• Рабига Абдикеримова

    Журналист

  • 20 февраля 2015

Старшие вне очереди

 

Вчера сенаторы казахстанского парламента попросили Нурсултана Назарбаева рассмотреть вопрос о назначении внеочередных выборов главы республики. Первым же с этой инициативой еще в минувшую субботу выступил совет Ассамблеи народа Казахстана, который поддержала правящая партия «Нур Отан». О минусах и плюсах досрочных выборов «&» побеседовал с отечественными политологами.

 

Досым Сатпаев, директор Группы оценки рисков

 

Об ожиданиях

 

На расширенном заседании правительства глава государства, премьер-министр и отдельные члены правительства уже озвучили экономические меры, которые Казахстан должен предпринять в ближайшей перспективе. В ходе предвыборной кампании, конечно, какие-то корректировки деталей уже взятого курса будут меняться, но в целом основная установка уже задана. Это экономия, повышение эффективности реализации государственных программ, сохранение социальных обязательств, поддержание казахстанских крупных компаний, чтобы снизить риск увеличения безработицы и роста социальной напряженности. То есть все, что надо было сказать, уже сказали. Президент уже задал основные ориентиры в своем Послании в прошлом году и уточнил кое-какие моменты на расширенном заседании правительства в этом году. Поэтому каких-то новых экономических решений сейчас вряд ли стоит ожидать от предвыборных кампаний.

 

Об управленческих задачах

 

Честно говоря, для меня сами выборы с участием главы государства серьезного интереса не представляют. Все хорошо понимают, что при нынешнем президенте сохранится статус-кво, как политический, так и экономический.

 

Другое дело, что в стране давно уже необходимы какие-то политические реформы. В частности, реформы парламента, партийная реформа. Но на это в стране меньше обращали внимание в последние годы, больше говорили об экономических программах развития. Эти досрочные выборы не решат этих проблем.

 

Досрочные президентские выборы не отвечают на вопрос о том, какой будет политическая система Казахстана после действующего президента. Это больше конъюнктурный ход.

 

О преемственности власти

 

Более интересен вопрос, что будет после выборов. Будут ли изменения расклада внутри элиты. Немаловажный вопрос — будет ли проводиться конституционная реформа для того, чтобы усилить другие политические институты, не только президентскую власть. Президентская власть в Казахстане не так сильна, так как держится на авторитете конкретного действующего главы государства. А политическая система не может рассчитывать на долгосрочную стабильность, если очень сильно завязана на конкретном политике. Вот это основная проблема Казахстана.

 

Я думаю, если эти выборы пройдут и президент будет принимать в них участие, то, возможно, они будут последними для него. Потому что главе государства в дальнейшем нужно будет определиться, будет ли он развивать программу преемственности власти. Для президента такую программу технически сделать несложно, учитывая то, что у него есть статус Лидера нации. Даже если он оставит пост президента, то в любом случае сохраняет очень серьезные рычаги управления.

 

Было бы неплохо, если бы среди пускай даже формальных конкурентов президента появился потенциальный преемник — человек, который мог бы быть протестирован в рамках избирательной кампании, презентован общественности, чтобы подготовить народ. С точки зрения политтехнологий это было бы очень хорошо. Но другой вопрос — захочет ли власть на это идти.

 

Об имидже

 

Для меня досрочные президентские выборы с участием действующего главы государства и референдум о продлении полномочий — это те же яйца, только в профиль. Вся разница в цене. То есть досрочные президентские выборы стоят чуть дороже, чем референдум. Но в любом случае определенный бюджет был уже зарезервирован на следующий год. С точки зрения финансов без разницы, когда будут проведены выборы — в этом году или в следующем. На выборную кампанию всегда деньги найдутся. Но с точки зрения имиджа и соблюдения неких правил проведение президентских выборов, досрочных или не досрочных, выглядит более достойно в глазах международной общественности. Потому что референдумы воспринимаются западным мировым сообществом как явный показатель авторитаризма. Досрочные выборы — это все-таки выборы, даже при отсутствии конкуренции.

 

Валихан Тулешов, директор Института регионального развития Школы государственной и общественной политики AlmaU

 

О минусах

 

Главный и основной минус в том, что мы постоянно нарушаем естественный ход событий, проводя очень много досрочных выборов. Это говорит о том, что в целом наша политическая элита формируется не системно и не постоянно, а спорадически и ситуативно. Чаще всего это объясняют действием чрезвычайных внешних обстоятельств, кризисом, геополитической нестабильностью, падением российской экономики, рубля, санкциями и т. д.

 

До сих пор в нашем электоральном поле и, соответственно, в общественном сознании отсутствует то, что в западной демократической системе называется развитыми политическими институтами, которые неустанно, ежедневно и ежечасно должны полноценно работать над устранением ошибок, решением проблем. Речь идет не только о партиях, которые властью разделяются на угодные и неугодные, признаваемые и нет. Речь идет о самих ветвях власти, которые не только не уравновешивают друг друга, а еще больше диссонируют друг с другом. Исполнительная ветвь власти имеет гипертрофированное значение и преимущество перед законодательной и судебной. Она «естественным образом» пользуется административным ресурсом, позволяет себе работать в «ручном режиме».

 

Кроме того, профсоюзы и НПО как важный институт экономической и общественной демократии практически никак не задействованы в электоральных процессах. Их привлекают только для того, чтобы вовремя и положительно прокомментировать необходимость надвигающейся чрезвычайности.

 

Более того, в таких условиях чаще всего комментаторы перебарщивают, стараются вытянуть за уши или просто извратить некоторые важные для народа реалии. Например, когда во всем мире говорят, что идет непростое, но реальное восстановление после кризиса и происходит рост, идут структурные реформы в развитых и развивающихся странах, наши комментаторы заявляют, что пик кризиса только предстоит пройти в 2016 году. Некорректность таких комментариев говорит о том, что чаще всего истинные, более глубокие причины решения о досрочных выборах президента не приводятся. И до тех пор, пока наша политическая элита будет недоговаривать народу главное, говорить об эффективности как в целом политической системы, так и отдельных выборов не будет представляться возможным.

 

Об управленческих задачах

 

Необходимо переориентировать управленческие задачи правительства Казахстана, которые из-за сохраняющегося политического влияния России не позволяют в полной мере реализовать многовекторную экономическую политику Казахстана. Мы не можем предпринять даже каких-то минимальных шагов по защите нашего национального рынка, ввести необходимые элементы протекционистской политики, не говоря об участии Казахстана в таких серьезных экономических проектах, как создание Экономического коридора Великого шелкового пути, мощного расширения и углубления нашего стратегического партнерства с ЕС, США, государствами ОЭСР.

 

В целом же необходимость досрочных президентских выборов в Казахстане в 2015 году продиктована рядом глубоких внутренних и внешних обстоятельств. В частности, на 2015 год приходится пик кризиса торговой фазы развития нашей — подчеркиваю — казахстанской, а не мировой экономики. Сегодня, хотя товарный дефицит исчез давно, такого осознанного понимания необходимости развивать промышленную, индустриальную фазу капитализма никогда ранее не получалось. И это связано не только с тем, что ЕАЭС начал свою работу в непростых условиях падения цен на нефть, ослабления рубля и российской экономики. Внутри страны этот процесс сопровождается сильнейшими миграционными и демографическими сдвигами. С одной стороны — с продолжающимся исходом крестьян из села, а с другой — с образованием городских агломераций, вмещающих освободившуюся рабочую силу. Этот процесс к тому же совпал с необходимостью скорейшего перехода к новому технологическому укладу производства, который скорее нацелен на опережающее производство услуг, нежели чем на добычу и продажу углеводородов. Развитие науки и технологий — вот актуальнейший приоритет этого процесса.

 

В предстоящий новый президентский цикл стране необходимо гармоничное сочетание всех трех важнейших экономических факторов. Во-первых, сформулировать и начать претворять экономическую политику промышленной стадии капиталистических отношений в нашей экономике (включая осознанную протекционистскую политику), а не просто реализацию ГП ФИИР. Во-вторых, завершить период создания инфраструктуры для следующего технологического уклада, о чем хорошо сказал президент в своем последнем Послании, где драйвером станет производство услуг («раскрыть двери» постиндустриального общества). В-третьих, легализовать и легитимировать интересы мигрирующего из села в города населения, которые требуют экономического и социального признания.

 

На этом пути встанут новые вопросы социальных преобразований по всему периметру социальной структуры общества: перевод категории самозанятых в категорию безработных или частично безработных, необходимо провозглашение и реализация проекта социальной и правовой ответственности государства, развитие экономической демократии и т. д.

 

Раскрепощение экономической и социальной энергии населения через либерализацию экономических отношений (включая дальнейшее развитие прав собственности, либерализацию недропользования, расширение возможностей МСБ в сферах переработки углеводородов, импортозамещения и т. д.) позволит создать адекватную экономическую среду, в которой МСБ будет придаваться такое же значение, которое придается большому бизнесу, корпорациям. Государство не уходит из этой сферы из-за сохраняющихся в ней интересов исполнительной ветви власти, бюрократов и олигархов, которые буквально выкачивают последние ресурсы простого народа.

 

Помимо этого существенно возрастает значение глобальных и региональных факторов для внешнего позиционирования нашего государства, на которые необходимо найти новые ответы. Возникает новая ситуация с безопасностью на постсоветском пространстве, связанная со вступлением Украины в ассоциацию с ЕС, трансформируется ситуация в ЦА, растет наше партнерство с Китаем и другими государствами мира, прежде всего, с США и ЕС, которым надо придать новое, свободное от политической конъюнктуры внимание.

 

Сергей Акимов, политолог

 

Об управленческих задачах

 

Ожидаемое отсутствие конкурентной борьбы обуславливает сравнительно слабые ожидания от предвыборных программ и обещаний. Скорее всего, ничего нового не будет. Основной курс, как мне кажется, может быть взят на борьбу с коррупцией, и это очень хорошо укладывается в контекст текущих многочисленных громких судебных процессов.

 

О плюсах

 

На самом деле плюсов достаточно много. Так, например, проведение досрочных выборов во многом развязывает правительству руки в реализации непопулярных, но реальных мер в рамках борьбы с проблемами внешнеэкономической конъюнктуры. Надо понимать, что сейчас, в текущих условиях переоцененного тенге, экспортеры очень сильно теряют на разнице в курсе между рублем и тенге. И в связи с этим исполнительная ветвь власти испытывает серьезное давление со стороны экономических групп влияния, или попросту олигархов. В свою очередь власти не могут позволить себе ослабить тенге, поскольку это приведет к снижению уровня жизни и, соответственно, рейтинга власти. Проведение же досрочных выборов позволит этот замкнутый круг преодолеть и постепенно начать двигаться в направлении, которое поможет поддержать промышленность, в частности экспортно ориентированные предприятия.

 

В целом же досрочные президентские выборы — это уже своего рода традиция для Казахстана.

 

О минусах

 

Минус досрочных президентских выборов заключается в том, что придется потратить на их проведение деньги. И главное — это очередное нарушение порядка и правил игры. Надо понимать, что каждая последующая внеочередная выборная кампания меняет правила игры, которые должны существовать.

 

В странах с развитой демократией досрочные выборы — форс-мажор. То есть у них есть четкие правила игры, и все понимают, что выборы будут в таком-то году такого-то числа — ни днем раньше, ни днем позже. А это уже фактор политической стабильности. У нас же единственный фактор политической стабильности — президент.

 

Между тем с точки зрения долгосрочной перспективы постоянные внеплановые выборные кампании чреваты тем, что отсутствие системности и плановости политической деятельности способствует формированию нехорошей привычки. А именно: играя в демократию, мы делаем как можно больше для того, чтобы этой демократии не было никогда. Я не говорю, что к демократии не нужно стремиться как к самоцели и двигаться к ней какими-то семимильными шагами. Вопрос лишь в необходимости соблюдать четкие правила игры.

 

Надо понимать, что тот или иной инвестор, когда приходит на какой-либо новый рынок, в первую очередь смотрит, насколько предсказуемо развитие событий в этой стране, начиная от процедур выборов в Мажилис и заканчивая судебной системой. Если эти правила игры не соблюдаются, это соответствующим образом влияет на восприятие страны и, в конце концов, на благосостояние ее жителей.

 

Расул Жумалы, политолог

 

О выборах

 

К сожалению, тот опыт выборов, который у нас сформировался за годы независимости, сложно назвать образцовым. Это не мое мнение, это мнение разных международных правозащитных организаций.

 

Будут ли эти выборы проведены правильно, в наших условиях во многом зависит от того, кто реально принимает участие в выборах. То есть будут ли принимать участие в выборах сильные кандидаты, либо это будут кандидатуры, которые играют роль просто спарринг-партнера.

 

Категорически не согласен с мнением, что в Казахстане нет достойных альтернатив действующему президенту. Мне кажется, это звучит унизительно по отношению к 17,3 млн граждан. У нас есть достойные кандидаты, которые могли бы выступить со своими программами.

 

Что касается действующего президента, я не думаю, что он обнародует какой-то отдельный план. Он свой план уже озвучивал в рамках своего Послания и соответствующих крупных мероприятий. Он оставит решение об оценке своей экономической деятельности самим избирателям. Если подобные программы и появятся, то только среди альтернативных кандидатов.

 

О минусах и плюсах

 

Особенных плюсов в досрочных выборах я не вижу. Я не совсем согласен с приведенной аргументацией о том, что их нужно проводить именно в 2015 году. Ведь сам глава государства отрицал наличие кризиса. Даже если предположить, что кризис есть и что он обострится в 2016 году, то ему подвергается не только Казахстан, но и другие страны.

 

Аргумент в пользу досрочных выборов, заключающийся в том, что в 2016 году президентские выборы совпадут с парламентскими выборами, мне тоже кажется не совсем убедительным. Почему так случилось, наверно, нужно спрашивать у компетентных органов во власти, которые в 2010 году допустили такую коллизию. Мне кажется, какие бы ни были условия, президентские выборы нужно проводить в назначенные сроки.

 

Но с другой стороны, понятное дело, что в 2016 году социально-экономическая ситуация может ухудшиться. Возможно, возрастет протестный потенциал, соответственно, и рейтинг доверия народа власти будет не таким высоким, как сейчас. Тем более есть девальвационные ожидания — непопулярное социальное решение. Возможно, это желание власти таким образом упредить ход событий. И уже постфактум применять эти непопулярные социальные решения.

 

Рабига Абдикеримова, Екатерина Корабаева

Читать дальше

в издании Бизнес & Власть №6 (528) от 20 февраля 2015

PDF, 1.79 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме