• Екатерина Корабаева

  • 15 апреля 2015

Супермаркет бизнес-проектов

 

«Инвестиции должны быть доступны компаниям любого уровня», — считает генеральный директор информационного агентства финансовых рынков «ИРБИС» Евгений Мухамеджанов. В интервью «&» он рассказал о создании открытой площадки для МСБ, инвесторов и других участников фондового рынка.

 

Расскажите о предстоящем Investshow, которое пройдет 18 апреля. Какую цель вы преследуете как организаторы? Какие возможности это мероприятие открывает перед бизнесом и инвестором?

 

Сейчас очень благоприятный момент для развития фондового рынка. Длинные и дешевые деньги закончились, кредиты стали менее доступными для бизнеса. В этой связи поиск денег через открытый фондовый рынок становится интересным дополнением к списку привычных источников финансирования. В качестве плюсов привлечения денег через IPO можно отметить отсутствие необходимости возвращать их. Этот капитал бизнесмен привлекает для развития и позже совместно со своими новыми акционерами решает, какую часть прибыли оставить в бизнесе, а какую распределить в качестве ежегодных дивидендов. Иными словами, это удобная и комфортная форма для привлечения в бизнес дополнительного финансирования, при этом надо понимать, что выход на фондовый рынок требует усилий и денег.

 

Еще один момент, который стоит учитывать, несмотря на то что о развитии фондового рынка в Казахстане говорится уже давно: для основной части казахстанцев он по-прежнему остается чем-то новым. И нам, всем участникам рынка, в связи с этим нужно решить эту задачу. Важно, чтобы у всех было общее понимание, что развитие фондового рынка и привлечение через него финансирования возможно не только за счет иностранных инвесторов, которых еще нужно убедить вкладывать в казахстанский бизнес, но и благодаря местным инвестициями. Особенно когда есть люди с деньгами, которые не против инвестировать в чей-то бизнес. Ведь у нас есть и венчурные фонды, и частные инвесторы, которые покупают доли в бизнесе. Теперь нам все это нужно систематизировать. Поэтому основная задача Investshow — познакомить всех участников процесса друг с другом, фондовым рынком, а также с определенными правилами, соблюдая которые можно получать деньги.

 

Я правильно понимаю, что в перспективе мероприятие должно стать своего рода платформой перед листингом?

 

Да, ведь таким образом компании будут учиться раскрывать о себе информацию, делать анализ конкурентной среды. Далее, если они докапитализируются за счет какого-то стратегического инвестора, он будет мотивировать к дальнейшему развитию — внедрять корпоративное управление, требовать проведения аудиторского контроля.

 

Иными словами, такие составляющие, как информационная открытость, внедрение определенных стандартов, отчетность и докапитализация, со временем приведут компанию к тому, что ей при желании останется всего пара шагов для выхода на фондовый рынок.

 

Я вам скажу больше. Составляя концепцию выставки, мы заложили, что через два-три года к нам уже придут потенциальные эмитенты. При этом уже на эту выставку регистрируются компании, которые уверенно говорят, что хотели бы в перспективе года — полутора лет выйти на фондовый рынок. И они очень рады, что на нашей площадке могут примерить статус эмитента, провести мини-road show, поработать с потенциальными инвесторами. Создать, так сказать, задел на будущее размещение.

 

Но для этого нужно время. А как вы оцениваете текущую готовность бизнеса к выходу на фондовый рынок?

 

К этому не готовы большинство компаний. Потому что понятно, что ни прозрачной отчетности, ни каких-то норм управления, ни уж тем более аудированной отчетности в большинстве компаний просто не существует. Я уже не говорю, что, когда речь идет о выходе на фондовый рынок, предприятию нужно быть АО. Плюс к этому существуют требования к минимальному количеству акционеров, среди которых должен быть распределен акционерный капитал. Все это необходимо для того, чтобы снизить риски для новых акционеров. Поэтому для нас самая важная задача — создать площадку, на которую смогут прийти компании, уже осознавшие, что время «закрытого» бизнеса заканчивается. Investshow в этом году будет служить для нас своего рода лакмусовой бумажкой, которая покажет, сколько инвесторов находятся в поиске проектов для вложений, как много придет компаний, желающих принять участие в следующем году.

 

К слову, на сегодняшний день среди зарегистрировавшихся на наше мероприятие есть участники из России, Киргизии, ОАЭ. Кроме того, наши партнеры через обратную связь рассказывают нам об интересе с китайской стороны. То есть мы ожидаем, что поток китайских инвестиций в Казахстан вырастет. Помимо этого мы рассчитываем на заинтересованность ряда крупных венчурных фондов из России и Юго-Восточной Азии.

 

Всем им нужна открытая площадка. Никто не хочет бегать по рынку с табличкой «я инвестор» или «я венчурный фонд». Бизнесу нужны условия. Один раз приехать, встретиться и получить доступ сразу к 200-300 компаниям, с которыми можно на месте заключить рамочные соглашения, определить какие-то общие перспективы. Поэтому одной из задач мы для себя видим наладить приток иностранных инвестиций не только под гарантии государства и не только под инфраструктурные проекты, а для МСБ. Это гораздо комфортнее для самого государства, так как оно не берет на себя дополнительные риски. Кроме того, если мы привлечем иностранных венчурных инвесторов, то компании получат не только деньги, но еще и опыт, понимание рынка, а также связи с международными брендами. Ведь иногда интеллектуальные инвестиции стоят намного дороже, чем просто деньги.

 

Какие отрасли больше интересуют венчурных инвесторов в Казахстане?

 

Всех в первую очередь интересуют горнорудный сектор и IT-отрасль. Плохо развит в стране сервисный бизнес. Оттого он и не вызывает интереса у инвесторов.

 

Хотел бы здесь уточнить, что на самом деле для инвестора в широком понимании важен не столько сам бизнес, сколько его перспективность и то, насколько быстро он может дать отдачу.

 

А если ориентироваться на частного инвестора — на тех казахстанцев, которые накопили определенный капитал и хотят его куда-то инвестировать, для них, к примеру, те же горнорудные компании не так понятны. Им ближе те бренды, которые они видят каждый день и с которыми они сталкиваются в своей повседневной жизни.

 

Все верно. Лет пять назад в Казахстане открывалось одно рейтинговое международное агентство, сейчас оно уже ушло с нашего рынка. Но еще тогда к нам в страну приезжал представитель их международной группы, который сказал очень важную вещь. Когда ему стали задавать вопросы о том, смогут они привести на казахстанский фондовый рынок иностранных инвесторов или нет, он ответил: «У вас небольшой по масштабам рынок, и если к вам придут, то спекулянты и с целью быстро обогатиться и выйти. А стратегические инвесторы, скорее всего, сюда не пойдут, поэтому вам нужно развивать класс своих внутренних инвесторов, так как они более лояльны». И с этим сложно не согласиться. Возьмем, к примеру, казахстанца, который пользуется услугами «Эйр Астаны». Даже если бумаги компании начнут падать, он будет верить в их возможность снова вырасти в цене. Ведь он сам летает этой компанией, видит, что она востребована пассажирами, и т. д. Или, допустим, это может быть какая-то местная фабрика или производитель продуктов, которыми он постоянно пользуется. «ФудМастер», например. Понятно, что он знает и верит в этот бренд.

 

В связи с этим развитие внутренних инвесторов — не менее важная задача. Да, может быть, их меньше, да, у них не так много денег, но именно они лояльны к нашему бизнесу.

 

С чем бы вы сравнили площадку, которую пытаетесь создать?

 

С супермаркетом, в котором стоят красиво упакованные проекты с ценниками для инвесторов. Понятно, что в первый год реализовать все именно в таком виде не получится, но зато мы заложим хороший фундамент для такого формата. Многие компании, которые ранее принимали участие в подобных мероприятиях, получат опыт проведения презентаций. К слову, одно из главных преимуществ общения с потенциальным инвестором — это то, что он задает очень четкие и конкретные вопросы. Отвечая на которые бизнесмены сами для себя многое проясняют. Кроме того, на Investshow компании найдут если не инвесторов, то новых клиентов. И если им удастся привлечь как можно больше таких клиентов, возможно, инвестор понадобится на более крупные задачи.

 

А семинары какие-то планируются?

 

Да. На этих семинарах можно будет послушать профессионалов рынка и узнать о специфике работы с инвесторами, выходе на фондовый рынок. Мы хотим показать людям профессиональных участников рынка, которые помогают выходить на фондовый рынок. Также на мероприятии можно посетить интерактивную зону, где можно посмотреть различные технические разработки. Например, информационные и торговые платформы. Кстати, в этом вопросе у нашего агентства есть очень хороший опыт. Вот уже несколько лет мы проводим учебные мероприятия для инвесторов, пока, правда, только среди студентов, но скоро запустим проект для всех желающих. Называется он «Биржевой симулятор», некоторые студенты, которые учились с помощью него торговать на фондовом рынке, теперь занимаются этим в реальных условиях. Суть проекта в том, что люди получают базовую информацию — как пользоваться терминалом, какие есть общие правила на фондовом рынке и т. д. И потом в течение месяца они торгуют между собой, а мы в конце месяца определяем лучший инвестиционный портфель.

 

Вы сказали, что на шоу будут присутствовать и инвестиционные компании. От них тоже многое зависит. Ведь мало просто желания компании выйти на IPO, здесь еще важен другой участник рынка, который будет сопровождать это размещение. Хороший пример — недавний случай размещения АО «БАСТ» при участии одной из инвестиционных компаний. Насколько велика у этих участников рынка заинтересованность работать именно с МСБ?

 

Знаете, это как в любом бизнесе: если это приносит деньги, то компании готовы этим заниматься. Если МСБ готов становиться участником фондового рынка, то его будут выводить на IPO. Пример с АО «БАСТ» действительно своего рода показательный. Инвестиционная компания «Фридом Финанс» вела с ними переговоры, определила их возможности и дала им хорошие условия со своей стороны. Фактически гарантировали размещение. Другие компании тоже хотят выводить бизнес на фондовый рынок. Но нужно понимать, что это хлопотный процесс. Поэтому пока это больше имиджевый ход. Некий ориентир для всех остальных компаний МСБ, что такое размещение возможно.

 

Справка

 

Проект «Инвестиционная культура» реализуется издательством «Iскер Медиа» совместно с Казахстанской фондовой биржей (KASE) и представляет собой серию материалов, которая поможет осветить тему инвестиций. Наша цель — доступным языком объяснить принципы инвестирования, предоставить полезную информацию и научить ею пользоваться потенциальных инвесторов, открыть бизнес-проектам новые возможности для поиска инвестиций.

Читать дальше

в издании Бизнес & Власть №12 (534) от 10 апреля 2015

PDF, 2.58 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме