• Рабига Абдикеримова

    Журналист

  • 22 апреля 2015

«Принцип удочки»

 

Древняя мудрость гласит: не давай голодному рыбу, дай ему удочку. В условиях кризиса принцип этой мудрости приобретает еще большую актуальность. Социальное предпринимательство перевернуло сознание миллионов людей в 2006 году, когда бангладешец Мухаммад Юнус получил Нобелевскую премию мира за идею создать бизнес, спасающий людей от нищеты. Сегодня основанный на принципе «удочки» социальный бизнес развивается во всем мире, в том числе и в нашей стране. В ходе конференции по социальному предпринимательству, организованной Almaty Management University (ALMA University), мы решили спросить у экспертов, как и куда движется социальное предпринимательство в Казахстане.

 

Мейрам Бегентаев, депутат Мажилиса парламента Республики Казахстан

 

Понятие «социальное предпринимательство» очень молодое не только в Казахстане, но и во всем мире. Несмотря на это, в Казахстане социальное предпринимательство развивается, причем эволюционным путем. К примеру, в сфере дошкольного образования. У нас довольно успешно развиваются детские сады по типу социального предпринимательства. Также есть социально ориентированные предприятия, которые работают и привлекают к работе людей с ограниченными возможностями. Но на этом нельзя останавливаться. Социальное предпринимательство нужно развивать дальше. Надо продолжать работу по детским мини-садам и дошкольному образованию, развивать инфраструктуру для лиц с ограниченными возможностями, активизировать пропаганду здорового образа жизни и физкультуры. Я думаю, это ниши, где ощущается наибольшая потребность в социальном предпринимательстве.

 

О государственной поддержке и регулировании

 

Государство может поддержать социальных предпринимателей, к примеру, осуществлять льготное кредитование. Но для этого нужно сделать эту сферу понятной и как-то регулируемой. Я не говорю о каком-то жестком регулировании, что скорее приведет только зарождающиеся идеи к плачевным последствиям. Однако государству важно знать ответы на ряд вопросов. К примеру, в каких сферах нужно социальное предпринимательство на сегодняшний день, какие проекты из каких сфер приоритетнее всего развивать, и т. д. То же самое касается налоговых преференций. Государство должно четко определить, как предоставлять налоговые послабления. Допустим, один и тот же проект может называться социальным предпринимательством в одном регионе, а в другом регионе это будет просто бизнес-проект. Таким образом, развитие сельского хозяйства в Атырау может быть бизнес-идеей, которая имеет очень ярко выраженный социальный эффект. Но для Костаная или Петропавловска это просто бизнес-проект в силу благоприятных климатических условий. Поэтому субсидирование социального предпринимательства могло бы быть на региональном уровне.

 

О законе

 

Сейчас Национальная палата предпринимателей создала специальную экспертную площадку, чтобы прийти к единому пониманию социального предпринимательства. Так, эксперты говорят, что не надо создавать отдельный закон о социальном предпринимательстве, а для начала в рамках уже действующих законов надо оформить законодательно понятие «социальное предпринимательство», то есть нужны какие-то замеры. Когда эти вопросы будут решены и отпадет риск спекуляций, подмены понятий, когда все будет прозрачно и понятно, тогда можно будет принимать конкретные решения о налогообложении, субсидировании и т. д.

 

Индира Айтбай, руководитель исследовательского проекта ALMA University

 

О статистике и исследованиях

 

В ходе нашего исследования мы опросили 20 организаций из неправительственного сектора и ряд экспертов, которые в той или иной степени как-то задействованы в социальном предпринимательстве. 100% опрошенных из неправительственных организаций ответили, что знают, что такое социальное предпринимательство. Но тех, кто применяет принципы социального предпринимательства, на практике оказалось меньше. Что касается экспертов, то 50% опрошенных отмечают, что социальное предпринимательство — это все-таки следующий этап развития деятельности НПО. Что касается общего количества социальных предпринимателей в Казахстане, то так как у нас нет общей базы данных социальных предприятий, оно неизвестно. К тому же некоторые социальные предприятия даже сами не знают, что они социальные предприятия. Поэтому такую базу сделать для нас пока затруднительно. Сейчас в Казахстане каких-то налоговых преференций или субсидий от государства специально для социального предпринимательства не закреплено. Есть проекты в рамках программы «Дорожная карта», представленные фондом «Даму», но, опять же, они не специализируются как социальное предпринимательство. Цель нашей работы как раз то, чтобы законодательно закрепить социальное предпринимательство.

 

Критерии социального предпринимательства

 

Есть несколько критериев, согласно которым бизнес относится к социальному предпринимательству. Самый важный из них — это социальная миссия, которая может выполняться как каким-то новым, так и проверенным, обычным способом. Инновационность очень важна, но не первостепенна. Иными словами, социальное предпринимательство может подойти к какой-то обычной проблеме с другой стороны. Конечно, очень важный критерий — финансовая устойчивость. Социальное предпринимательство в отличие от благотворительных проектов должно быть окупаемо и финансово устойчивым.

 

Виктор Филиппенко, председатель исполнительного комитета фонда Большой двадцатки и член сообщества молодых лидеров Давосского форума (WEF)

 

О выгодах

 

В развитых странах, особенно среди состоятельных людей, вопрос социального предпринимательства кроме идеологической составляющей состоит еще и в том, какие вторичные выгоды можно получить инвестируя или занимаясь социальным предпринимательством. Социальное предпринимательство — социальный лифт для одних, для других же — поиск инновационных подходов и решение насущных проблем в обществе. Таким образом, и социальные предприниматели, и инвесторы не только обустраивают мир вокруг себя, делая его гармоничнее и безопаснее, но и развивают свой социальный капитал. Последний во все времена был более ценной и крепкой валютой, не подверженной ни финансовым кризисам, ни колебаниям цены на нефть или другие ресурсы.

 

О разных ценностях

 

Такие вещи, как социальное предпринимательство или благотворительность, — своего рода «мягкая сила», через которую можно формировать положительный образ страны и усиливать ее влияние на глобальной арене. Или, к примеру, повысить ее инвестиционную привлекательность. Странам постсоветского пространства важно научиться управлять этим ценным инструментом, а элитам этих стран — получить доступ в этот эксклюзивный клуб. Кроме того, социальное предпринимательство — инструмент, который может делать мир более сбалансированным. Богатство во все времена в первую очередь вызывает у других зависть, которая потом превращается в ненависть. Отсюда отношение большинства к богатым людям не всегда положительное. Благотворительность и социальное предпринимательство — во-первых, для состоятельных людей инструмент создания положительного имиджа, во-вторых, средство благоустройства пространства вокруг себя. Правительства развитых стран давно поняли, что такие инструменты снимают социальное напряжение в обществе, а привлечение частных инициатив позволяет находить более эффективные решения социальных проблем.

 

О социальном предпринимательстве в Казахстане

 

Как я вижу, среди тех, кого интересует социальное предпринимательство, очень много людей старшего возраста, нежели молодежи. Это меня удивляет, так как обычно, когда приезжаешь на конференцию о социальном предпринимательстве где-то в Европе, 90% зала составляет молодежь. По результатам недавнего исследования по благотворительности, в котором были опрошены члены американских и европейских семей с состоянием более 100 млн долларов, 90% респондентов в возрасте до двадцати лет уже занимались либо принимали активное участие в благотворительности. Это говорит о том, что у состоятельных людей благотворительность и помощь другим закладывается в воспитание гораздо раньше и является базовой ценностью.

 

Бахыт Сыздыкова, учредитель Центра развития социального предпринимательства

 

О потенциале

 

Социальное предпринимательство уже известно и очень активно развивается во всем мире на протяжении более 40 лет. Очень часто социальное предпринимательство путают с благотворительностью. Однако оно в отличие от благотворительности направлено на решение социальных проблем путем бизнес-решений. Казахстан, к сожалению, отстает в развитии социального предпринимательства от других развитых стран. У нас есть немало примеров социального бизнеса, но зачастую эти люди сами не знают, что они социальные предприниматели.

 

Об инициативе

 

В середине прошлого года я начала заниматься этой новой для себя деятельностью. Мы создали Центр развития социального предпринимательства Казахстана. После открытия мы сразу пришли в Национальную палату предпринимателей «Атамекен» и предложили свое системное видение развития социального предпринимательства в Казахстане. Я очень благодарна НПП за поддержку и за то, что они не оставили инициативу без внимания. Сейчас в Нацпалате создан целый комитет, который будет заниматься вопросами социального предпринимательства.

 

О проблемах

 

Проблема развития социального предпринимательства, прежде всего, законодательного характера. В России, к примеру, уже разработан закон о социальном предпринимательстве. Его еще не приняли, но рассматривают. Я считаю, что для Казахстана отдельный закон по социальному предпринимательству не нужен. Но необходимо, чтобы социальное предпринимательство как понятие было закреплено в законах, которые касаются предпринимательства. К сожалению, в нашем обществе пока многие инициативы рождаются наверху, очень мало поступает инициатив снизу. Например, пока наш президент не инициировал акцию «Сделано в Казахстане», все как будто не замечали, что нужно сделать специальную полку в магазинах и что отечественное не хуже зарубежного. То же самое и с социальным предпринимательством. Мы как общественная организация инициировали этот вопрос. Ведь если не закрепить законодательно социальное предпринимательство как отдельное явление, потом может возникнуть путаница, ведь такой бизнес чем-то похож на благотворительность и меценатство, но это не одно и то же.

 

Вторая проблема социальных предпринимателей заключается в отсутствии помещений для бизнеса, у нас нереально высокая арендная плата. Многие соцпредприниматели — это люди с ограниченными возможностями, многодетные матери, дети-сироты, и для них аренда помещений — неподъемная сумма. Получается, производить какую-то продукцию невыгодно, потому что себестоимость будет зашкаливать. Таким людям нужно помочь, к примеру, создав бизнес-инкубаторы социального предпринимательства, предоставив площади на территории специальных технопарков и т. д.

 

Третья немаловажная проблема — низкая информированность населения. Люди не знают, что вообще существует возможность открыть социальное предприятие, и это будет реальный бизнес. Люди мало верят в то, что, решая острые социальные вопросы, можно добросовестно зарабатывать деньги.

 

И, конечно же, одна из самых главных проблем развития социального предпринимательства — отсутствие понимания у инвесторов. Сейчас социальному предприятию в Казахстане очень сложно найти инвесторов, которые могли бы дать беспроцентные займы.

 

Социальный предприниматель — это не тот, кто ходит с протянутой рукой и просит помощи на благотворительность. Нет, это человек, который создает бизнес, который помогает людям. Например, собрались многодетные матери и открыли детский сад по низким ценам. Они зарабатывают на этом, хотя и не миллионы, но зарабатывают. Но самое главное, они решают социальную проблему целого района в городе. Теперь их соседи водят своих детей в этот детский сад по низким ценам, а не платят частным садам огромные деньги. Другой пример: в нашем центре женщины в декретном отпуске также создали свое предприятие "Супер Мама Астана". Как известно, сейчас очень низкие пособия, многие женщины рожают без мужей. Так вот они объединились и в свободное время шьют красивое постельное белье или пекут торты. Потом все это продается.

 

О целях и задачах

 

Первая задача, которую мы как центр развития социального предпринимательства ставим перед собой, — это, конечно же, поиск инвесторов. К нам приходит очень много людей из социально необеспеченных слоев населения, которые хотят открыть свое дело. У них есть идеи, есть руки, но нет средств, чтобы просто начать. Ведь для любого бизнеса нужен начальный капитал. Инвесторы могли бы дать социальным предпринимателям беспроцентный заем. К примеру, предпринимателю для открытия дела дают 3 млн тенге без процентов на 7 лет. То есть предприниматель обязан эти деньги вернуть, но без процентов и доказать, что он финансово устойчив.

 

Мы подписали меморандум с фондом Вагита Алекперова «Наше будущее», который находится в Российской Федерации. И сейчас мы ищем своих казахстанских Вагитов Алекперовых. Семь лет назад Вагит Алекперов, будучи президентом и совладельцем крупнейшей нефтяной компании России «ЛУКОЙЛ», понял, что население нужно поддерживать через социальное предпринимательство, а не простую благотворительность, чтобы люди могли не просто съесть эти деньги, но создать предприятие, которое принесет доход в дальнейшем. Не нужно давать людям готовую рыбу, надо давать удочку. Социальное предпринимательство — это как раз очень большая возможность для Казахстана дать людям эту удочку, чтобы они сами в кризисное время себя прокормили.

Читать дальше

в издании РБК №4 (21) от 20 апреля 2015

PDF, 18.80 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме