий опыт создания кооперативов, внедрения интенсивных технологий, консультирования и обучения фермеров. Если результат будет положительный, будем максимально подключать и Минсельхоз, и «КазАгро», и областные управления сельского хозяйства. Нужно очень много работать, и когда будут реальные результаты, мы пригласим вас и ваших коллег-журналистов, покажем, как это все на деле выглядит и работает.

Желаем Вам удачи в таком непростом деле! Спасибо за интересное интервью.

Рабига Абдикеримова, Шадиар Жусупова

Читать дальше

в издании Бизнес & Власть №25 (547) от 10 июля 2015

PDF, 3.42 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме