• Екатерина Корабаева

  • 27 января 2014

Аппарат не работает

 

Очередное Послание Президента народу Казахстана было озвучено 17 января. Много говорилось о конкурентоспособности, повышении экономического развития и пр. Однако, по словам экспертов,  чтобы качественно выполнить ключевые цели Послания, нужно реформировать весь госаппарат.

 

 Как отметил в интервью «&» Валихан Тулешов, исполняющий  обязанности директора Школы государственной и общественной политики МАБ, самым важным в Послании главы государства является поручение о внедрении в Казахстане ряда принципов и стандартов развитых стран, принципов ОЭСР в экономике. А именно - ежегодный рост ВВП не ниже 4%, увеличение объема инвестиций с нынешних 18 до 30% от всего объема ВВП, необходимость увеличения до 70% доли несырьевой продукции, рост финансирования науки до уровня не ниже 3% от ВВП, необходимость в 2 раза снизить энергоемкость валового внутреннего продукта, рост производительности труда в 5 раз.

 

 Главные ориентиры развития социальной сферы до 2050 года, по словам эксперта, тоже заключены в конкретных индикативных цифрах. Речь идет об увеличении  в 4,5 раза показателей объема ВВП на душу населения - с $13 тыс. до $60 тыс., что будет свидетельствовать о том, что Казахстан стал страной с преобладающей долей среднего класса.

 

 Что касается здорового образа жизни и развития медицины, то выполнение этой задачи должно позволить продолжительность жизни казахстанцев до 80 лет и выше.  «Эти пункты Послания Президента, как мне кажется, наиболее впечатляющие и способны быть восприняты народом однозначно положительно», - делится г-н Тулешов.

 

 Между тем, как  отметил в интервью «&» политолог Досым  Сатпаев,  если прошлогоднее послание было больше стратегическим документом, то в этом году выступление Президента  было посвящено решению тактических задач. Оттого, по его словам, 90% озвученного   не является чем-то новым.

 

 «Взять, к примеру,  тезис о необходимости активного развития МСБ в Казахстане. Насколько я помню, о необходимости нарастить долю МСБ  в ВВП страны говорится последние 5-6 лет. Этот вопрос поднимается практически в каждом Послании и  на каждом заседании в правительстве с участием главы государства», - отмечает политолог.  Тем  самым, по его словам, прослеживается желание руководства страны снизить социальную напряженность. 

 

 «Сам факт необходимости увеличения МСБ предполагает рост среднего класса, который у нас присутствует только в крупных городах. И то в связи с кризисом он сильно сократился. Поэтому предложение Президента усилить работу по МСБ я в какой-то степени рассматриваю как попытку увеличить в стране долю среднего класса и автоматически снизить некий уровень социальной напряженности, дав людям работу и возможность реализовать себя», - поясняет Досым Сатпаев.

 

 Также, по его мнению, последнее Послание  можно рассматривать как  попытку властей заигрывать с обществом. Слишком много сделано заявлений по поводу увеличения пособий, стипендий, заработных плат и пр. Однако такие методы,  как отмечает политолог,  имеют очень кратковременный эффект, тем более что правительство при всех попытках сдерживать инфляцию не всегда демонстрирует успехи.  «С одной стороны, Послание пыталось подыграть общественным настроениям и желаниям, с другой точки зрения, данные обещания - хороший  PR-ход», - говорит г-н Сатпаев.

 

 Одна из проблем повторяющихся   из года в год задач, которые ставятся перед страной, заключается, по словам эксперта, в острой необходимости повышения качества реализации поручений, стоящих перед правительством.  «То, что сегодня спускается сверху, на самом деле хорошо проработанные документы,  но упирается все в реализацию. Причем ко всем программам прикрепляется бюджет.  То есть  ирония заключается в том, что при наличии определенного плана действий и денег наши чиновники умудряются многие программы проваливать», - говорит Досым Сатпаев.

 

 Для того чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону, по его мнению, необходимы три основных вещи:

 

 - кардинальная административная реформа, а не косметические изменения, которые мы сейчас наблюдаем;

 

 - усиление  государственного  менеджмента на региональном уровне, через выборность акимов;

 

 - местное самоуправление на низовом уровне.

 

 Для первого необходимо сформировать госаппарат из носителей меритократии, карьерный рост которых будет зависеть не от степени их лояльности к боссам, а  от их способностей. Пока в Казахстане это не работает. Способные и талантливые  уходят из госаппарата в бизнес либо куда-то еще. А на госслужбе остаются карьеристы, коррупционеры либо люди, которые не могут себя реализовать в других сегментах.   Поэтому изменить ситуацию, по словам г-на Сатпаева, можно, увеличив  в госаппарате количество молодых способных людей. «Это не может звучать фантастически, потому что таким примером является Сингапур, на который часто ссылается руководство Казахстана. При этом, правда, умалчивается, что на этапе закладывания базы для сингапурского экономического чуда была   проведена  полнейшая чистка госаппарата. То есть полностью убрали все бюрократические, коррумпированные кадры и стали заменять их молодыми людьми. У нас была попытка сделать это за счет  болашаковцев, но  значительная их часть, как оказалось,  является молодыми «агашками», которые заражены теми же проблемами, что и бюрократический аппарат», - поясняет политолог.

 

Усиление же государственного менеджмента необходимо, чтобы сделать регионы конкурентоспособными.    Согласитесь,  сложно говорить о конкурентоспособности всей страны при слабом региональном развитии. 

 

 Что касается местного самоуправления на низовом уровне, то это, по словам г-на Сатпаева, как раз те структуры, которые будут контролировать реализацию госпрограмм. 

 

 В свою очередь,  по словам Валихана Тулешова, для повышения качества реализации сделанных поручений правительству необходимо осознать главное – увидеть главную роль человека в процессе реализации как Стратегии «Казахстан 2050», так и всех других важных планов и проектов государства.

 

 Как отмечает эксперт, правительство до сих пор осуществляет свою деятельность на основе второстепенных по отношению к человеку и гражданину нашего государства принципов и форм. Поэтому основными ошибками правительства в этой связи являются технократическая направленность и устаревшие методологические принципы работы.

 

 «Я имею в виду неполное понимание гуманитарных и культурно-цивилизационных целей программ, оторванность от культурно-исторических условий развития нации и современного казахстанского общества. До сих пор нет ясного представления о том, что мы должны строить постиндустриальное общество на собственной культурно-исторической и социально-экономической базе, если выражаться общепринятыми в мире терминами», - говорит г-н Тулешов. При этом добавляя, что, кроме того, сложившаяся модель меркантилистской (так называемой олигархической) экономики, которая сегодня является каркасом государства, должна быть заменена моделью постиндустриального общества, основой которого являются права и свободы личности.

Читать дальше

в издании Бизнес & Власть №02 (479) от 24 января 2014

PDF, 3.68 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме