• Екатерина Корабаева

  • 17 декабря 2014

Выбор в пользу комфорта

 

Развитие рынка коммерческой недвижимости   способствует формированию  цивилизованной торговли в Казахстане. Если еще вчера в стране был популярен стрит-ретейл, то сегодня все больше казахстанцев выбирают комфорт торгово-развлекательных центров.

 

Недавно в Алматы в рамках Недели коммерческой недвижимости CRE Week 2015 игроки рынка собрались на  бизнес-завтраке  с целью обсудить ситуацию в данном сегменте. Основным трендом, которому было уделено внимание участников встречи, является рост количества ТРЦ в связи с их популярностью у отечественного потребителя.

 

Как поделился в интервью «&» заместитель начальника отдела аренды молла Aport Ринат Ф. Ибрагимов, сегодня все больше казахстанцев  движется в сторону так называемого культурного шопинга. «Это связано в первую очередь с тем, что он стал более доступным. К тому же в стране, в особенности в ее крупных городах, появился очень большой выбор  торговых центров, каждый из которых старается  запомниться своей  уникальностью. В связи с этим в течение ближайших 2-3 лет мы ожидаем прирост в Казахстане порядка 300 тыс. квадратных метров», - отмечает г-н Ибрагимов.

 

Об этом же говорит и Зарина Самигуллина, заместитель генерального директора Mega management. По ее словам, торговые центры становятся привлекательными для потребителей и с точки зрения цены. «Мы сейчас  наблюдаем, как люди меняют свои стереотипы. Если раньше в южной части Казахстана люди делали покупки на базарах, то сейчас они направили все свое внимание на "Мегу". Потребители понимают, что  в период скидок и благодаря присутствию в ТРЦ демократичных брендов они могут покупать товары намного дешевле.  Мы проводили анализ цен на товары, которые представлены   на базарах и в других точках неорганизованной торговли, а также в наших торговых центрах. Цены сильно разнятся. Таким образом, могу с уверенностью сказать, что мы меняем потребительские привычки», - отметила г-жа Самигуллина.

 

Между тем, по словам Рината Ф. Ибрагимова, потребителя привлекают в торговых центрах   международные бренды, которые все чаще стали заходить на казахстанский рынок.

 

«Можно отметить, что за последние пять лет в Казахстан пришли порядка 200 международных  брендов. И это, между прочим, еще не самый лучший результат. Для сравнения, в той же Москве  представлено более 1000 иностранных брендов», - говорит Ринат Ф. Ибрагимов. Также, по его словам, любой бренд, который планирует зайти на рынок СНГ, в первую очередь смотрит на Россию, и только потом на Казахстан. «Нужно понимать, что если международный ретейлер заходит на рынок, то в течение 1-2 лет  ему нужно открыть местный офис и  как минимум 3-4 магазина. Если же он  заходит   и открывает всего лишь один магазин, управление им осуществляется удаленно. Однако,  как показывает практика, это не совсем правильно и отражается на результатах», - делится спикер.

 

Еще одним трендом, который связан с развитием ТРЦ в стране и их методами работы со своими  арендаторами, является постепенный уход от фиксированной арендной ставки к проценту от оборота.

 

«Это очень удобная формула как для ретейлера, так и для девелопера. В частности, взять наш проект, когда мы занимались привлечением ретейлеров в молл Aport, оказалось, что намного проще привлечь клиента, когда ты показываешь свою заинтересованность в его успешности», - отметил г-н Ибрагимов.

 

Поддерживает коллегу и Зарина Самигуллина. По ее словам,  это очень серьезный индикатор, который позволяет отслеживать составляющую аренды в обороте и эффективность их ставки. «Такой подход очень нравится международным брендам. Они привыкли к прозрачности и готовы раскрывать информацию по своим оборотам. Поэтому мы работаем сейчас как с процентом от оборота, так  с фиксированной ставкой аренды», - говорит спикер.

 

Асхат Исабеков, председатель оргкомитета CRE WEEK 2015, директор компании Kazakhstan Networking Partners

 

В апреле 2015 года пройдет Неделя коммерческой недвижимости, в чем актуальность данного мероприятия? Какие вопросы планируется поднять вместе с игроками рынка?

 

Форум CRE Week 2014 посетило более 100 казахстанских компаний рынка коммерческой недвижимости, и его продолжение в 2015 году обусловлено в первую очередь желанием самих участников. Инициатива исходила от нашей команды Kazakhstan Networking Partners, но теперь игроки рынка поняли, что созданную площадку нужно поддерживать им самим, платформа создана для них. Все вопросы, которые будут затронуты на будущей Неделе коммерческой недвижимости 2015, актуальны для участников. Среди них, к примеру, будет рассмотрен вопрос об обязательном присутствии казахстанских компаний на международной арене и зарубежных площадках казахстанских делегаций. Это будет способствовать новому обогащению, притоку знаний,  опыта и новых идей в сферу коммерческой недвижимости. Второй ключевой момент – сотрудничество и партнерские соглашения между самими игроками рынка. Ведь прошедший форум показал, что те компании,  которые считали себя конкурентами, на самом деле имеют очень много точек соприкосновения и могут сотрудничать, помогать друг другу и взаимодействовать. Третий момент - классификация объектов коммерческой недвижимости, которая инициирована самими игроками и сейчас активно обсуждается.

 

В прошлом году говорилось о том, что мероприятие станет площадкой, объединяющей игроков рынка коммерческой недвижимости. Что из того, что было предложено и обсуждено в прошлом году, получило дальнейшее развитие?

 

 В первую очередь мы стремились создать площадку для общения игроков, и для нас как организаторов было важно, чтобы люди начали общаться между собой. И это случилось. Люди услышали друг друга, были заданы самые серьезные вопросы. Сейчас участники встречаются регулярно на наших бизнес-завтраках, открыто обсуждают свои проблемы и пытаются найти вместе решения.

 

Также на прошлом форуме впервые мы организовали и провели церемония награждения лучших объектов торговой и офисной недвижимости CRE Awards. Были отмечены лучшие торговые и бизнес-центры Астаны и Алматы. Премия получила положительный отклик у наших участников, и в этом году конкурс продолжается. Лучшие объекты в 2015 году будут определены экспертами  гостиничной и складской недвижимости.

 

Также на прошлом форуме был подписан  меморандум о сотрудничестве с Институтом управления недвижимостью IREM (Чикаго, США) касательно обучения казахстанских сотрудников на базе данного института. Вот накануне мы запустили регистрацию на первые четыре курса обучения для казахстанских компаний. 

Читать дальше

в издании Бизнес & Власть №43 (520) от 12 декабря 2014

PDF, 2.90 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме