• Айгерим Байзулина

    Журналист

  • 1 июля 2015

Кому доступны знания?

 

Долгое время образовательные процессы играли важную роль. Однако еще в прошлом веке получение образования было доступно немногим. Сейчас же, согласно Всемирному докладу по мониторингу образования от ЮНЕСКО, лишь треть стран смогла реализовать все поддающиеся оценке цели образования для всех (ОДВ), установленные в 2000 году.

 

В Казахстане значительную роль в системе образования сыграл период СССР. Единая система была наглядным примером урегулированных процессов получения знаний. Многие ученые подчеркнули роль образования в развитии передовых отраслей в период Союза. После распада постсоветским странам пришлось нелегко. Понимая, что образование — развивающийся сегмент экономики, в стране был принят ряд нововведений в области образования. Например, программы «Балапан», «Болашак» и Nazarbayev University, которые соответствовали стандартам времени.

 

Жаныл Жонтаева, директор департамента дошкольного и среднего образования МОН РК

 

Я совершенно убеждена, что роль международных и межправительственных организаций является ключевой в построении будущего. Для республики образование — приоритет в развитии. С момента обретения независимости при поддержке ЮНЕСКО был принят ряд реформ в области культуры, образования, информации. Благодаря этим достижениям можем гордиться научным, творческим потенциалом казахстанской молодежи.

 

Тенденции развития и формирования общественной модели позволяют сделать вывод о том, что именно инвестирование в человеческий капитал способствует развитию всех сфер деятельности государства. Однако согласно Всемирному докладу по мониторингу образования, подготовленному ЮНЕСКО, только половина стран достигла самой важной цели — обеспечения всеобщего начального образования. За период после 2000 года в мире произошло огромное количество научных открытий, достижений в области культуры, нанотехнологий, но, несмотря на это, поставленные задачи в области образования так и не были выполнены. Конечно же, картина не совсем однородная: в некоторых странах уровень жизни высок, соответственно, нет проблем в области образования, а те страны, где дети недоедают, — о каком образовании может идти речь? В докладе обозначена цифра в 22 млрд долларов — именно столько потребуется ежегодно для того, чтобы к 2030 году реализовать новые задачи в области образования.

 

Сергей Лазарев, директор кластерного бюро ЮНЕСКО по Казахстану, Киргизии, Таджикистану и Узбекистану

 

Когда все мировое сообщество занимается подготовкой новой повестки дня в области развития образования, настоящий доклад предлагает анализ будущего устойчивого развития на период после 2015 года. Хотелось бы отметить, что многие лауреаты Нобелевской премии очень высоко оценивают доклад ЮНЕСКО и поддерживают призыв нашей организации больше вкладывать в книги, учителей и образование.

 

Доклад, подготовленный ЮНЕСКО и озаглавленный «Образование для всех с 2000 по 2015 год: достижения и нерешенные проблемы», анализирует прогресс в достижении целей ОДВ за последние 15 лет. Как и все долгосрочные процессы, образовательные этапы имеют противоречивую картину. С одной стороны, в мире сегодня число детей, посещающих школу, увеличилось на 34 млн. И, тем не менее, несмотря на этот прогресс, в течение 15 лет примерно 58 млн детей остаются вне стен школы, около 100 млн детей лишены возможности получения законченного начального образования. Положительной динамикой отмечается вопрос урегулирования в области обеспечения гендерного паритета. Как отмечает Дамеля Айтхожина, программный специалист ООН, вопросы гендерного неравенства важны в решении проблем в области образования. Так, например, наблюдается тенденция к тому, что высшее образование получает в основном женская часть населения в возрасте от 18 до 21 года. Однако уже позже женщинам даже с высшим образованием труднее найти работу, нежели мужчинам. Это, конечно, связано с тем, что быт, дети обязывают выходить в декретный отпуск, заниматься семейными делами.

 

6 основных целей в области образования

 

Цель 1. Расширение системы воспитания и ухода за детьми дошкольного возраста, особенно за детьми из наиболее уязвимых слоев населения.

 

Данная цель была достигнута в 47% стран, еще 8% были близки к ее достижению. 20% стран оказались весьма далеки от поставленной цели. При этом в целом в 2012 году почти на две трети больше детей дошкольного возраста было зачислено в школы, чем в 1999 году.

 

Цель 2. Обеспечение всеобщего начального образования, особенно девочек, детей из этнических меньшинств и социально неблагополучной среды.

 

Этой цели достигли 52% стран, 10% близки к ее реализации, а остальные 38% далеки или очень далеки от ее осуществления. Недостаточное внимание к уязвимым группам населения привело к тому, что вероятность завершения полного цикла начального образования у детей из беднейших семей в пять раз ниже, чем у детей из самых богатых слоев населения. При этом более трети детей, не посещающих школу, проживают в зонах, затронутых конфликтами.

 

Цель 3. Обеспечение для молодежи и взрослых равного доступа к обучению и приобретению жизненных навыков.

 

46% стран смогли обеспечить всеобщий охват начальным образованием на уровне младших классов средней школы. В целом число учащихся в младших классах средней школы возросло на 27%. Тем не менее треть подростков в странах с низким и средним уровнем доходов не сможет завершить первую ступень среднего образования в 2015 году.

 

Цель 4. Снижение уровня неграмотности взрослых на 50% к 2015 году.

 

Эта цель была достигнута лишь в 25% стран, а 32% находятся очень далеко от ее осуществления. Во всем мире доля неграмотности среди взрослых сократилась с 18% в 2000 году до 14% в 2015 году, но это почти полностью происходит за счет взросления образованной молодежи. Женщины продолжают составлять почти две трети неграмотного взрослого населения.

 

Цель 5. Достижение гендерного паритета и гендерного равенства.

 

К 2015 году гендерный паритет на начальной ступени образования будет достигнут в 69% стран. На уровне среднего образования этой цели достигнут лишь 48% стран. Для девочек препятствием на пути к завершению обучения становятся детские браки и ранняя беременность, равно как и необходимость обучения педагогов подходам, учитывающим гендерные особенности, а также необходимость совершенствования учебных программ.

 

Цель 6. Повышение качества образования и введение количественных оценок результатов обучения для всех.

 

С 1990 по 2012 год число учащихся в расчете на одного преподавателя в начальной школе сократилось в 121 из 146 стран. Однако для того чтобы все дети могли обучаться в школе, необходимо дополнительно четыре миллиона учителей. Нехватка квалифицированных преподавателей наблюдается в трети стран.

 

С 2000 года правительства многих стран значительно увеличили расходы на образование. Так, 38 стран повысили финансирование образования по крайней мере на один процентный пункт ВНП. Тем не менее недостаток финансирования остается главным препятствием на пути к целям ОДВ на всех уровнях.

 

Рекомендации Всемирного доклада по мониторингу ОДВ

 

1. Уделять более пристальное внимание образованию и воспитанию детей младшего возраста.

 

2. Приложить все силы для того, чтобы все дети имели возможность для окончания начальной школы.

 

3. Улучшить формирование рабочих и жизненных навыков у молодежи и взрослых.

 

4. Предоставить всем взрослым возможность реализации их права на владение навыками грамотности и счета.

 

5. Перенести акцент с паритета на достижение гендерного равенства.

 

6. Инвестировать средства в качество образования.

 

7. Повышать финансирование и направлять ресурсы на удовлетворение потребностей наиболее обездоленных слоев.

 

8. Уделять более пристальное внимание вопросам справедливости.

 

9. Ликвидировать серьезные лакуны в данных в интересах дальнейшего совершенствования мониторинга.

 

10. Решать задачи и вопросы, связанные с координацией, в интересах обеспечения политической поддержки образования на высоком уровне.

Читать дальше

в издании Бизнес & Власть №23 (545) от 26 июня 2015

PDF, 2.32 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме