• Рабига Абдикеримова

    Журналист

  • 12 декабря 2014

Золотая рыбка

 

Конкуренция за государственные деньги усиливается. Второй транш  денежных средств, выделяемых государством на поддержку МСБ, будет направлен на обрабатывающую промышленность. В какую нишу данного сектора следует направить  деньги для получения максимального эффекта, выясняла редакция «&».

 

Обещанные президентом 50 млрд тенге  будут направлены на финансирование инвестиционных проектов в обрабатывающей промышленности и сфере услуг для малого и среднего предпринимательства. Другим направлением станет пополнение оборотных средств МСБ в этом же секторе. К слову, ранее на оборотные средства деньги не выделялись. На это часто жаловались предприниматели. Средства же второго транша можно будет использовать  на пополнение оборотных средств.

 

По словам главы ФРП «Даму»  Ляззат Ибрагимовой, выделение дополнительных 50 млрд тенге с учетом оборачиваемости по прогнозу за 20 лет позволит профинансировать проекты МСБ в целом на сумму порядка 176,8 млрд тенге. Боле того, прогнозное количество профинансированных предприятий за 20 лет может составить более 800.

 

Примечательно, что все ресурсы уйдут на финансирование новых проектов, таким образом, отсутствует возможность рефинансирования старых займов. По мнению г-жи Ибрагимовой,  это станет большой поддержкой для МСБ, который будет инициировать новые проекты.

 

«В перечень отраслей финансирования дополнительно включены секторы сферы услуг, которые относятся к обслуживанию обрабатывающей промышленности. Это положительно повлияет на сектор обрабатывающей промышленности и на себестоимость продукции. Кроме этого, обозначена возможность получения предпринимателями этих денег на пополнение оборотного капитала. При этом приоритет будет отдаваться пищевой промышленности», - добавила глава фонда «Даму».

 

Мы же в свою очередь решили проанализировать динамику роста обрабатывающего сектора за последние несколько лет. Точками роста   оказались производство продуктов  питания и напитков, готовых металлических изделий,  автотранспортных средств и легкая промышленность. А вот в числе аутсайдеров находится производство мебели, машин и оборудования, а также металлургия. Каждая из этих отраслей борется за то, чтобы оказаться в числе приоритетных отраслей государственной поддержки. Не секрет, что обрабатывающим предприятиям развиваться в стране, которая больше известна как нефтяная держава, крайне непросто. Во-первых, утеряна материальная база. Во-вторых, существующие предприятия сильно отстали в плане развития современных технологий и автоматизации своих процессов. Ну и, в-третьих, сильная конкуренция со стороны других стран сводит попытки отечественных производителей отвоевать свой рынок обратно практически на нет. Оттого надежды обрабатывающего сектора на государственные деньги, выделенные на кредитование бизнеса через банки, очень велики. Вопрос в том, каким нишам они пойдут действительно впрок?

 

Аскар Аскарбеков,  директор Synergy Capital

 

О перспективах

 

На сегодняшний день в обрабатывающей промышленности Казахстана быстрорастущих компаний, так называемых «газелей»,  попросту нет либо же их можно посчитать на пальцах. Да и в целом доля субъектов МСБ в ВВП страны оставляет желать лучшего. За 2013 год данный показатель  составил 16,9%.  Это около 9,2 трлн тенге. Напомню, что в 2011 году нам говорили в Послании президента, что доля МСБ в ВВП к 2020 году будет составлять 40%. Сейчас в программе-2050 они говорят уже о 50% на 2050 год.  По всей видимости, государство не справляется с заданной планкой.

 

Однако если все-таки задаться вопросом о наиболее перспективных нишах в обрабатывающем секторе, то в первую очередь нужно сказать о пищевой промышленности. Сейчас эксперты говорят о перспективах сельского хозяйства, следом за которым должны развиваться пищевые предприятия.

 

Иными словами, по моему мнению, для развития обрабатывающего производства, в частности пищевой промышленности, важно уделять внимание смежным с ними отраслям, которые будут снабжать предприятия необходимой продукцией для переработки. Взять, к примеру, животноводство, ведь именно от него зависит производство готовой мясной, колбасной, кисломолочной продукции.

 

Об условиях

 

Отличие  нового транша состоит в том, что финансирование бизнеса из этих средств не предусматривает рефинансирования. К слову, я уже очень давно об этом говорю, даже писал на эту тему отдельную работу, которую направил в Администрацию президента в июле этого года. Государство еще  с 2008 года  помогало таким образом банкам рефинансировать задолженность своих клиентов. Поэтому в своей работе я говорил о том, что нужно прекратить это делать и направить деньги государства на пополнение оборотных средств предприятий или  на новые проекты.  В связи с этим не исключаю, что чиновники могли прислушаться к моему предложению.

 

Что касается 6% годовых сроком до 10 лет, то для нашего рынка  они нормальные.  Но если бы речь шла не об обрабатывающей промышленности, а, скажем, о сельском хозяйстве, то процентную ставку  я бы рекомендовал сделать ниже. К примеру, в  Западной Европе  и  Америке данную стратегическую отрасль финансируют максимум под 2%.

 

Любовь Худова, президент Ассоциации предприятий легкой промышленности Казахстана

 

О справедливости

 

Это уже второй транш, по первому, к сожалению, легкая промышленность так ничего и не получила, потому что наша отрасль на эту пятилетку не признана приоритетной. Считаю, что это неправильно. Я не раз говорила об этом, в том числе выступая в мажилисе 3 декабря этого года.

 

Любая страна должна стремиться обеспечить порог экономической безопасности внутри страны. Это значит, что самые необходимые товары, в том числе текстильная продукция, как минимум на 30% должны обеспечиваться местным производством. У нас этот показатель составляет 10%. По обуви так вообще только 1%. То есть ниже уровня экономической безопасности. Однако,  похоже, у нас это никого не волнует.

 

Об опыте других стран

 

Если посмотреть на опыт других стран, то, например, Южная Корея начала свое экономическое развитие именно с легкой промышленности, которая, по сути, превратила ее в супердержаву. Это было целых 50 лет назад! А потом уже в стране стали развиваться высокие технологии, машиностроение и т. д.    

 

Опыт Турции не менее значим. Это страна в последние 25 лет шла к тому, чтобы стать текстильной державой, и  сейчас продолжает работать в этом направлении. Турецкие компании завоевывают мир. Это отчетливо видно и на нашем рынке. В Казахстане на данный момент работают целых три выставочных компаний. Они устраивают для своих турецких текстильных предприятий мощные выставки в «Атакенте», в которых даже мы не можем принять участие. Проще говоря, турецкие компании оккупировали местные выставочные павильоны. А все потому,  что они субсидируются со стороны своего государства, и почти 80% их затрат на проведение выставок компенсируется за счет этой поддержки. Для наших компаний цены в «Атакенте» слишком высоки, и ни о каких субсидиях со стороны государства и речи нет.

 

Мы сейчас находимся в Таможенном союзе. В России и Беларуси  легкая промышленность является одной из приоритетных. В таких странах, как Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, не говоря уже о Кыргызстане, отрасли тоже уделяется особое внимание. В Казахстане же пока предпочтение отдают другим нишам обрабатывающего сектора.

 

О системности

 

На самом деле нам повезло, что мы хотя бы по «Дорожной карте» попали в число приоритетных отраслей. Это позволило текстильным предприятиям получить финансовый ресурс, за счет чего все швейные компании сумели модернизироваться.  Но как  только отрасль начала потихоньку вставать на ноги, нам срезали всю поддержку.  Поэтому хотелось бы, чтобы государство проводило системную политику по развитию таких отраслей, как наша, а не прыгало с одного направления на другое. Мы со своей стороны стараемся биться за это.

 

Рабига Абдикеримова, Екатерина Корабаева

Читать дальше

в издании Бизнес & Власть №43 (520) от 12 декабря 2014

PDF, 2.90 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме