• Екатерина Корабаева

  • 24 марта 2015

«Чтобы конкурировать, компании должны быть гибкими»

 

Информационные технологии (ИТ) сегодня могут принести большую выгоду компаниям. Более того, за последние годы они успели стать составляющей успеха бизнеса любой организации. Сама отрасль ИТ тоже переживает новый виток развития. И если говорить об ЕАЭС, то здесь процесс больше связан с созданием нового инфокоммуникационного пространства. О перспективах рынка ИТ редакция «&» решила побеседовать с руководителем представительства компании AT Consulting в Казахстане Борисом Троицким.

 

Грозит ли казахстанскому рынку ИТ перестройка? И если да, то чего ожидать?

 

Перестройка ИТ-рынка уже началась. На это влияют многие процессы, которые происходят в мире, в том числе и сближение Казахстана, России, Белоруссии и многих других стран. Создается новое инфокоммуникационное пространство. Несмотря на то что казахстанские компании получают больше возможностей при выходе на ИТ-рынок, они должны быть в тренде и иметьправильную стратегию развития, предлагать более качественные услуги потребителю.

 

Не надо воспринимать перестройку как что-то  кардинальное. Это планомерный, эволюционный процесс. Чтобы конкурировать, компании должны быть гибкими и уметь быстро перестроиться. На первый план выходит профессионализм. Сейчас мы слышим лозунги об импортозамещении, о том, что надо экономить, соответственно, нужно предлагать технологии, например, основанные на свободном программном обеспечении, или технологии, которые позволят решать крупные задачи и реализовывать глобальные проекты без существенных затрат.

 

Насколько сильной может быть экспансия российского хай-тека в Казахстан? В целом видят ли российские компании перспективу в освоении казахстанского рынка? Насколько высока конкурентоспособность казахстанских игроков?

 

Снижение курса рубля, по сути, привело к интенсификации проникновения российских компаний на рынок Казахстана. Они применяют очень гибкие подходы к заказчику, предлагают более интересные условия, в том числе финансовые. И если раньше приоритеты отдавались все же России, где были большие проекты с большими бюджетами, чем в Казахстане, то теперь ситуация поменялась — по объемам российские проекты остались более масштабными, а вот по бюджетам они уже сравнимы с казахстанскими. Соответственно, ИТ-рынок Казахстана стал еще более интересным российским компаниям. Казахстанских компаний, которые могут действительно конкурировать с российскими, не так много, однако они есть. Я думаю, что на этой волне местные производители должны больше думать о качестве и своих сильных сторонах, которые могли бы заинтересовать заказчиков не только в Казахстане, но и в России и других странах. Возможности для этого есть.

 

Насколько сильно падает маржинальность ИТ-проектов в России? За счет чего слабеет ИТ-рынок?

 

Понятно, что конкуренция растет, заказчики стремятся к экономии. Поэтому маржинальность действительно несколько падает. Однако она очень сильно зависит от взаимоотношений с заказчиком. Если для него ИТ-компания — партнер и он видит для себя перспективы и возможности развития бизнеса в сотрудничестве, то и отношение совсем другое. Немаловажен и качественный результат: если от проекта к проекту ИТ-компания дает какой-то результат и заказчик остается  довольным, то он продолжает взаимодействие, тем самым дает возможность ИТ-компании развиваться, а отсюда и доходность, и маржинальность. Поэтому, повторю, нужно быть гибким, стараться устанавливать доверительные отношения и работать на результат.

 

Я бы не сказал, что ИТ-рынок слабеет. Более того, если говорить о России, то некоторые компании, пожалуй, увеличивают свои доходы.

 

В Казахстане аналогичная ситуация?

 

Ситуация аналогичная и в Казахстане. Многим заказчикам — госкорпорациям и финансовым организациям — приходится сокращать бюджеты, но опять же здесь надо смотреть на то, какие цели они перед собой ставят. Если увеличить свой бизнес, получить конкурентные преимущества, то заказчик, наоборот, будет вкладывать и инвестировать в это, а не сокращать расходы. Тем более теперь появляется возможность очень интенсивно наращивать собственные ИТ-решения и превосходство на мировом рынке, в том числе за счет того, что квалификация нашего рынка достаточно высока, а стоимость пока что оптимальна для мирового сообщества. Это дает возможность развития как в Казахстане, так и в России. Важно извлекать из ситуации пользу.

 

На ваш взгляд, каковы перспективы системной интеграции в телекоммуникациях на пространстве ЕАЭС и на казахстанском рынке в частности?

 

Есть четыре принципа, один из них — свобода перемещения ресурсов и оказание на всем пространстве ЕАЭС услуг одинакового качества. Это значит, что так или иначе будут интегрироваться процессы оказания услуг. Если говорить с точки зрения государственных органов, то человек, если поедет из Казахстана в Россию, должен будет в перспективе получать точно такой же спектр услуг, как и в Казахстане. Это значит, что ИТ-системы обязательно должны будут интегрироваться. Локомотивом этого процесса будет сращивание госуслуг, которое будет происходить на базе соблюдения принципов свобод и оказания услуг. То есть государственные органы на разных уровнях — федеральном, муниципальном, региональном — так или иначе будут стремиться к тому, чтобы оказывать людям, которые приезжают или уезжают в соседнюю страну, такие продукты, которые по формату, по качеству должны быть схожи. Такие системы обязательно будут интегрироваться вне зависимости от уровня госоргана.

 

Прогнозировать, когда это произойдет, сложно, но с уверенностью могу сказать, что процесс системной интеграции в телекоммуникациях неизбежен. Сначала запуск будет происходить при помощи ручного управления, после он будет автоматизироваться. Автоматизация, в свою очередь, даст шанс ИТ-компаниям Казахстана активно участвовать в процессе интеграции. Я полагаю, Казахстан может сыграть одну из лидирующих ролей в этом процессе.

 

По опыту предыдущего кризиса можно предположить, что в ближайшее время многие компании снова озадачатся вопросом оптимизации и будут рассматривать аутсорсинг (в IT в частности) как один из способов сэкономить. Что вы думаете по этому поводу? Ждать ли такого?

 

Многие компании сейчас действительно задумываются об оптимизации. Ни для кого не секрет, что, если компания вовремя не спланировала свою стратегию бизнеса в кризис, то ей может грозить сокращение штата. Я считаю, что аутсорсинг — это один из механизмов, который позволяет поддерживать ИТ-инфраструктуру, бизнес-процессы. Сейчас на рынке очень много хороших, качественных, профессиональных команд в направлении ИТ-аутсорсинга. Безусловно, ИТ- аутсорсинг — это не универсальный инструмент. Каждая компания сама выбирает, как действовать в кризис — укреплять свою ИТ-команду или вос- пользоваться услугами внешних консультантов. Спрос на ИТ-аутсорсинг растет последние пять лет. Сейчас настал момент переосмысления, некоторые стратегии ИТ-компаний будут меняться. Я думаю, что аутсорсинг ИТ-услуг будет одним из значимых механизмов в оптимизации затрат.

 

Если продолжить тему экономии, то насколько высоки риски того, что компании будут сокращать расходы наавтоматизацию бизнес-процессов?

 

Если говорить о фиксации ИТ-компаниями дохода или прибыли, чтобы сохранить позиции на рынке, то стоит отметить, что они меньше времени уделяют развитию и работают по стратегии экономии. В таких случаях велика вероятность сокращения бюджетов на автоматизацию.

 

Компания будет стремиться поддерживать существующие наработки и бизнес в том состоянии, в каком они есть, и каким-то образом пытаться выживать. Каждая организация решает сама, насколько этот путь для нее оптимальный. Если она все-таки видит перспективы выживания в кризис, то построит стратегию развития бизнеса исходя из имеющихся средств, чтобы получить на рынке выгоды и конкурентные преимущества.

 

В этом случае, я считаю, не стоит экономить на развитии бизнес-процессов, наоборот, нужно приложить все усилия и использовать кризис с пользой. То есть те компании, которые сейчас найдут возможности дальнейшего активного развития, через два-три года будут более широко представлены в ИТ-среде и получат конкурентные преимущества по сравнению с другими игроками рынка.

 

Хотелось бы отметить и перспективу развития облачных решений, систем, которые предлагают клиентам онлайн-услуги, персонализированные предложения. Я считаю, что на таких ИТ-решениях не стоит экономить в текущей экономической ситуации, поскольку на рынке их ожидают перспективы роста.

Читать дальше

в издании Бизнес & Власть №10 (532) от 20 марта 2015

PDF, 2.85 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме