• Екатерина Корабаева

  • 2 июня 2015

Креативная экономика

 

Возрастающая роль новых технологий и открытий в разных областях деятельности человека заставляет задуматься об изучении особого сектора экономики. Речь идет о креативных индустриях, отвечающих за создание добавленной стоимости и рабочих мест путем эксплуатации интеллектуальной собственности.

 

Изучением этих индустрий в Казахстане занялся Клуб молодых предпринимателей MOST. Начать решили с Алматы, который, согласно Концепции культурной политики РК, должен стать свободной культурной зоной. А значит, открытым для творческих экспериментов. Так, на этой неделе MOST презентовал результаты исследования «Картирование творческих индустрий города Алматы». К слову, исследование является частью проекта Youth Business Kazakhstan и проводилось в партнерстве с компанией «Шеврон», а также Британским советом в Казахстане.

 

Проделанная работа показала, что районы города, являющиеся местом концентрации творческих индустрий, не связаны между собой общей инфраструктурой, общем видением развития и сотрудничества. При этом, несмотря на небольшую распространенность, творческие индустрии имеют экономическую ценность. 80% респондентов исследования начали свой бизнес на личные вложения, тем самым внося мультипликативный эффект в экономику города. В Алматы существует порядка 50 предприятий творческой индустрии, обеспечивающих на сегодняшний день около 700 рабочих мест и 200 открытых вакансий. К тому же, согласно данным опроса, в творческих индустриях в основном задействованы молодые специалисты с высшим образованием. Отсюда можно сделать вывод: данные индустрии вносят вклад в решение проблемы молодежной безработицы в городе.

 

Анализ стратегии и планов творческих предпринимателей доказывает, что творчество не имеет границ и требует всесторонней коллаборации и кооперации. У большинства респондентов в планах найти новых партнеров, запускать совместные проекты с международными компаниями и выйти на новые рынки. Например, основатели Pop Up Store планирует поспособствовать продвижению талантливых дизайнеров на международный рынок. «Мы будем смотреть на развитие каждого дизайнера и по истечении года выбирать по одному из каждой области (fashion-дизайна и промышленного дизайна. — Ред.) и отправлять бесплатно в Лондон. Так дизайнер сможет показать свою коллекцию или продукцию и получить связи на международном рынке», — отмечают они.

 

А вот руководитель Евразийского культурного альянса Игорь Слудский верит, что Алматы мог бы встать в один ряд с Нью-Йорком, Сингапуром, Ливерпулем, если бы получилось реализовать неординарные идеи с мировыми звездами искусства, в частности с топовым художником Тацу Ниши, который был приглашен в южную столицу весной этого года.

 

Важность «творческого диалога» отмечает и основатель студии Bureau Address Асель Есжанова. «Когда мы инициировали арт-проект «Арман Алма-Ата», мы пригласили быть нашими кураторами коллег из Лондона. Поработав вместе, мы поняли, что нам будет интересно работать не только в арт-проектах, но и в архитектуре. Это было обоюдное желание объединиться, и теперь мы будем международной студией», — говорит она.

 

К слову, охватить большие географические масштабы есть возможность и на рынке мобильных приложений. Например, приложения команды Армана Сулейманова ориентированы на мировой рынок. Одно из таких приложений — Being Beethoven — своего рода «личный коуч». Оно позволяет вам добавлять и создавать маленькие привычки, следуя примеру самых эффективных в мире людей.

 

Эти и многие другие примеры показывают, что творческие индустрии имеют потенциал развития не только на местном, но и на глобальном уровне.

 

Проблемы же творческих индустрий — недостаточное финансирование, слабая законодательная база, нехватка площадок и отсутствие государственных льгот, благоприятствующих развитию творческих индустрий.

 

 

Масштаб доверия

 

Трудности, связанные с привлечением финансирования у креативных индустрий, такие же, как и у стартапов. «Я это связываю с малым количеством финансовых инструментов. Благодаря государственному гарантированию и субсидированию банки находятся в самом выгодном положении — неся минимальные риски, они действуют по старым принципам в вопросе залогового имущества. Поэтому есть необходимость развития микрофинансирования. Взять, к примеру, компанию KazMicroFinance — они готовы идти навстречу заемщику, рассматривая в качестве залога не только недвижимость, но и товар в обороте», — отмечает в интервью «&» сооснователь Клуба молодых предпринимателей MOST Павел Коктышев.

 

Помимо этого, по его словам, важно выделить микробизнес как отдельный сегмент. Это позволит видеть динамику роста проектов из микробизнеса до малого предпринимательства.

 

«Для чего мы сейчас говорим об определении понятия «креативных индустрий»? Ответ очевиден: чтобы к их представителям относились более серьезно, наравне с остальными субъектами предпринимательства. Ведь когда заходит вопрос финансирования, кредитору, инвестору и пр. важно знать, кто такие творческие предприниматели, какой у них потенциал роста. Поэтому мы сейчас выстраиваем коммуникации с банками и микрофинансовыми организациями таким образом, чтобы они увидели: подход к риску может быть совсем другим, — говорит Павел Коктышев. — Например, предприниматели, имеющие бизнес-наставника, имеют выше обороты и способность к выживанию. Конечно, кредитор не может полагаться только на наличие ментора, но тем не менее это для него должно быть дополнительным плюсом при принятии решения о финансировании проекта».

 

 

Творчеству закон не писан?

 

В стране есть единственный Закон «О культуре», который неоднократно подвергался изменениям. Однако, как выявило исследование, этот закон устарел и не покрывает особенностей отдельных секторов творческих индустрий. Конечно, на уровне Министерства культуры поднимаются вопросы, к примеру, принятия закона о кино, но пока это остается на уровне риторики. Также была инициатива продвижения закона о музеях, но она не увенчалась успехом. Помимо отдельных законов представители творческой индустрии заявляют, что необходим закон о меценатстве. Подобный документ мог бы позволить творческим индустриям получать финансовую поддержку физических и юридических лиц.

 

Пространство для креативных людей

 

Практика показывает, что кластерное развитие имеет эффективность и приводит к инновациям. Несмотря на то что существует некий «творческий эгоизм» и неготовность делиться своей идеей, большинство творческих предпринимателей считают, что время креативного кластера настало. Для этого необходимо здание в черте города. «Это тот случай, когда государство должно как-то радикально помогать — взять и отдать творческим предпринимателям какой-то квартал или старый завод», — говорит один из респондентов.

 

Налоговые льготы

 

Многие представители креативных индустрий, особенно дизайнеры, архитекторы, издатели и ремесленники, считают, что отсутствие налоговых льгот для импорта сырья и покупки комплементарных товаров является барьером для эффективного производства, что отражается на ценовой политике конечного продукта.

 

В связи с вышеперечисленными проблемами по итогам исследования рекомендациями для местных органов власти стало следующее:

 

— укрепление законодательной базы, в частности принятие закона о меценатстве;

 

— создание творческих пространств для творческих предпринимателей;

 

— создание сообщества кураторов из числа тех, кто готов продвигать творческих деятелей и их проекты;

 

— построение механизма поддержки творческих индустрий: налоги, реклама и гранты;

 

— популяризация культуры среди населения и статуса культурной столицы страны;

 

— необходимо на регулярной основе проводить мониторинг и оценивать деятельность и экономические индикаторы творческих индустрий.

 

 

& Об исследовании

 

Лейла Айтмуханова, представитель компании «Шеврон»

 

Это не первый наш инновационный проект в Казахстане. Систематическое изучение потребностей общества, арсенал процедур и процессов, позволяющих обдуманно и основательно подходить к выбору проектов, выстраивание стратегического социального партнерства являются залогом успешных социальных инвестиций. Конечной целью проекта является создание новых возможностей развития для предпринимателей в области творческих индустрий.

 

Зинаида Пак, сооснователь и руководитель Клуба молодых предпринимателей MOST

 

Креативное предпринимательство сегодня — не только искусство. Это создание чего-то нового, созидание и творческий подход к решению проблем и потребностей рынка через бизнес. Поэтому так важно понимать ситуацию на рынке: сколько таких предпринимателей, что они делают, кто они и чем полезны обществу. Какие у них проблемы, в чем их сложности? Зная это, мы сможем эффективнее взаимодействовать вместе: государство, город, общество и бизнес. Проведя картирование креативных индустрий в Алматы, мы не просто дали рекомендации госструктурам, а сами вместе с партнерами и единомышленниками уже начали предпринимать действия и внедрять программы для улучшения ситуации. Мы приглашаем всех заинтересованных присоединиться к нашей инициативе и объединить усилия для развития креативных индустрий.

 

Справка

 

В этом проекте использовался аналитический инструмент — картирование, позволившее понять особенности творческих индустрий и разработать стратегии их развития. Основой методологии исследования стали рекомендации департамента культуры, СМИ и спорта правительства Великобритании 1998 года, являющиеся стандартом для исследований творческих индустрий во всем мире.

 

Целевая аудитория исследования «Картирование творческих индустрий города Алматы» — представители творческих индустрий. На момент окончания опроса было собранно 56 ответов. 46,9% респондентов представляют категорию 25-35 лет, показывая средний возраст представителей творческих предпринимателей. Большинство респондентов представляют сектор дизайна (21,5%), тогда как сектор музыки показывает наименьший показатель (1,96%). Представители кино-, видеоиндустрии и рекламы расположились на одном уровне (19,6%). В разделе «Другое» 45,10% респондентов указали такие секторы, как «Образование», «Наука», «Кейтеринг».

Читать дальше

в издании Бизнес & Власть №19 (541) от 29 мая 2015

PDF, 2.76 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме