• Екатерина Корабаева

  • 24 февраля 2015

В поисках героев казахстанского бизнеса

 

Сегодня на международном уровне менторство — не просто тренд, это один из наиболее эффективных инструментов поддержки предпринимателей. Что может изменить в предпринимательской среде создание института менторства? Какова роль креативного кластера предпринимателей? Об этом и многом другом в интервью «&» рассказала сооснователь и руководитель Клуба молодых предпринимателей Зинаида Пак.

 

Каковы планы Клуба молодых предпринимателей на 2015 год?

 

Мы хотим создать в Казахстане институт наставничества. Поэтому начиная с 2014 года и сейчас мы активно работаем над поиском бизнесменов, которые готовы стать менторами и делиться опытом и знаниями с начинающими предпринимателями. Для того чтобы мы могли опробовать программу здесь, в Казахстане, и посмотреть, насколько рынок готов к менторству в бизнесе, совместно с компанией «Шеврон» запускаем пилотный проект. В его рамках будут набраны 20 пар наставников и наставляемых. Для проекта мы разработали специальные критерии, которым должны соответствовать потенциальные менторы. Прежде всего, это опытные, активные и социально направленные предприниматели, находящиеся в бизнесе как минимум 10 лет, 5 из которых они управляют собственной компанией.

 

К сожалению, бывают случаи, когда бизнесмены боятся делиться опытом с начинающими предпринимателями, так как считают, что тем самым они взращивают конкурентов. Мы же ратуем за то, чтобы бизнес-сообщество в Казахстане было более доброжелательным.

 

Проект развития менторства, о котором вы говорите, — похвальная инициатива. Но реализовывать его самостоятельно не так просто, вы планируете кого-то привлекать в качестве партнеров?

 

У нас уже есть такой партнер — это Youth Business International (YBI). На самом деле инициатива наставничества в бизнесе пришла к нам из Великобритании, где ее активно поддерживает принц Чарльз. Сегодня мы видим, как этот проект успешно развивается в 45 странах мира, в которых пришли к пониманию, что для развития начинающих предпринимателей очень важно бизнес-наставничество. Конечно, не менее важна финансовая составляющая, чтобы государство тоже поддерживало бизнес — грантами, субсидиями и т. д. Но именно с этим у нас как раз все в порядке. Этим сейчас активно занимается ФРП «Даму», кроме того, мы слышим о всевозможных конкурсах для стартапов, когда известные бизнесмены выделяют собственные гранты. Поэтому мы в Клубе молодых предпринимателей больше склоняемся к тому, что основная проблема стартаперов кроется вовсе не в деньгах, а в умении правильно и рационально их использовать и управлять ими. Именно поэтому, согласно статистике, даже имея финансирование, 90% стартапов умирают в первый год. Выживают лишь 10%.

 

То есть намного важнее сами идеи и правильные бизнес-решения?

 

Намного важнее не уникальность идеи, а ее качественная реализация. А в этом как раз и могут помочь начинающим предпринимателям наставники. Получается, что ментор — это своего рода старший товарищ, который сможет дать совет в нужный момент, указать на слабые места в бизнесе и т. д.

 

Когда вы общаетесь с начинающими предпринимателями, какой общий настрой у потенциальных наставляемых вы прослеживаете?

 

Стартаперов можно разделить на две категории. Одни говорят: «Нам очень нужен ментор». Другие: «Нам тоже нужен наставник, но мы не хотим рассказывать ему свою идею». Но извините, как вам наставник даст какой-то совет или какую-то помощь окажет, если он не будет знать, о чем речь? Причина такого недопонимания сути наставничества со стороны начинающих предпринимателей — страх, что их идею могут украсть. Поэтому важным считаю прояснить, что мы как организация, которая существует уже 5 лет на рынке, несем ответственность за тех менторов, с которыми состыковываем стартаперов. Как я уже говорила, у нас конкретные критерии отбора наставников. Отбираются только те наставники, которые действительно имеют безупречную репутацию и с которыми мы знакомы лично. Поэтому надеемся, что 20 пар, которые мы сейчас организуем, смогут дойти до конкретных результатов. К слову, у каждой пары на старте будет устанавливаться свой критерий успешности. Связанно это с тем, что некоторые стартаперы могут вообще находиться на начальном этапе, то есть не иметь даже демоверсии своего продукта. Зато у них есть идея, и они готовы вкладывать сейчас в нее все, что у них есть. Соответственно, для них критерием успешности будет открытие своего дела, выпуск какой-то тестовой версии продукта или услуги.

 

Кто-то, наоборот, может иметь уже готовый бизнес. К примеру, у нас есть ребята, которые занимаются производством бин-бегов. Они относятся к микробизнесу, но, тем не менее, уже имеют неплохое производство. Компания ежемесячно продает 300-400 штук своих изделий. Несмотря на это, они все еще стартап. Связанно это с тем, что в компании еще не выстроены правильно все бизнес-процессы. Все завязано на одном человеке — владельце бизнеса. Это значит, что, если собственник уедет в отпуск, заболеет или выйдет в декрет, производство просто остановится, даже несмотря на то, что в компании есть швеи, портные и т. д. Предприниматель должен уметь заниматься развитием своей компании, масштабированием, укреплением и ростом, а не операционными вопросами. Критерием успешности работы ментора с таким предприятием будет то, что наставник сможет помочь ребятам наладить бизнес-процессы таким образом, что предприниматель сможет отойти от рутины и заниматься развитием компании.

 

Сколько бизнесменов уже подтвердили свое участие в качестве наставников?

 

К нам уже пришло около 30 заявок, но по всем критериям на роль ментора идеально подходят пока 7-8 человек. Это бизнесмены с репутацией. Кроме того, когда мы проводили в прошлом году Глобальную неделю предпринимательства, в рамках форума, который проходил среди прочих активностей, мы пригласили к диалогу на нашей площадке известных бизнесменов. Нам хотелось услышать их мнение, готовы ли они стать наставниками начинающих предпринимателей. И каково же было наше удивление, когда оказалось, что на самом деле они уже давно бизнес-менторы, просто не называют себя при этом наставниками. Они говорят: «Есть такая-то молодая компания, работающая уже столько-то лет на рынке, мы им помогаем». Поэтому, несомненно, одной из интересных в рамках прошедшего форума стала сессия по наставничеству. В ней приняли участие и поддержали нашу идею развития института менторства такие бизнесмены, как Кайрат Мажибаев, Ельдар Абдразаков, Арманжан Байтасов, Сергей Денисов. Это люди, которые уже достигли успеха в своих сферах, у них нет риска, что они могут взрастить конкурентов. Поэтому они готовы делиться опытом и где-то, может, связями, чтобы начинающие предприниматели делали качественный бизнес.

 

То есть это своего рода социальный вклад опытных бизнесменов. А если посмотреть на зарубежный опыт функционирования института менторства, там тоже наставники бесплатно помогают начинающим предпринимателям?

 

Мы ездили в прошлом году на форум наставничества, который проводили наши партнеры, YB Россия. Там было 10-12 делегатов из разных стран, которые также реализуют программу наставничества у себя на родине. Они делились своим опытом. Как оказалось, наставничество в первую очередь бесплатно. Во-вторых, оно всегда основано на добровольном согласии как наставника, так и наставляемого. Как только ментор начинает брать деньги за советы и консультации, он перестает быть наставником и становится бизнес-консультантом, бизнес-тренером, коучем, в конце концов.

 

Мы начали нашу беседу с планов, которые стоят перед Клубом молодых предпринимателей. И вы особо выделили институт менторства. На чем еще будет фокусироваться ваша команда? Какие еще задачи перед ней стоят?

 

За последние годы мы уже выросли из маленького сообщества. Сегодня клуб — гораздо больше, чем просто тусовка предпринимателей. Мы запускаем серьезные программы, мы действительно занимаемся развитием и поддержкой предпринимателей. Поэтому в 2015 году мы хотим сделать ребрендинг и открыть новые направления, которые будем активно развивать.

 

Можете поделиться, что это за направления?

 

С этого года у нас будет работать свой аналитический центр, который будет заниматься исследованиями в разных областях. Сегодня круг предпринимателей, с которыми мы работаем, стал намного шире — это и стартапы, и малый бизнес, и женское предпринимательство, и пр. Поэтому мы вместе с рынком ощущаем потребность в исследованиях казахстанской экосистемы.

 

Сейчас наш исследовательский центр приводит картирование креативных индустрий. Креатив — это не только искусство и что-то связанное с творчеством. С английского креатив переводится как «создавать» и «созидать». Поэтому если мы говорим даже о производстве, которое создает что-то новое, это уже будет относиться к креативной индустрии. Сейчас в рамках исследования мы взяли только Алматы, который считается креативным кластером. Наша цель — посмотреть, сколько в Алматы предпринимателей задействовано в этой сфере. Нам нужно понять, какие у них проблемы, чего им не хватает. Иными словами, мы попытаемся составить портрет такого предпринимателя. После того как получим данные такого исследования, мы поймем, какие шаги нужно предпринимать, чтобы креативный сектор развивался быстрее.

 

К вопросу развития креативной индустрии. У нас почему-то нет ни одного лофта, ни одной серьезной мастерской для креативных предпринимателей. Это хорошо, что у нас есть такие инициативные ребята, как, например, Тимур Актаев. Он сам занимается производством, он представитель предпринимательской креативной индустрии, о которой мы говорим. Тимур понимает, что есть еще ряд ребят, которым нужен точно такой же станок, как и ему. Он нашел инвестиции либо это, может быть, его собственные средства, создал небольшую мастерскую на каких-то 5-10 столов. И благодаря этому другие предприниматели могут прийти в эту мастерскую и тоже создавать свой продукт.

 

Поэтому когда мы говорим, что государство должно поддерживать предпринимательство, не всегда это должно быть индивидуальное финансирование и выделение грантов. Порой можно создать какую-то общую площадку для предпринимателей какой-то конкретной сферы, дать им туда наставника и получить гораздо лучший результат.

 

Хорошо, не будем говорить только о государстве, возьмем крупный корпоративный сектор, который тоже занимается социальной ответственностью и выделяет деньги на определенные проекты. Может, кто-то из них заинтересуется тем, чтобы инвестировать в строительство какой-то большой мастерской, где смогут работать предприниматели из креативной индустрии.

 

Я знаю ребят, которые активно двигаются в направлении создания такого пространства. Но это очень тяжело. Все здания сейчас принадлежат частным лицам, даже какие-то заброшенные заводы и цеха. Как правило, они простаивают и даже не сдаются в аренду. Почему эту площадь не отдать во временное пользование инициативным ребятам на 5-10 лет? Все равно сейчас все говорят о кризисных тенденциях, и вряд ли владельцы этой недвижимости смогут ее продать. А так эти помещения смогут принести пользу. Предприниматели будут развиваться, платить налоги, это будет способствовать росту экономики.

 

Вы сейчас сказали о кризисных тенденциях. Даже на уровне властей говорится о том, что этот год будет непростым. Как вы думаете, скажется ли это как-то на предпринимательской активности в стране?

 

Да, это скажется, так как в первую очередь будет снижаться покупательная способность. Как следствие, предприниматели будут получать меньше клиентов и, соответственно, прибыли. И те, кто неуверенно сейчас стоит на ногах, скорее всего, будут испытывать проблемы. Часть таких бизнесов попросту закроется. Но, несмотря на это, мы уверены, что нынешний кризис — это то, что позволит предпринимателям увидеть новые возможности. В кризис особенно будут обостряться проблемы на рынке, это позволит увидеть, чего на нем не хватает и нужно потребителю. Для наиболее предприимчивых это станет шансом заработать, улучшить или открыть какое-то новое направление. Ведь кто такой предприниматель? Это уже не просто коммерс, который купил, продал, перепродал. Сейчас на рынке активно развивается новое поколение креативно мыслящих начинающих бизнесменов. Такие предприниматели, видя сложность, пытаются найти ее решение, и в результате проблема для них становится новой возможностью заработка. Поэтому это как эволюция. Сильнейшие дадут большую пользу обществу и стране.

 

Спасибо за интересное интервью. Хотели бы вы что-то добавить к сказанному?

 

Мы знаем, что ваше издание популярно в Казахстане и отличается качественным контентом, который привлекает интеллектуальных и прогрессивных людей. Среди них много бизнесменов, у которых накопился опыт ведения бизнеса, они могли бы им поделиться с начинающими предпринимателями. Поэтому мы бы хотели обратиться через ваше издание к таким бизнесменам, которые готовы принять участие в нашей программе по наставничеству. Это будет огромным вкладом в развитие казахстанского бизнес-сообщества в такое непростое для экономики время.

 

Справка

 

Желающие принять участие в программе наставничества Клуба молодых предпринимателей могут написать на pm.ybiz@gmail.com или info@iskermedia.kz. Подробная информация на сайте www.youngbiz.kz.

Читать дальше

в издании Бизнес & Власть №6 (528) от 20 февраля 2015

PDF, 1.79 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме