• Екатерина Корабаева

  • 30 января 2015

Попасть в команду мечты

Форум в Давосе нас порадовал — Казахстан делает шаг навстречу развитым странам.

 

Напомним, что в Давосе премьер РК Карим Масимов и генеральный секретарь Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Анхель Гурриа подписали меморандум о взаимопонимании между правительством РК и ОЭСР. Это меморандум о взаимопонимании между правительством РК и ОЭСР о реализации страновой программы сотрудничества на 2015-2016 годы. Что дает нам это сотрудничество, выясняла редакция «&».

 

Страновая программа, о которой идет речь, является новым инструментом в практике взаимодействия ОЭСР со странами, не входящими в организацию. В прошлом году разработка таких программ была начата впервые и только для четырех стран. Само же сотрудничество предполагает реализацию совместных инициатив в таких сферах, как государственное управление, фискальная политика, конкурентоспособность и улучшение делового климата, устойчивое развитие.

 

Отдельно стоит отметить и принципы демократии, которым в ОЭСР, скорее всего, уделит особое внимание в сотрудничестве с Казахстаном. К слову, в Давосе Анхель Гурриа, говоря о том, что демократия должна «выращиваться» внутри страны, отметила, что именно электорат направляет лидера. «Более образованный, лучше информированный электорат, а главное, вовлеченный в процесс сделает лидера лучше: его деятельность станет прозрачной, принимаемые решения станут качественнее. Электорат должен быть диктатором, должен требовать, должен производить качественных руководителей», — сказала она.

 

Данияр Косназаров, политолог

 

О сотрудничестве

 

Начнем с Давоса. Площадка была и остается престижной и полезной для посещения. Не только с имиджевой точки зрения, но и с практической. Это не столько встречи с политиками, сколько с бизнесменами, задающими мировой тренд. В этой связи важно, чтобы представители Казахстана стабильно присутствовали на Всемирном экономическом форуме (ВЭФ). Инвесторы сейчас ценны как никогда, идет борьба не только за рынки, но между самими рынками за статусность и привлекательность. Сотрудничество с ОЭСР в этой связи надо расценивать в сугубо положительном ключе. И, думаю, здесь важна не геополитика, а именно рациональный подход к экономике. Конечно, мы видим определенную активизацию отношений с развитыми странами после украинского кризиса. Но, боюсь, многие смотрят на наши отношения с Западом теперь исключительно через призму ЕАЭС и наших крепких союзнических отношений с Россией. В этом кроется ошибка, так как Астана понимает, что сильна лишь тогда, когда развивает отношения со всеми, не апеллируя к блоковому мышлению. Надо избежать этого соблазна и работать с высококлассными структурами и специалистами своего дела, отстаивая в том числе и свою точку зрения. Потому что кроме нас никто лучше не будет знать местных реалий. В целом работа с ОЭСР будет только полезной, надо повышать стандарты, надо работать и совершенствоваться, как-никак не за горами вступление в ВТО.

 

Амиржан Косанов, политик

 

О предпосылках

 

Мы много говорим о диверсификации внутренней экономики (хотя мало что для этого делается). Теперь же нам как воздух нужна диверсификация внешнеэкономической деятельности. Два фактора должны заставить нас форсировать этот процесс:

 

— вхождение в ЕАЭС, обусловленное созданием условий наибольшего благоприятствования в Казахстане для экономик России, Беларуси и Армении;

 

— неминуемые последствия западных санкций в отношении России, которые окажут негативное влияние и на нашу экономику.

 

О сотрудничество с ОЭСР

 

Важно подать развитым странам сигнал, что мы не являемся экономическим придатком России, которая в 10 раз больше нас по объему экономики, и что мы в состоянии вести собственную внешнеэкономическую политику по принципу «интересы Казахстана прежде всего!». ОЭСР — весьма уважаемая и продвинутая структура, в состав которой вошли фактически все ведущие экономики мира. Для меня важно, что одним из критериев ОЭСР являются принципы свободной рыночной экономики (что само собой разумеется), а также принципы представительной демократии. Согласитесь, в наших специфических условиях это немаловажно! Известно также, что значительная доля деятельности ОЭСР связана с противодействием отмыванию денег, уклонению от уплаты налогов, коррупции и взяточничеству. Казахстану не мешало бы перенять опыт развитых стран в этих сферах. Хотя у меня есть определенные сомнения в соответствии сегодняшнего Казахстана этим требованиям. Но вперед двигаться хотя бы такими темпами все же надо.

 

 

Валихан Тулешов, директор Института регионального развития Школы государственной и общественной политики AlmaU

 

В такой экономической ситуации, в которой оказался Казахстан, существуют три стратегически важные возможности выхода, которыми надо воспользоваться одновременно. Первая связана с запуском политики протекционизма, т. е. защиты своего производителя и потребителя, своего национального рынка, который стал медленно складываться и развиваться. Вторая — с ориентацией на активизацию сотрудничества по другим важным интеграционным направлениям международного позиционирования Казахстана. И третья — с проведением более глубоких либеральных и структурных реформ, позволяющих раскрепостить экономическую энергию населения и, прежде всего, МСБ.

 

О сотрудничестве с ОЭСР

 

Меморандум о взаимопонимании между правительством РК и ОЭСР о реализации страновой программы сотрудничества на 2015-2016 годы очень важен. Но также важно понимать, что все три перечисленные выше возможности, кстати, также отвечают критериям ОЭСР — организации стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики. В своем Послании народу 2014 года Нурсултан Назарбаев отметил, что сейчас фундаментальные показатели развитости демонстрируют государства — участники ОЭСР. Это те страны, которые последовательно прошли все стадии развития капитализма, раскрепостили экономический потенциал собственного населения, т. е. являются самыми развитыми в экономическом, социальном, политическом и интеграционном отношении странами. Значительная доля деятельности ОЭСР связана с противодействием отмыванию денег, уклонению от уплаты налогов, коррупции и взяточничеству. При участии ОЭСР в последнее время были выработаны некоторые механизмы, призванные положить конец практике создания рядом государств так называемых налоговых оазисов, террористических организаций и сепаратистских движений, геополитических союзов, противодействующих принципам деятельности ОЭСР. И Казахстану следует не ограничиваться некоторым отдельным набором сфер сотрудничества с ОЭСР, включающим государственное управление, фискальную политику, конкурентоспособность и улучшение делового климата, а также устойчивое развитие, но видеть перспективу, без которой вхождение в число 30 самых развитых государств мира к 2050 году будет невозможным. Сегодня в ситуации, в которой оказался Казахстан, как раз созрели все условия для комплексного решения и внутренних, и внешних, в том числе интеграционных проблем. А также для решения задач по перенастройке государства, нации, общества на самые развитые и современные механизмы общественного прогресса.

 

Поэтому страновая программа сотрудничества Казахстана с ОЭСР должна включать не только экономические параметры конкурентоспособности, эффективности, инвестиций, но и показатели образования, науки, внедрения инноваций, здравоохранения, государственного управления и развития демократических институтов, гражданского общества. В части последнего у нас имеются серьезные недоработки. К примеру, инвестиции в науку в нынешней ситуации существенно сократились. Реформа здравоохранения приостановилась. Более того, государство минимизировало бюджеты многих «социальных» министерств, приостановило переход на 12-летнее среднее образование, сократило строительство социального жилья, в целом приостановило социальную модернизацию общества, которая выступает главным направлением социального прогресса и инноваций во всех остальных сферах общества. В этих непростых условиях необходимо во многом переосмыслить отношение к человеку в целом, взять на вооружение самые развитые теории его прогресса и развития, которыми успешно пользуются страны ОЭСР.

 

Досым Сатпаев, директор Группы оценки рисков

 

О целях

 

Когда наши чиновники говорят об ОЭСР, то речь в первую очередь идет об экономическом взаимодействии. То есть поднятие рейтингов Казахстана по тем стандартам, которые существуют у стран, входящих в эту структуру. ОЭСР для нашего правительства — как некий бенчмарк.

 

Под повышением конкурентоспособности казахстанской экономики обычно имеется в виду подтягивание экономики под международные стандарты. Большинство стран, входящих в эту организацию, соответствуют таким стандартам. Целью стремления к стандартам является повышение инвестиционной привлекательности Казахстана, улучшение имиджа страны. Ведь мы сейчас стараемся войти в список 30 самых развитых стран.

 

Однако при этом рассчитывать, что мы получим какие-то быстрые дивиденды от сотрудничества, не стоит. Я думаю, что здесь все-таки большую роль играет имиджевый фактор.

 

О многовекторности

 

Специфика казахстанских внешних взаимоотношений устроена так, что мы должны делать акцент на двусторонних отношениях, в том числе со странами, которые входят в ОЭСР.

 

Это сотрудничество должно показать, что Казахстан, несмотря на участие в Таможенном союзе, ЕАЭС, в любом случае сторонник многовекторной экономической внешней политики.

 

По объему товарооборота мы важный союзник ЕС. Этот товарооборот еще будет расти. Также внутри ЕС у нас есть интересы сотрудничества с отдельными странами, которые станут более активно взаимодействовать с нами. То же самое и в ОЭСР — у нас есть приоритетные партнеры на уровне двусторонних экономических связей внутри этого сотрудничества.

 

Не стоит забывать, что недавно Казахстан подписал новое соглашение с ЕС о более тесном сотрудничестве. В этом году Казахстан, возможно, войдет в ВТО. То есть наша страна всеми силами хочет показать миру, что мы готовы к взаимодействию со всеми партнерами, которые с экономической точки зрения для нас важны.

 

О сотрудничестве

 

Что касается демократизации в рамках данной программы, то это сложный вопрос. Потому что, как показывает практика, даже те западные страны, которые сюда приходили по приоритету демократического развития, иногда исходя из геополитических конъюнктур, закрывали глаза на некоторые моменты. Говоря на языке реальной политики, им сейчас необходимо иметь стратегическое партнерство с Казахстаном. Они боятся упустить Казахстан и отдать его полностью в руки России или Китая. Другими словами, за Казахстан идет геополитическая борьба — борьба между Западом, Россией и Китаем. И она будет усиливаться. Поэтому, чтобы нас никто не съел, мы должны быть крепким орешком. Для этого в первую очередь надо сделать так, чтобы между этими игроками действительно сохранился баланс. А во-вторых, мы должны быть сильными изнутри, чтобы никто не мог воспользоваться нашими слабыми сторонами, как это случилось с Россией.

 

Екатерина Корабаева, Рабига Абдикеримова

Читать дальше

в издании Бизнес & Власть №3 (525) от 30 января 2015

PDF, 1.98 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме