• Рабига Абдикеримова

    Журналист

  • 4 февраля 2015

Как защитить свой бизнес?

 

Казахстанские бизнесмены несут потери, вызванные девальвацией рубля. Из-за разницы в курсе уже пострадали автопроизводители, рынок недвижимости, а также производители птицы и молока.

 

Наши предприниматели теряют клиентов. А все потому, что сегодня продукция российских производителей в силу сложившихся экономических обстоятельств просто оказалась более дешевой. «В Казахстане около 550 тысяч человек занято в обрабатывающей промышленности, поэтому это вопрос не одного предприятия. Взять любую продукцию из России — сейчас она дешевле в два раза просто из-за разницы курса. И любой производитель в Казахстане сейчас испытывает падение продаж», — делится предприниматель и основатель проекта «Небо Лондона» Артем Слесаренко. В результате в непростой ситуации оказываются не только производители, но и экономика страны в целом. Как можно защитить казахстанский рынок и отечественных производителей, выясняла редакция журнала «Реальный бизнес Казахстана».

 

Судьба бизнеса в руках государства

 

По словам директора Института регионального развития Школы государственной и общественной политики AlmaU Валихана Тулешова, в экономической ситуации, в которой оказался Казахстан, существуют три стратегически важные возможности выхода, которыми надо воспользоваться одновременно. Первая связана с запуском политики протекционизма, т. е. защиты своего производителя и потребителя, своего национального рынка, который стал медленно складываться и развиваться. Вторая — с ориентацией на активизацию сотрудничества по другим важным интеграционным направлениям международного позиционирования Казахстана. И третья — с проведением более глубоких либеральных и структурных реформ, позволяющих раскрепостить экономическую энергию населения и, прежде всего, МСБ.

 

«К сожалению, ЕАЭС, формально запустившийся 1 января 2015 года, не показал позитивных сдвигов. Ослабление экономики и усугубление экономической ситуации в Казахстане из-за слабеющего рубля, падения цен на нефть и санкций в отношении России привело к тому, что Казахстан вплотную подошел к необходимости введения полноценной протекционистской политики по защите нашей экономики», — делится в интервью журналу г-н Тулешов. Речь идет о недопущении на казахстанский внутренний рынок дешевеющей российской и белорусской продукции. Кроме того, актуальным, по словам эксперта, становится принятие мер для поддержки отечественных производителей и потребителей.

 

«Есть еще одна возможность, которую мы ни в коем случае не должны упустить. Первоначально Казахстан должен все же вступить в ВТО, где в предстоящие годы мы сможем получить товары и технологии, которые будут в большей мере, чем ЕАЭС, способствовать диверсификации нашей экономики, ее уходу от «проклятия ресурсов» и «проклятия пространства», — говорит Валихан Тулешов. — В этом направлении большое значение необходимо придать разработке и строительству совместно с КНР транспортно-логистической и промышленно-производственной инфраструктуры проекта Экономического коридора Великого шелкового пути, соединяющего Азию с Европой, с полноценным запуском Хоргоса, железнодорожного, трубопроводного и транспортного коридора через Каспий в направлении Азербайджана, Грузии, Украины, Турции и Европы».

 

По мнению эксперта, Казахстану необходимо начать развивать стратегическое партнерство со всеми развитыми государствами, которые входят в ОЭСР, а также создавать интеграционные модели в Центральной Азии, т. е. со своими исконными соседями и партнерами, а также странами тюркского мира. Таким образом, развивая стратегическое экономическое партнерство со странами Запада, Восточной Европы, Украиной, государствами Центральной Азии, тюркского мира и Китаем, Казахстан сможет нивелировать потери от негативных результатов ЕАЭС.

 

«Нам нужны стратегические структурные реформы в экономике и усиление политического реформирования государства. Это необходимо сделать с целью построения новой системы прав и свобод личности, закрепляющей если не приоритет личности перед государством, то хотя бы их равноправие», — добавляет г-н Тулешов.

 

В этой связи, по его словам, нужно буквально раскрепостить малый бизнес, который занимает всего 17% в общей структуре ВВП, дав ему возможность бурного развития.

 

Не надо драматизировать

 

Интересную точку зрения имеет и председатель правления Банка ЦентрКредит Вячеслав Ли. Он призывает не драматизировать ситуацию, а повышать эффективность отечественного бизнеса. Иначе, по его словам, мы вечно будем обречены на то, чтобы отставать и догонять или все время у кого-нибудь просить субсидий и подачек.

 

«Говоря о девальвации рубля, я скажу, что у нас были ситуации и гораздо хуже — и в 2008 году, и после развала Союза. Сейчас же у страны есть и большие золотовалютные резервы, и национальная экономика, и образование, — отмечает банкир. — Поэтому я считаю, что страхи преувеличены. Что касается проблем, связанных с открытой границей, то люди и раньше ездили туда-сюда и возили товары. Более того, не декларировали, а в мешках возили. Думаю, через какое-то время этот ажиотаж пройдет. Все эти дисбалансы — временные явления, и они устранятся. А лучше работать над собой. Я считаю, что, если будешь на полчаса раньше других вставать и приходить на работу, то станешь лидером в бизнесе».

 

Слабый тенге для экспортеров

 

В свою очередь президент Arman Holding Серикбай Бисекеев, отвечая на вопрос, как казахстанские компании могут защитить свой бизнес от воздействия дешевеющего рубля, отметил следующее: «Двадцать лет назад Ли Якокка сказал, что благодаря дешевой по отношению к доллару иене японские производители смогли захватить автомобильный рынок США. Европейцы сделали ошибку с дорогим евро. Для экспортного бизнеса, конечно, выгоден слабый тенге по отношению к рублю, доллару, чтобы себестоимость товара была низкой. Главное, чтобы от этого не страдало население, а значит, если за зарплату в тенге можно получить достойную потребительскую корзину продуктов по сравнению с развитыми странами, тогда и есть смысл ронять тенге».

 

Конкурентоспособность и стандарты

 

А вот глава региональной программы поддержки малого бизнеса ЕБРР в Казахстане и Монголии Хольгер Вифель обращает внимание на конкурентоспособность казахстанского бизнеса.

 

«Это один из ключевых моментов, которым должен обладать предприниматель, чтобы бороться с такими ситуациями, как девальвация рубля и потеря клиентов. Предпринимателю нельзя стоять на месте, нужно постоянно инвестировать в людей, в технологии, искать новые возможности и способы улучшить свой продукт. Ведь если производитель предлагает рынку продукт, который никому не нужен, то ему не на кого пенять, кроме себя», — отмечает в своем интервью г-н Вифель.

 

В подтверждение своих слов он приводит интересный пример из казахстанского агробизнеса. «Один из наших клиентов занимается производством подсолнечного, кукурузного, а также специфических масел, в том числе из тмина. Последние очень хорошо идут на экспорт в мусульманские страны», — говорит Хольгер Вифель. По его словам, это предприятие растет очень хорошими темпами в последние 2-3 года. Причина успеха в том, что оно постоянно добавляет в производственную линейку новые продукты и ищут новые рынки.

 

Поддерживает своего коллегу и Джанет Хэкман — директор Евразийского банка реконструкции и развития по Казахстану. По ее словам, если казахстанские предприниматели хотят преуспеть не только в России, но и в целом в мире, то они должны соответствовать всем международным стандартам.

 

«Именно поэтому одна из наших программ направлена на работу с предпринимателями, чья продукция идет в основном на экспорт. Мы смотрим на зарубежные рынки и наблюдаем за тем, какое технологическое развитие необходимо, чтобы компании могли успешно конкурировать, — говорит Джанет Хэкман. — К примеру, в Южном Казахстане есть производитель матрасов. Когда они попытались экспортировать свою продукцию, оказалось, что они не могут это сделать, поскольку международные стандарты требуют, чтобы матрасы были огнеупорными. Мы привлекли международного консультанта, который помог предпринимателю разработать стратегию по обеспечению этого требования».

 

Об этом же говорит и управляющий директор ФРП «Даму» Габит Лесбеков. По его словам, в сложившейся ситуации каждый субъект МСБ в Казахстане должен позаботиться о качестве своего бизнеса с учетом мировых стандартов.

 

В качестве примера он приводит Алматинский вентиляторный завод, который за семь лет смог вырасти до мирового уровня. Одной из причин успеха предприятия стали инструменты господдержки предпринимателей, которыми руководство завода воспользовалось для оптимизации производственных процессов. Они внедрили систему кайдзен, получили поддержку в виде лизинга по линии «Даму» и выиграли грант по линии НАТР. С момента основания завода существенно выросла производительность труда. Как результат, сегодня с той работой, которую раньше делали 150 сотрудников, справляются 70.

 

«Сегодня Казахстан импортирует 52% машин, приборов, оборудования из России, поскольку наши производители существенно проигрывают в конкурентоспособности. Однако Алматинский вентиляторный завод демонстрирует, что может быть иначе. В момент последнего кризиса это предприятие смогло найти новые возможности и клиентов. Причина проста: аналогов его продукции такого же высокого качества в России нет. Поэтому считаю, что, если другие казахстанские компании будут работать по международным стандартам, максимально использовать все государственные инструменты, то они тоже смогут выстоять в этой конкурентной борьбе», — поясняет в интервью г-н Лесбеков.

 

Еще один успешный пример, по его словам, — ТОО «Тамак» в Жамбылской области. Оно производит макаронные изделия и выстроило производственный процесс таким образом, что сегодня экспортирует продукцию не только в СНГ, но и в европейские страны.

 

«На самом деле выходить на экспортные рынки легко только на словах, но делать это очень сложно, — признается г-н Лесбеков. — Причина — большая территория нашей страны. Казахстан находится в центре Евразии и занимает очень большую площадь. В любом производственном процессе важную роль играют транспортно-логистические расходы. Можно произвести продукцию с низкой себестоимостью, но доставка этой продукции на другие рынки очень сложна. Затраты на транспортировку могут доходить до 60-80% цены. Поэтому Казахстан и создает союз с приграничными государствами, чтобы как-то уменьшить расходы на транспортировку. С другой стороны, продукт должен производиться настолько инновационным способом, чтобы покрывать за счет большей маржи транспортно-логистические расходы».

 

Иными словами, кризис — палка о двух концах. Те предприниматели, которые не готовились — не думали заранее о производственных процессах, об оптимизации ресурсов, не продумали стратегические планы улучшения производственных процессов, — сейчас вынуждены сокращать объемы, терпеть острые последствия, в том числе закрываться. Те же, кто заранее обо всем позаботился, наоборот, что-то выиграли.

 

Рабига Абдикеримова, Екатерина Корабаева

Читать дальше

в издании РБК №1-2 (19) от 3 февраля 2015

PDF, 3.17 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме