• Рабига Абдикеримова

    Журналист

  • 3 апреля 2015

Всё для победы

Будущее казахстанской экономики будет зависеть от того, смогут ли компании-чемпионы инициировать трансформацию в своем секторе или рынке.

 

Крупный казахстанский бизнес переживает серьезные затруднения из-за падения мировых цен на нефть и металлы. Высокая концентрация экономики осложняет реализацию стратегии диверсифицированного развития. У госкомпаний не получается стать полноценными локомотивами нового роста. Все это сводится к необходимости повышения конкурентоспособности отечественного бизнеса. А учитывая, что более 90 стран объявили о развитии собственных национальных индустриальных стратегий, Казахстану требуется комплексная мобилизация опыта и ресурсов всех участников рынка, как государственных, так и частных.

 

В связи с этим совет по конкурентоспособности Национальной палаты предпринимателей взялся за выработку комплекса мероприятий по повышению конкурентоспособности экономики Казахстана путем определения компаний — драйверов роста, так называемых национальных чемпионов в десяти несырьевых перспективных отраслях экономики. Цель определения «национальных чемпионов» — их развитие в качестве центров компетенций, привлечения иностранной рабочей силы, инвестиций и технологий, использования опыта и ресурсов для развития рыночных инициатив. Основой для определения списка чемпионов послужила статистическая база рейтингового агентства «Эксперт РА Казахстан», которая состоит из 2000 компаний. Главные критерии, на которые было решено ориентироваться при отборе: опыт деятельности компании не менее 10 лет, численность персонала — не менее 500 сотрудников. Затем экспертный совет, в который входят наиболее авторитетные и независимые эксперты в области экономики, представители ведущих аудиторских компаний, основываясь на собственном опыте, взялись за отбор компаний по следующим критериям: лидерство в своей отрасли, кузница кадров, опыт стартапа, высокая репутация, ориентация на клиентский сервис, развитые бизнес-процессы. Список потенциальных национальных чемпионов пока не разглашается. Но, как нам стало известно, в ближайшее время советом по конкурентоспособности НПП будут сформулированы предложения для правительства РК по поддержке национальных чемпионов.

 

Можно сказать, что все это стало логическим продолжением дискуссии, которая была поднята осенью прошлого года организаторами Kazakhstan Growth Forum. Тогда бизнес-сообщество собралось, чтобы понять для себя, какими должны быть компании — лидеры казахстанской экономики. Готовы ли они вести за собой целые отрасли и конкурировать на мировой арене. Как отмечали сами же бизнесмены, звание «национальные чемпионы» должны носить компании, находящиеся на конкурентных рынках и доказавшие, что при равных стартовых и текущих условиях можно стать лидером. При этом они должны понимать всю ответственность этого звания. А это значит — фокусироваться не только на своем росте и прибыльности, но и быть готовыми стать инициаторами главных изменений в своей отрасли.

 

Наша редакция тоже не смогла остаться в стороне и связалась с некоторыми членами экспертной группы, чтобы прояснить у них подробности эстафеты по поиску национальных чемпионов.

 

Жаннат Ертлесова, заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей

 

Об инициативе

 

Работа экспертной комиссии по отбору компаний «Национальных чемпионов» с моим участием только-только началась. Сейчас мы определяем приоритеты отбора этих чемпионов. Хотя работа еще не завершена, мы между собой договорились, что количество чемпионов не должно быть 30 или 50. Мы считаем, что это будет происходить поэтапно. Например, произойдет отбор 10 или 20, а дальше количество будет меняться. Мы хотим, чтобы принципы отбора были понятны всем и прозрачны.

 

Приоритет отдан компаниям только из несырьевого сектора. Помимо этого на сегодняшний день мы договорились, что пока не будем рассматривать строительные компании и банки, поскольку они уже получали очень много государственной поддержки. Есть моменты, по которым мы еще спорим, но надеемся, что завершим эту работу до 10 апреля и отберем тех, кого мы считаем возможными чемпионами. Что мы хотим делать дальше?

 

На самом деле сегодня в Казахстане много программ поддержки в виде государственных субсидий и других финансовых ресурсов. Но мы хотели бы их как-то между собой скоординировать. Это первое, что мы хотим сделать после отбора лучших компаний. Во-вторых, мы бы хотели рассматривать «национальных чемпионов» как кейсы, чтобы на их примере вся страна работала как одна свободная экономическая зона. Вот такая цель. Экспертная комиссия — это же не члены правительства. Мы просто хотим понять, как и в чем можно было бы помогать компаниям-лидерам, и на их примере помогать остальным компаниям. Это может быть по части таможенного администрирования, налогового администрирования, к примеру. Далее на основании анализа мы бы хотели написать специальную программу.

 

Андрей Лаврентьев, президент, председатель правления ГК AllurGroup

 

О программе «Национальные чемпионы»

 

Чтобы осуществить поставленную цель страны — войти в число стран ОЭСР (чаще эту мечту называют «тридцаткой» самых развитых стран мира), необходимо понимать, что требуется диверсификация экономики Казахстана. Подобная трансформация экономики невозможна без массового переобучения кадров и создания ролевых моделей нового развития. И программа «Национальные чемпионы» будет способствовать повышению конкурентоспособности казахстанского бизнеса и переходу на новый уровень институционального развития всей экономики. В будущем это позволит государству привлечь накопленный опыт и ресурсы так называемых национальных чемпионов.

 

Можно выделить три основные цели, которые стоят перед этой программой. Во-первых, повышение качества продукции. Так как определение национальных чемпионов дает возможность создания центров компетенций для трансферта ноу-хау и использования в качестве рыночных ролевых моделей.

 

Во-вторых, повышение квалификации кадров: подтверждение заинтересованности в укреплении HR-бренда и статуса лучшего работодателя должно повысить инвестиции в человеческий капитал и повышение профессиональной квалификации.

 

В-третьих, улучшение клиентского сервиса. Поскольку общественное признание должно способствовать принятию дополнительных собственных требований к предоставляемому сервису.

 

О критериях

 

Мировой опыт показывает, что драйверами нового роста становятся не крупные компании, а компании среднего размера, располагающими системными руководителями, ноу-хау, внутренними ресурсами и профессиональным опытом для системного развития и инноваций.

 

Основой для определения списка чемпионов послужили 2000 компаний. В первую очередь были отсеяны компании по количественным признакам: опыт деятельности не менее 10 лет, численность персонала — не менее 500 сотрудников. Если кратко, то это компании, которые являются первопроходцами в трансформации отрасли, многое внедряют в свою работу, начиная от технологий и заканчивая корпоративной культурой и, что немаловажно, являются социально ориентированной компанией.

 

О конкурентоспособности экономики

 

Государство сейчас очень активно работает над поддержкой различных отраслей, создаются условия и для старта, и для развития МСБ и целых отраслей, таких как автопром, к примеру. Желание самих участников рынка внедрять новые технологии, применять иностранный опыт, искать новые возможности и рынки, растить кадры и постоянно укреплять их новыми знаниями позволит в будущем стать лидерами в своей отрасли и достойными представителями страны. Есть условия, необходима работа, постоянная, кропотливая работа, чтобы достичь результата.

 

Ержан Досымбеков, управляющий партнер Grant Thornton

 

Я подключился к этой инициативе, когда Ельдар Абдразаков пригласил поучаствовать в нем в качестве независимого эксперта. Эта идея с определением компаний — национальных чемпионов мне очень понравилась. Мы как международная аудиторская компания действительно можем выступать в качестве независимого эксперта. У нас есть определенный опыт в работе с казахстанскими компаниями.

 

Об инициативе

 

Главная идея инициативы была в том, чтобы сам частный бизнес, а не государственные органы, выбрал компании — лидеры в каждой из выбранных отраслей, которые будут служить хорошим примером для всей отрасли.

 

О критериях

 

Один из критериев выбора компаний-чемпионов — это продолжительность работы не менее десяти лет. Критерий хорош тем, что показывает не тот бизнес, который поднялся на удачной волне, а компании-долгожители. Национальный чемпион — это компания, которая пришла на рынок и держится долго, к примеру, 10 лет — это очень долгосрочный срок для молодого Казахстана. В основной массе национальные чемпионы — это те компании, которые уже известны — это либо известные бренды, либо известные лидеры.

 

О награде и выгоде

 

Главная цель определения круга компаний — национальных чемпионов — это на лучших примерах показать всем другим компаниям, как и куда нужно двигаться и развиваться. То есть звание «Национальный чемпион» присуждается не для того, чтобы дать этим компаниям какие-то льготы от государства. Это не вопрос денег. Идея больше в том, чтобы государство знало и видело лидеров из частных компаний в разных отраслях и в дальнейшем имело возможность обсуждать и согласовывать с этими компаниями какие-то решения, к примеру, технические, промышленные стандарты. Так с помощью частных компаний — национальных лидеров государство будет подходить к вопросам развития бизнеса в стране больше с точки зрения реальной практики.

 

Если говорить концептуально, то задача государства — собирать больше налогов, а задача бизнеса — делать больше прибыли для себя. В чем-то эти понятия противоречат друг другу. Но нужно понимать, что государство и бизнес не могут существовать друг без друга. Бизнес не может функционировать без институциональной поддержки — государство должно создать поле и правила игры, и только тогда бизнес может развиваться. Государство в свою очередь не сможет собирать больше налогов, если не будет бизнеса. То есть они друг друга дополняют, притом что у каждого своя задача — бизнес должен делать деньги, государство — создавать условия: выстраивать инфраструктуру, устранять бюрократические препоны и т. д.

 

Об экспертной комиссии и результатах

 

Экспертная комиссия, которая была создана для выбора «Национальных чемпионов», очень сильна. В ее составе три международные компании и эксперты, имена которых сами по себе как национальные бренды: Жаннат Ертлесова, Ораз Жандосов, Александр Павлов и т. д. Будет очень интересно посмотреть, какие компании станут «национальными чемпионами». Я бы со своей стороны предложил, чтобы этот выбор был как минимум ежегодным, чтобы те же компании, лучшие из лучших, подтверждали свой статус. Ведь нужно, чтобы могли появляться какие-то новые имена, которые будут иметь возможность подавать заявки самостоятельно. И самое главное, я думаю, это должно быть бесплатно. Если это будет платно, получится так, что компании будут практически покупать звание национального чемпиона.

 

Члены экспертной группы по отбору компаний — «национальных чемпионов»

 

1. Жаннат Ертлесова, заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей

 

2. Нурлан Бекенов, генеральный директор ТОО «Делойт»

 

3. Куандык Бишимбаев, председатель правления НУХ «Байтерек»

 

4. Рашид Гайсин, управляющий партнер Grata

 

5. Ержан Досымбеков, управляющий партнер Grant Thornton

 

6. Ерлан Досымбеков, управляющий партнер EY

 

7. Ораз Жандосов, председатель попечительского совета Ассоциации экономистов Казахстана

 

8. Андрей Лаврентьев, президент AllurAuto Group

 

9. Адиль Мамажанов, генеральный директор рейтингового агентства «Эксперт РА Казахстан»

 

10. Александр Павлов, председатель совета директоров АО «Народный банк Казахстана»

 

11. Ерлан Сагадиев, вице-министр инвестиций и развития

 

Подготовили: Рабига Абдикеримова, Екатерина Корабаева.

Читать дальше

в издании Бизнес & Власть №11 (533) от 3 апреля 2015

PDF, 2.10 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме