• Рабига Абдикеримова

    Журналист

  • 23 января 2014

Всеобщая мобилизация

 

 Несколько лет назад рынок мобильных устройств эволюционировал с появлением первого iPhone. Вслед за этим зародилась новая культура так называемой мобильной экосистемы – рынка мобильных приложений.  Эта волна дошла и до Казахстана, где данный рынок развивается благодаря молодым амбициозным игрокам  и стартап-проектам.  Редакция «&»  решила рассказать о некоторых из них.

 

 Несмотря на свой возраст, рынок растет очень быстро и, судя по мировым прогнозам, не собирается сбавлять  своих темпов как во всем мире, так и у нас в Казахстане. При этом интересно наблюдать, как  развивается конкуренция между  iOS, Andriod и Windows. Как известно,  лихорадка, связанная с мобильными приложениями, началась после запуска iPhone, но конкуренты не заставили себя ждать,  как-никак, новый повод побороться за потребителя.

 

 Как говорит один из разработчиков популярных в казахстанской сети приложений GoTaxi и Twitter Magic Ball, генеральный директор компании, занимающейся разработкой программного обеспечения Luxystech Алексей Закевич,  основные операционные системы, широко используемые в Казахстане, это, конечно, Android и iOS.  Кроме того, сегодня важным шагом в разработке мобильных приложений является  создание так называемых гибридов. Разработка подобных приложений позволяет значительно сократить стоимость продукта и получить на выходе приложение сразу для нескольких популярных мобильных платформ.

 

Мани, мани, мани

 

 Сам по себе рынок достаточно привлекателен, но существует общая проблема - многие компании еще не до конца понимают, как с помощью мобильных приложений можно автоматизировать бизнес-процессы или привлечь новую аудиторию клиентов.  

 

 Кроме того, многие казахстанские разработчики производят приложения за свой счет. По мнению одного из таких разработчиков, директора компании, занимающейся сервисом мобильного эквайринга Pay-me Kazakhstan, Андрея Кима, еще рано говорить об иностранных инвестициях в приложения, произведенные в Казахстане, рынок все еще мал и коммерчески неинтересен. «Во многом это связано еще с тем, что рынок только начинает набирать обороты, не все пользователи смартфонов еще готовы морально. Должен быть некий естественный рост зрелости аудитории. К примеру, приложения начинают быть коммерчески интересными, когда пользователь готов платить за пользование приложением (чаще всего банковской картой), второй вариант заработка – это реклама, рекламодатель должен получить таргетированную рекламу своего продукта в соответствующем приложении», - говорит он.

 

 Также, по его словам, для того чтобы продавать приложения, необходимо, чтобы пользователь оплатил картой, а, как известно,  e-commerce в нашей стране еще в зачаточном состоянии. «Обороты онлайн-транзакций несравнимы с оборотами по транзакциям через POS-терминалы. Рекламодателю просто не смогут дать таргетирование по аудитории, так как пользователи у нас, как правило, пользуются бесплатными приложениями, то есть в лучшем случае они  знают, как вообще их скачивать  из маркетов (Appstore, play market),  чему свидетельством огромное количество рекламы по «закачке программ на смартфон», «прокачка сотки», когда новоиспеченные пользователи  Android и iOS прибегают к помощи загрузки приложений к третьим лицам», - поясняет г-н Ким.

 

Вопрос: Каковы перспективы   развития казахстанского рынка мобильных приложений?

 

Константин Пак, директор по развитию бизнеса Crystal Spring

 

 Рынок мобильных приложений в этом году значительно оживился по сравнению с прошлым годом. В этом году запущены ряд мобильных приложений от таких крупных игроков, как Beeline и Kolesa.kz, однако рынок продолжает быть недооцененным. Далеко не все компании понимают важность этого рынка, величину и активность аудитории.  На мой взгляд, не все еще поняли разницу между мобильной аудиторией и аудиторией Интернета. Дело в том, что пользователи мобильных приложений 99,9% времени имеют доступ к своему мобильному устройству, при этом значительная часть из них никогда не пользуется стационарными компьютерами.

 

 Однозначно наиболее интересны операционные системы на отечественном рынке -  Android и iOS. В нашей собственной статистике они занимают соответственно 70 и 27% всех пользователей мобильных приложений. Несмотря на то что доля iOS меньше, сама клиентская база этой iOS интереснее, так как более платежеспособна. Например, в нашем мобильном финансовом портале Myth.kz количество платежей на одного активного пользователя мобильного приложения iOS в 6 раз выше, чем в Android. 

 

 Рынок мобильных приложений Казахстана, безусловно, интересен для инвесторов. С одной стороны, на рынке уже есть достаточно большая активная клиентская база, что позволяет запускать приложения и компенсировать затраты на их разработку. При этом рынок все еще активно растет и будет расти в ближайшие годы, то есть, получив какую-то долю рынка сейчас, можно рассчитывать на ее рост вместе с рынком.

 

 Из хорошо известных приложений, которые произвела наша компания, это Pit-Stop.kz (приложение для автолюбителей) более 300 тыс. пользователей и финансовый портал Myth.kz (позволяет оплачивать коммунальные услуги и другие платежи с помощью банковских карт, независимо от выпустившего их банка). Наша компания занимается не только разработкой мобильных приложений, поэтому мы финансируем собственные мобильные проекты из собственных средств либо разрабатываем приложения для заказчиков на коммерческой основе.

 

Андрей Ким, директор Pay-me Kazakhstan

 

 Однозначно рынок мобильных приложений развивается согласно общему тренду в мире, то есть динамика роста положительная. Если говорить о количестве разработчиков приложений относительно населения, то тут казахстанский рынок, конечно, значительно проигрывает зарубежному, более продвинутому рынку - США, Европа и Россия, не говоря уже об азиатском рынке Китая, Японии и Кореи, которые разрабатывают в основном приложения для локального использования.

 

 Стоит отметить, что рынок Казахстана довольно перспективен - внедрение смартфонов и проникновение мобильного Интернета набирает обороты. Большое количество приложений сейчас разрабатывается в сфере B2B, где рынок, возможно, не столь широкий, но активность применения и готовность платить за сервис гарантированы. Казахстан в этом направлении не отстает.

 

 Ели говорить об операционных системах, то Android быстро набирает обороты в отношении проникновения устройств на рынок, во многом это обусловлено ценой устройств. Смартфоны и планшеты Android-систем представлены в широком диапазоне цен, можно приобрести устройство в переделах 200 у.е. iOS-устройства же позиционируются как более премиальный сегмент, несмотря на это, на рынке Казахстана пользователей продукции Apple довольно значительное количество, если учесть тот факт, что официального магазина Apple у нас нет. Пользователей iOS принято считать более склонными к покупке платных приложений. Я хочу сказать, что конверсия купивших Apple пользователей в активно скачивающих и покупающих приложения, как правило, выше, чем среди пользователей Android.

 

 Наше приложение  рассчитано на B2B-сектор, позволяет принимать платежи по банковским картам VISA и MasterCard за товары или услуги. Называется оно  PAY-ME.  Разработано при помощи наших программистов из России. К сожалению, пока аналогов в Казахстане не было. Наше приложение является частью банковского продукта эквайринга на базе мобильных POS-терминалов. На казахстанский рынок это приложение вышло уже с доработками, которые предусматривают специфику локального рынка.

 

Нурсултан Дусебаев, стартапер

 

 Рынок мобильных приложений практически не имеет границ, и сегодня наши граждане  пользуются приложениями от иностранных разработчиков. В основном это приложения, носящие инфомационно-развлекательный характер, а также приложения от местных компаний, которые таким образом пытаются донести свою информацию или продукт до своих клиентов.

 

 Отечественным разработчикам приходится конкурировать с уже именитыми мировыми студиями разработки приложений. В большей части они стараются получить заказы от местных компаний, пытающихся выйти на своих клиентов не через традиционную рекламу. Как правило, такие приложения - это либо мобильные клиенты, которые цепляются к уже готовым рабочим базам заказчика, или информационно-развлекательные, носящие в себе скрытый элемент рекламы или PR. Очень мало отечественных разработчиков, пытающихся выйти на мировой рынок со своими приложениями, и тем более мало тех, кто пишет игры. Связано это, прежде всего, с инвестициями, которые в основном требуются для раскрутки таких приложений, и с очень жесткой конкуренцией на мировом рынке мобильных приложений.

 

 Отечественные разработчики сейчас в основном сконцентрированы на разработке приложений для iOS (Apple) и Android (Google), так как эти операционные системы наиболее популярны среди пользователей. Также благодаря олимпиадам и различным мероприятиям среди молодых разработчиков популярностью пользуется платформа Windows Phone (Microsoft).

 

 Рынок Казахстана имеет огромные перспективы роста, и, конечно же, он привлекателен для инвесторов, но так как отечественных разработчиков, способных создать действительно качественный продукт, пока в Казахстане очень мало, то существуют ограничения в ресурсах для удовлетворения спроса на местном рынке. Заказ приложений у иностранных разработчиков может снизить маржу инвестора либо вообще лишить всякой экономической целесообразности подобных инвестиций. Но мы думаем, что в течение ближайшего времени все изменится, и уже в ближайшем будущем мы станем свидетелями бума на этом рынке. Пока свои приложения мы разрабатываем за счет своих средств. Сейчас у нас есть идея в стадии разработки, которая потребует значительных вливаний, и мы находимся в поиске инвестора, способного осуществить такие инвестиции. Идея очень перспективна и направлена на мировой рынок, что сулит немалые дивиденды в случае ее успешного осуществления.

 

 Мы, команда разработчиков и потенциальных стартаперов, работаем над приложениями как The Money Secret (TMS) – аркадная игра, распространяется на платной основе и имеет встроенные покупки, iCurrrency Ex Rate Calculator – бесплатное приложения по курсам валют более 150 стран мира.

Читать дальше

в издании Бизнес & Власть №01 (478) от 17 января 2014

PDF, 4.59 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме