• Айгерим Байзулина

    Журналист

  • 22 апреля 2015

По "тройной спирали"

 

В современные дни система казахстанского образования переживает некую трансформацию. С одной стороны инновационный век диктует внедрение новых технологий в процесс обучения, с другой стороны особенности советского теоретического образования, которые до сих пор еще присущи многим учебным заведениям.

В связи с активным развитием инноваций во всех жизненных процессах рынку необходимы специалисты, владеющие навыками работы в новых технологиях. Часто сейчас можно столкнуться с проблемой того, что теоретическая база не совпадает с принципами работы той же техники производства. Например, абсолютно разное оборудование в учебных заведениях и производственных сферах. В таком случае дипломированные выпускники лишь пополняют списки безработных. Однако решение есть, и таковым является дуальное образование.

Данный вид обучения предполагает, что теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательного заведения, а практическая - на рабочем месте. Таким образом, одновременно с обучением учащиеся осваивают избранную профессию непо­средственно на производстве и в учебных центрах при предприятиях. Чтобы поддержать такую систему, компания Samsung Electronics подписала с Центрально-Азиатским технико-экономическим колледжем и Казахским национальным университетом им. Аль-Фараби меморандум о сотрудничестве по проекту «Инновационная сервисная академия Samsung».

«Студенты смогут познакомиться с отраслью сервисного обслуживания техники, получить навыки ремонта цифровой техники Samsung в специально оборудованной лаборатории. В  лаборатории на базе университета можно будет заниматься разработкой программного обеспечения, проведением совместных прикладных исследований в области информационно-коммуникационных технологий и цифровых решений, реализацией совместных инновационных проектов с привлечением научно-исследовательского потенциала КазНУ им. Аль-Фараби», - отметил президент компании Samsung Electronics Central Eurasia Юнсу Ким.

Гульжамал Иссаева, менеджер КСО Samsung Electronics Central Eurasia:

- Новые технологии полностью овладели современной молодежью. Мы уже не представляем молодого человека без гаджета. И запрет - не лучший способ воздействия, ведь лучше научить, как правильно пользоваться во благо. Образование является одним из основных приоритетов социальных программ. Компания реализует такие проекты, как стипендиальные программы, которые сейчас есть в таких учебных заведениях как КИМЭП, КазНУ им. Аль-Фараби, Назарбаев Университете и университете им. Коркыт Ата в Кызыл-Орде.Сейчас у нас много приложений специального контента, который можно использовать в образовательном процессе, а также легок и понятен студентам. Все это легче усваивается и воспринимается молодежью, нежели многочасовые лекции и зубрежка.

Молодые люди, определенно, один из важнейших сегментов потребителей. Причем, работая со студентами, можно понять, к  какой  технике повышен интерес. Работа с будущими потенциальными кадрами тоже является важной, поэтому компания начинает взращивать свои кадры со студенческой скамьи.

Галым Мутанов, ректор КазНУ им. Аль-Фараби:

- Нынешний статус «республиканское государственное предприятие» является некой преградой для становления реальным субъектом рыночной экономики, так как много запрещающих позиций в законе о «государственном имуществе». Поэтому любые действия должны согласовываться. Во-первых, с уполномоченным органом, и, конечно, если связано с инфраструктурой эксплуатацией, то уже и государственным комитетом по имуществу, для того чтобы урегулировать такие вопросы нужно время. Во-вторых, не всегда видение и мнения совпадают. Поэтому теряется темп, многие проекты теряют свою актуальность. Казахстан уже как 20 лет внедрил рыночную экономику, поэтому для дальнейшего развития, создания инновационной экономики, необходимо в этом процессе участвовать университетам. Известна тройная модель - государство, которое делает политику; университеты, которые генерируют знания и готовят специалистов; и бизнес, который уже внедряет. Роль государства известна, бизнес предоставляет хорошие возможности, теперь должна работать третья составляющая - университеты, которые нужно поддержать в этом процессе.

Конечно, создание при университете научно-логистических центров - хороший признак того, что мировые  компании признают научный потенциал университета. За рубежом такая модель широко распространена, потому что все крупные компании используют потенциал университетов для своего развития. В целом обеспечивается развитие инновации, науки, новых технологий. Этот тренд становится более четким, масштабным и устойчивым. Сейчас у бизнеса уже другое видение, раньше он был сам по себе, академическая среда обучения сама по себе, а сейчас есть понимание того, что модель тройной спирали работает. В таком случае происходит трансформация передача знаний,  это кадры и инновации. Мы гордимся тем, что известные компании создают свои научно-исследовательские центры у нас. Три года назад был в Стэнфорде в штаб-квартире компании HP, которая в ходе обсуждения проявила интерес к нашему университету, и уже на следующий год они открыли центр компании. Также у нас есть центр Konica Minolta, Intel, Cisco. И в 2015 году свой центр открывает компания Samsung. Это признание научного потенциала и расчет на то, что наши магистры и докторанты будут участвовать в разработке новой продукции. Это и есть реальная интеграция науки, образования, бизнеса.

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме