• Рабига Абдикеримова

    Журналист

  • 17 марта 2015

Удар в челюсть, или Как вести себя в кризис

 

Именно с ударом в челюсть сравнил кризис на рынке председатель совета директоров ГК Resmi Кайрат Мажибаев в своем выступлении на тему «Правильное поведение в кризис» на саммите CFO Idea Exchange & Networking event. Он также поделился своим видением и ценным опытом, какое мышление нужно иметь настоящему бизнесмену и какие меры нужно предпринять, чтобы кризис не застал врасплох.

 

Нужно менять парадигму

 

По словам бизнесмена, многие предприятия, которые при наступлении кризиса идут по пути оптимизации расходов через увольнение сотрудников, как правило, попросту не были готовы к кризису. «Когда они начинали работать, они считали, что кто-то должен обеспечить им идеальные условия на рынке, к примеру, правительство или какой-то посторонний человек. Таким компаниям очень подходит следующая фраза: «Один точный удар в челюсть заменяет три дня воспитательной работы». В этом и заключается суть кризиса. Он проверяет компании на устойчивость, отбирает сильнейших — тех, в ком рынок действительно нуждается», — считает Кайрат Мажибаев.

 

Карта рисков и корпоративный календарь

 

По словам бизнесмена, удар кризиса время от времени полезен для тех, кто забывает о том, что существует как минимум среднесрочное планирование, которое подразумевает баланс краткосрочных и долгосрочных целей и задач. А для того чтобы подготовить стресс-сценарий, важно изначально иметь так называемую карту рисков. Кроме того, большое значение, как отметил Кайрат Мажибаев, имеет то, как мы управляем эффективностью компании, корпоративными финансами, строим экономическую модель. «В этом смысле корпоративный календарь позволяет нам не заморачиваться и не переживать лишний раз по поводу больших вещей. Как сказал Уинстон Черчилль, планы сами по себе не имеют значения, а вот процесс планирования очень важен. Планируйте как можно чаще, раз в год, раз в полгода, раз в квартал, раз в месяц. Что-то обозначая, мы все время оцениваем среду, в которой живем, и выстраиваем свой план действия относительно этой среды», — пояснил бизнесмен.

 

Кто в кризис пострадает меньше всего и зачем нужен CFO

 

Кризис создает хорошие условия для компаний среднего размера и крупных компаний, которые осознают все риски, угрозы и проблемы рынка. Однако это очень тяжелые времена для маленьких компаний, так как они очень чувствительны к любым потрясениям. «Хорошо основанная средняя компания, в которой есть CFO, — это уже серьезное предприятие. Потому что именно CFO отвечает за то, как построен учет, налоговое планирование, менеджмент, экономическая модель, бюджетирование, корпоративная среда, финансы, казначейство, ежедневное операционное управление в компании. CFO очень четко погружен в вопросы стратегии компании и формирования экономической модели. Мне кажется, вопрос стоимости компании через пять лет — это и есть главный вопрос, для чего CFO взяли на работу. Главная функция CFO — все время приводить коллег в чувство, и это единственный человек, кто может сказать председателю правления «нет», — отметил г-н Мажибаев.

 

Нужно ориентироваться на создание стоимости компании

 

Кроме того, по словам бизнесмена, многие казахстанские компании сегодня сталкиваются с краткосрочными проблемами, к примеру, с вопросами ликвидности. «В ноябре 2014 года мы сформировали бюджет на 2015 год. Потом была горячая неделя в середине декабря, когда с валютой творилось что-то непонятное. В результате сейчас мы вынуждены переделывать бюджеты, операционные планы. В таких случаях необходимо все время держать в голове вопрос «Зачем мы делаем этот бизнес?». Во-первых, для потребителей и клиентов, второе — для сотрудников, но самое главное — то, что мы фактически управляем стоимостью компании, создаем enterprise value», — поделился он.

 

В кризис нужно знать, кто бенефициар, а кто «дурак»

 

«Я хотел бы привести слова Уоррена Баффета о том, что любой игрок, который не знает, кто на рынке «дурак», скорее всего, и является тем самым «дураком». Когда мы обсуждаем разные вопросы девальвации, конкуренции, те или иные решения правительства, мы примерно должны знать, кто в ситуации основной бенефициар, а кто этот самый «дурак», — делится Кайрат Мажибаев. — Мы, люди, которые занимаются финансами и стоимостью акционерного капитала, не должны делать вид, будто не понимаем, что бывают неожиданные девальвации, локальные, региональные и даже мировые экономические войны, валютные кризисы. Мы должны учитывать то, что иногда правительство принимает решения в пользу долгосрочной социальной поддержки и развития, и это может сказаться на компаниях того или иного сектора. Именно поэтому с нашей стороны очень важен разумный подход».

 

Государственная поддержка — не самый главный двигатель

 

Бизнесмен напомнил, что недавно в обсуждении с управляющим холдинга «Байтерек» в правительстве рассматривалась программа для среднего бизнеса. «Тогда я сказал: слава богу, что нас заметили. Потому что когда в стране объявляются какие-то госпрограммы, среднему бизнесу говорят, что мы то слишком маленькие, то слишком большие», — отметил Кайрат Мажибаев.

 

По его словам, государственная поддержка — это хорошо, но при этом любой здравомыслящий предприниматель и тем более финансовый директор должен рассматривать ее как что-то дополнительное к его преимуществам. «Ни в коем случае нельзя рассматривать господдержку как основной фактор роста. Это очень важный момент. Господдержка — это хорошая надбавка к уже построенному крепкому фундаменту. Мы должны быть благодарны, если у государства получается нам помочь, но всегда рассчитывать на него не нужно», — предостерегает председатель совета директоров ГК Resmi.

 

Краткосрочный успех нужно менять на стратегический

 

По словам бизнесмена, акцент на стратегии, а не демонстрация каких-то ежедневных успехов, важен для стойкости команды. «Такие краткосрочные выгоды, как продление кредитного договора, валютные спекулятивные выгоды, увеличение маржинального дохода на пару процентов, нужно заменить стратегическим успехом. Правда, стратегический успех — как «Летучий голландец»: чтобы его увидеть, нужно постараться», — делится он.

 

В кризис нужно инвестировать в людей больше, чем в собственные идеи

 

«Я не понимаю, когда люди покупают в кризис что-то большое, тем самым ослабляя устойчивость компании. Самое важное, во что я предлагаю инвестировать, — это в людей, а не в свои какие-то идеи. Ведь чтобы идеи превращались в концепции и эти концепции были сильными, нужно инвестировать в мотивацию и обучение сотрудников. Иначе в процессе реализации идеи можно потерять тех, кто, собственно, и должен ей заниматься», — говорит г-н Мажибаев.

 

Нужно держаться за высокопотенциальных менеджеров

 

Особое внимание бизнесмен также обращает на так называемых высокопотенциальных менеджеров. «Существуют ребята, которые разделяют корпоративные ценности и реализуют свои идеи, часто жертвуя своей заработной платой и не обращая внимания ни на индекс инфляции, ни на девальвацию. Как правило, они больны своей самореализацией. В кризис эти люди очень выделяются, и большая ошибка — просто эксплуатировать их. Нужно их развивать и инвестировать в них, потому что результаты могут превзойти любые ожидания», — заключил Кайрат Мажибаев.

Читать дальше

в издании Бизнес & Власть №9 (531) от 13 марта 2015

PDF, 2.38 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме