• Рабига Абдикеримова

    Журналист

  • 13 февраля 2015

Инвестиции по-французски

 

Транспорт, энергетика и агропромышленность — вот три вещи, на которые поставил Казахстан в своем дальнейшем развитии. Транснациональные компании из этих сфер постепенно интересуются Казахстаном, а инвесторы подумывают открыть для себя потенциал Великого шелкового пути. О том, почему французские инвесторы заинтересованы в инвестировании в Казахстан, в каком направлении движется бизнес в Средней Азии, что важнее для инвестора — выгода или стабильность, а также о многом другом — в интервью с президентом концерна Alstom в Средней Азии Мареком Стэчем.

 

Господин Стэч, вы как человек, находящийся внутри этой системы, что думаете о перспективах взаимоотношений Казахстана и Франции?

 

Первый визит президента Франции Франсуа Олланда в Казахстан, а также недавний визит президента Казахстана Нурсултана Назарбаева во Францию говорят о том, что у нас сложились очень хорошие межгосударственные отношения. Это, прежде всего, создает хороший климат для развития бизнеса. Между нашими странами взаимовыгодное партнерство, в котором Франция дает технологии, а Казахстан — ресурсы. Это у нас отлично получается. Президенты во время недавней официальной встречи в Алматы заявили, что в дальнейшем особый акцент в развитии наших отношений будет ставиться на транспорте, энергетике и агропромышленности.

 

Какими главными проектами обозначается экономическое сотрудничество Казахстана и Франции?

 

Если говорить об Alstom, то в настоящий момент у нас идет активная локализация производства в Казахстане. Во-первых, речь идет о «ЭКЗ» — нашем совместном с КТЖ и российским «Трансмашхолдингом» предприятии по строительству современных электровозов в Астане, свое долевое участие в котором мы недавно подняли до 50%. Второе — это совместный с «Камкором» завод по производству стрелочных приводов, торжественное открытие которого недавно прошло в Алматы. В будущем мы хотим создать в Казахстане региональный центр по транспортной сигнализации.

 

Но Alstom готов сотрудничать с Казахстаном не только в области транспортных технологий. Мы также очень сильны в энергетике. Хотели бы участвовать в проекте строительства новой ТЭЦ в Астане. Еще один немаловажный проект, в котором мы заинтересованы, — это строительство новой гибридной электростанции (это гибрид солнечной и парогазовой электростанций) в Кызылорде. Сотрудничество в данной области является одним из пунктов меморандума, подписанного нами в мае 2014 года с акиматом города. Сейчас проект на стадии рассмотрения.

 

Интересно. Расскажите подробнее об этой гибридной электростанции. И где еще в Казахстане есть такие станции?

 

Подобные проекты реализует наш сектор возобновляемой энергетики. Гибридная электростанция вырабатывает электроэнергию за счет двух ресурсов: газа и солнца. Проблема в том, что в нашем климатическом поясе солнечные панели не могут давать энергию в промышленных масштабах — этот способ здесь больше подойдет для частного дома. Чтобы использовать энергию солнца в промышленных масштабах, нужно много солнца и большое пространство. Это нереально сделать в Москве и почти нереально сделать в Европе. А вот юг Казахстана, например Кызылорда, вполне подходит для подобного проекта. Особенно если совместить выработку энергии за счет солнца с выработкой за счет газа, как и предлагает Alstom. Аналогичных станций в Казахстане еще нет. Но оборудование Alstom уже вырабатывает электроэнергию на подобных объектах в США и ОАЭ.

 

Учитывая все эти проекты, можно ли сказать, что в ближайшем будущем приток французского капитала в Казахстан будет увеличиваться?

 

За все французские проекты в Казахстане сказать не могу, но, по моим наблюдениям, объем инвестиций точно не снижается, даже, скорее, повышается каждый год. И это не удивительно, поскольку в Казахстане создан благоприятный инвестиционный климат. Я считаю, что в будущем Казахстан может стать инвестиционным и технологическим центром для всей Центральной Азии и Кавказа. Хороший пример этого — наше совместное предприятие по строительству электровозов ЭКЗ в Астане. Завод в 2014 году подписал контракт на поставку казахстанских электровозов в Азербайджан, т. е. его продукция выйдет за пределы домашнего рынка.

 

А как вы оцениваете транспортно-логистический потенциал Казахстана? И насколько реализация этого потенциала важна для мировой экономики?

 

Если посмотреть на карту, становится ясно, почему Казахстан является стратегически важным игроком в регионе: через него проходит «Шелковый путь» — кратчайший путь из Китая в Европу. Открытие нового «Железного шелкового пути» совместно с Ираном и Туркменистаном и все похожие транспортно-логистические проекты в Казахстане реализуются именно в целях усиления торгового потока между Востоком и Западом.

 

Сейчас все чаще говорят о том, что мировые торговые пути, в частности те, что соединяют Азию с Европой, будут переноситься с моря на сушу. Следовательно, будет меняться расстановка сил и влияния целого ряда стран. Что вы об этом думаете?

 

Бизнес — это время, а время — это деньги. В бизнесе все говорят на этом языке. Сегодня торговля ведется по морским путям, потому что себестоимость очень низкая. Но мы платим за это временем. Завтра, если мы будем пересылать грузы по железной дороге, мы выиграем время. Как я уже сказал, время — это деньги. Хороший пример — Хоргос на границе Китая с Казахстаном. Он уже начал сокращать этот путь.

 

Расскажите про планы развития Alstom в Центральноазиатском регионе.

 

Посмотрите на карту железных дорог Центральной Азии. Они не очень удобны для постсоветского пространства, поскольку были построены еще тогда, когда границ между советскими республиками не было. А сейчас они есть. И железнодорожные пути приходится перестраивать. В этой перестройке железным дорогам нужна безопасность, к примеру, новейшая транспортная сигнализация, и Alstom готов предложить свое оборудование.

 

Второй момент касается электрификации. Железные дороги сначала строятся, а потом идет их подключение к энергосети. Подобные проекты будут развиваться в западной части Казахстана. И в них мы тоже хотели бы принять участие.

 

Alstom не первый год работает на казахстанском рынке, где у нас уже сложилась хорошая репутация. Мы прекрасно понимаем, что бизнес здесь удобнее вести, имея надежного партнера. Например, для нашего транспортного сектора это КТЖ. Горизонт планирования у нас в Казахстане также не год и не два, а 20-30 лет, что является лишним доказательством нашего стремления к долгосрочному сотрудничеству.

 

А риск финансовой нестабильности, в том числе девальвация, вас не пугают?

 

Это создает определенную проблему в вопросе подписанных контрактов. Ведь мы покупаем запчасти в Европе, причем делаем это за доллары и евро, а контракты мы подписываем в тенге. Но на эти случаи у нашей компании есть специальные механизмы, помогающие подобные проблемы успешно решать. Партнеры также идут навстречу. Учет курсовой разницы — это обычный механизм, и он является частью любого контракта. Самое важное для нас — это политический климат, подход правительства к инвесторам. То, что сейчас делается в Казахстане для привлечения инвестиций — система одного окна, правовая защита инвесторов и т. д., — уже дает ощутимые результаты.

 

А как насчет визовых вопросов?

 

Тот факт, что мы, иностранцы, можем приезжать в Казахстан на 15 дней без визы, очень сильно облегчает нам жизнь.

 

А отмена корпоративного подоходного налога на 10 лет вас коснулась?

 

Наше совместное предприятие по строительству электровозов ЭКЗ и так находится в специальной экономической зоне, его деятельность не облагается налогами. Но для других иностранных компаний, я думаю, это большой плюс.

 

Повлияли ли на деятельность компании Alstom в регионе санкции между Россией и Западом?

 

На этот вопрос, вероятно, лучше ответит мой коллега — президент Alstom в России. Что касается деятельности Alstom в Казахстане, то я не вижу никакого влияния, просто потому что на Казахстан никаких санкций не накладывалось.

 

Спасибо за интересное интервью!

Читать дальше

в издании РБК №1-2 (19) от 3 февраля 2015

PDF, 3.17 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме