• Дилара Толыбаева

    Журналист

  • 30 декабря 2014

Под другим углом

 

Не нужно бояться перемен и в любом кризисе видеть только угрозы. Такого мнения придерживается новый управляющий партнер компании «Делойт» в СНГ Иан Коулберн. По его словам, везде можно найти новые возможности и извлечь выгоду, главное, посмотреть на ситуацию под другим углом. В интервью «&» глава компании рассказал о своем новом назначении, планах, мировых трендах и многом другом.

 

Для международной сети «Делойт» страны СНГ являются одним из приоритетных рынков. Какие задачи стоят перед вами в качестве нового руководителя компании в данном регионе?

 

Перед тем как заступить на должность управляющего партнера компании, я работал финансовым советником, поэтому у меня есть ряд обязанностей, связанных с этой функцией. Если же говорить о вашем вопросе, то я считаю, что в данном регионе у компании имеются целый ряд возможностей для реализации. Недавно я ездил в Западный Казахстан, до этого я провел некоторое время в Москве и принимал участие в обсуждении вопроса разработки стратегии развития компании до 2020 года. Особое внимание было уделено развитию региона и возможностей рынка Казахстана. Я считаю, что ваша страна очень активна и перспективна с точки зрения привлечения инвесторов и создания благоприятной бизнес-среды. Поэтому наша основная задача здесь заключается в поддержке и стимулировании диверсификации экономики страны.

 

Также нам интересно сотрудничество с АО «Самрук-Казына». Мы думаем о том, как сможем в будущем поддерживать их с точки зрения преобразований, которые сейчас происходят. Для этого у нас есть очень сильная команда, которой я гордился, еще будучи финансовым советником. Наши сотрудники показывали и показывают хорошие результаты, поэтому я собираюсь продолжать поддерживать их и достойно исполнять эту задачу в роли нового генерального директора.

 

Сейчас мы можем наблюдать действительно очень сложную ситуацию в политической и экономической сферах. Какие задачи будут стоять перед компанией «Делойт» в СНГ, учитывая данную ситуацию?

 

Очевидно, что наступило время решения непростых задач. Мы видим, что сейчас бизнес-сообщество очень обеспокоено. Ведь для развития компаниям необходима стабильная экономическая ситуация, которой сейчас они лишены. В связи с этим можно предположить, что принятие бизнес-решений в компаниях, скорее всего, будет откладываться. Данную тенденцию мы уже наблюдаем у наших клиентов, с которыми активно сотрудничаем. Многие инвесторы стали дольше присматриваться, наблюдая за тем, что будет в дальнейшем. Все, что находится за пределами политической сферы ― цены, валюта, волатильность, бизнес ― становится незащищенным и подвергается давлению. Но не стоит забывать о том, что в данной ситуации имеются и возможности. Я работаю в данном регионе 14 лет, нельзя сказать, что и ранее он был сильно предсказуемым. Поэтому, несмотря на существующие проблемы, мы готовы сделать наших клиентов более эффективными, дать им увидеть больше возможностей, помочь им получить большую долю на нестабильном рынке и занять свое место на нем.

 

Вы говорили о своей команде, насколько нам известно, у «Делойта» один из самых низких процентов ухода сотрудников из компании, чем у других игроков, занимающихся аналогичной деятельностью. В чем секрет такого результата?

 

Я думаю, что нам помогают в этом две вещи. Во-первых, мы обращаем большое внимание на поиск сотрудников и отбираем лучших. Мы честно рассказываем о компании, о наших приоритетах, как мы вкладываем инвестиции в людей и пр. Во-вторых, мы уделяем особое внимание развитию компании. Я лично провел три презентации для новых сотрудников и побеседовал с выпускниками, желающими пройти стажировку в «Делойте». Основная мысль, которую мы всегда стараемся донести до каждого, кто устраивается в компанию, звучит так: «Приходя в «Делойт», вы приходите строить карьеру, а не просто работать». Если вы серьезно думаете о том, где построить карьеру, то наша компания ― самое подходящее для этого место. Здесь всегда проходит множество тренингов и коучинговых сессий. Мы даже используем инструменты наставничества в работе с людьми, обладающими высоким потенциалом для развития.

 

Более того, я считаю, что одной из причин, по которой в Казахстане существует такая хорошая команда, является ее сотрудничество с международной группой «Делойт». Кроме того, за последние два года около 35 казахстанских сотрудников имели возможность поработать в США, Англии и других странах. Это очень важно, ведь, возвращаясь потом в Казахстан, они привозят с собой полученный опыт.

 

Какие услуги «Делойта» наиболее востребованы сегодня на рынке СНГ?

 

Все так же, как и на глобальном рынке. В основном мы сотрудничаем с теми клиентами, с которыми смогли построить долгосрочные отношения. Что касается региона, то здесь мы видим высокий спрос на наши услуги со стороны компаний сектора высоких технологий и СМИ. В этих сферах появляется все больше компаний, и они постоянно развиваются, а также находятся в поисках методов оптимизации и повышения эффективности бизнеса, особенно с финансовой точки зрения. Также руководители этих компаний хотят знать, какова фактическая стоимость их бизнеса; спросом пользуются и услуги по исследованию рынка, а также риск-менеджменту. Мы в свою очередь думаем о том, каким образом лучше всего позиционировать наших клиентов, учитывая приток инвесторов и существующую ситуацию на рынке. 

 

Сегодня между странами усиливается конкуренция за иностранные инвестиции. В связи с этим, как вы считаете, привлекателен ли Казахстан для инвесторов?

 

Борьба действительно присутствует. Мой коллега-экономист в Москве однажды рассказал мне анекдот о том, что новый рынок с высоким уровнем роста ― это США. На самом деле Казахстан сейчас востребован с точки зрения диверсификации экономики, и я могу сказать, что ваша страна на верном пути привлечения инвесторов. Но некоторые задачи все же требуют своего решения. Исторически для инвесторов большое значение имеет взаимодействие, поэтому стране необходимо организовывать его с ними.

 

А, по-вашему, какие страны имеют наиболее привлекательный инвестиционный климат?

 

Это зависит от сектора экономики и бизнеса, в поисках которых находятся люди. Если смотреть на регион, то большая инвестиционная активность наблюдается на Украине. Многие инвесторы обращают внимание на западную часть страны, и это отличный пример того, каким образом конфликтная ситуация создает новые возможности. Хорошую активность показывает Азербайджан за счет своей благоприятной бизнес-среды. Особенно хочу отметить позитивную атмосферу в Баку.

 

Если говорить о секторах, на которые обращают внимание международные игроки, то это фармацевтика, сельское хозяйство, инфраструктура.

 

В Казахстане предусматривается освобождение на 10 лет от уплаты корпоративного подоходного налога тех инвесторов, чьи вложения в новые проекты в приоритетных отраслях будут превышать 20 миллионов долларов США. И в качестве бонуса таких инвесторов также освободят на 8 лет от уплаты налога на имущество и на 10 лет — от земельного налога. На ваш взгляд, достаточно ли этого, для того чтобы сегодня иностранный инвестор пришел в Казахстан?

 

На мой взгляд, это очень важный аспект, но на этом не стоит останавливаться. Когда мы работаем с органами власти региона по вопросу привлечения инвесторов, то всегда объясняем, что взаимодействие играет важную роль для инвесторов. Иными словами, в первую очередь инвесторам важно иметь общее представление о том, что им предлагают в стране. Второй не менее серьезный аспект ― это инфраструктура, телекоммуникации и хорошая логистика. В-третьих, инвесторы должны быть уверены, что они смогут привлечь талантливых специалистов, которые оправдают вложенные в них инвестиции. Кроме того, в условиях растущего рынка тревогу вызывают и такие вещи, как авторские права и права на интеллектуальную собственность. Все это необходимо развивать и улучшать для привлечения инвесторов.

 

Одним из недостатков системы также является мошенничество. Что может помочь иностранному инвестору защититься от случаев мошенничества со стороны топ-менеджеров и повысить уровень доверия?

 

Мошенничество не является отличительной особенностью региона, на самом деле оно развивается во всем мире. Это то, что существовало веками, и не думаю, что это когда-нибудь полностью исчезнет. Я считаю, что любому инвестору необходимо быть внимательным и исходить из тех принципов, которых он хочет придерживаться в видении своего бизнеса. Кстати, последнее можно определить с помощью тренингов и тестов, которые нужно проводить на регулярной основе, чтобы отслеживать, каким образом ведется твой бизнес. Раньше мы могли наблюдать, как инвесторы начинали доверять менеджерам и пускали их в «свободное плавание», а потом возникали проблемы. Поэтому культуру честного ведения бизнеса необходимо закладывать с самого начала.  

 

Лежит ли на аудиторе ответственность за то, что он не выявил нарушения или случай мошенничества?

 

Роль аудитора и заключается в том, чтобы с помощью тестов определить, может ли риск мошенничества создать материальную угрозу. Для этого ему необходимо проводить интервью с менеджерами, чтобы понять, насколько тот или иной человек склонен к мошенничеству. Но есть одно «но», обычно, когда мы говорим о случаях мошенничества со стороны топ-менеджеров, мы имеем дело с очень умными и хорошо образованными людьми, которые понимают, как скрыть свои намерения либо уже совершенный факт мошенничества. Поэтому здоровый скептицизм никогда не помешает. Аудитор должен сделать правильные суждения, когда топ-менеджмент всеми силами старается скрыть от него правду.

 

Еще один мировой тренд, который мы наблюдаем в последнее время, ― это цифровые инновации. В Harvard Business Review не устают писать о том, что в обозримом будущем данные инновации будут оказывать серьезное воздействие на бизнес. А что вы думаете по этому поводу? Как данные инновации влияют, в частности, на деятельность вашей компании?

 

Действительно цифровые инновации стали очень обсуждаемыми. Безусловно, мы тоже следим за ними. Одним из преимуществ «Делойта» как в Казахстане, так и в других странах является наличие у нас хорошей консалтинговой команды по технологиям. Кроме того, мы призываем наших клиентов обращаться к цифровым инновациям и получать от этого выгоду, а также создавать новые бизнес-модели. Еще мы наблюдаем всплеск информации, которая стала сегодня совершенно доступной. Теперь мы можем работать со сложными аналитическими данными, чтобы выявить, например, те же самые случаи мошенничества. В прошлом году мы обсуждали с нашими сотрудниками такие вопросы как: что «Делойт» может сделать в условиях последних инноваций, какие новые услуги мы можем предложить нашим клиентам, что мы можем изменить внутри компании, чтобы сделать ее еще более привлекательной. Поэтому инновации дают нам новые возможности, и их нужно использовать.

Читать дальше

в издании Бизнес & Власть №45 (522) от 26 декабря 2014

PDF, 2.76 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме

Business Events