• Екатерина Корабаева

  • 6 декабря 2014

«Люди не являются рабами своих эмоций»

 

Одними из самых загадочных и интересных для современных компаний являются возможности эмоционального интеллекта (EQ). Речь идет о  способностях человека понимать и контролировать свои эмоции, а также эмоции окружающих людей. Считается, что именно благодаря этим способностям люди становятся лидерами, топ-менеджерами и бизнесменами. О том, как можно использовать возможности EQ в корпоративной среде компании,  в интервью со старшим тренером Erickson International (Канада, ECPC) Ричардом Хаймсом, который преподает в Алматы и Астане по приглашению Академии коучинга STEP&GROW.

 

- Как бы вы охарактеризовали эмоционально компетентного человека?

 

- На мой взгляд, наиболее важной особенностью эмоционально компетентного человека является то, что он полностью берет на себя ответственность за все свои чувства и эмоции. Иными словами,   эмоциональное знание говорит о том, что человек полностью осознает, какие эмоции в нем на данный момент присутствуют и   проявляются.

 

Люди не являются рабами своих эмоций. Они сами несут полную ответственность за то, какие эмоции  у них появляются. При этом людям свойственно взаимодействовать между собой, поэтому эмоционально компетентный человек хорошо понимает не только самого себя, но и  что в данный момент чувствуют другие люди. То есть  EQ в том числе предполагает   объективность   по отношению к людям и их эмоциям. 

 

- Почему сегодня возрастает важность EQ в бизнесе и это не просто модный тренд, а конкурентное преимущество? 

 

- Если говорить в контексте бизнеса, то необходимо отметить два момента. Во-первых, важно   не приносить свои негативные эмоции в рабочую среду и  окружение. Это может деструктивно повлиять как на самого человека, так и на коллектив и рабочий процесс в целом. Иными словами, если в компании есть сотрудник, который чрезвычайно эмоционально  реагирует на некоторые моменты, которые случаются по ходу проекта, он может негативно повлиять на работу всей команды, что непременно скажется на замедлении сроков проекта. Более того, в команде может наметиться большой конфликт. Поэтому данному человеку необходимо воспитывать в себе объективность по отношению к своему эмоциональному состоянию. И перестать воспринимать окружающую среду и своих коллег как источник его негативных эмоций. Во-вторых, не стоит прятать все свои эмоции. В компаниях в противовес уже приведенному мной выше примеру бывают и такие сотрудники, которые пытаются не показывать своих истинных эмоций. И, когда это происходит, человек, сам того не подозревая, может спровоцировать разъединенность как с самим собой, так и с целью, которая перед ним стоит на работе. Ведь  цель  тоже имеет эмоциональную подпитку. Поэтому зачастую такие люди приносят накопившиеся внутри них эмоции домой и выливают их   на членов своей семьи. А в некоторых случаях это проявляется в  небольших зависимостях, например, таких, как бесконечное смотрение телевизора, отчуждение от других людей и т. д.   

 

Поэтому   эмоционально компетентный человек должен находиться где-то посередине. И если говорить о бизнесе, он должен брать на себя ответственность за все присущие ему эмоции и быть эмоционально соединен с целью  компании. Ведь неспроста в  английском языке  слова «эмоция» и «мотивация» происходят от одного корня. И любой человек осуществляет какие-то действия,   только потому что   думает, что это принесет ему некие ощущения и чувства. Иными словами, мы не сможем мотивировать себя без эмоций.

 

К сожалению, очень многие люди в качестве мотивации используют негативные эмоции. И, несмотря на то что данная тактика работает, она краткосрочна, и произведены ряд исследований, в ходе которых выявлено, что на долгосрочную перспективу мотивация работает только тогда, когда у человека есть некий набор целей, с которыми он соединен эмоционально. Например, когда сотрудник говорит себе: «Я обязательно должен выполнить это задание хорошо, потому что, если я его не сделаю, мой босс будет очень рассержен, а  я получу выговор». Это мотивация, основанная на негативной эмоции. Если же сотрудник использует другой тип мотивации, когда он воспринимает поставленную перед ним задачу как   продукт, который  он делает вместе со всей командой и который    улучшит  жизнь других людей, то это будет  мотивировать его на долгосрочную перспективу. Преимуществом для бизнеса второй стратегии является то, что, когда появляются такие сотрудники, их не нужно сильно контролировать.  Здесь ключевым является то, что они чувствуют, что делают нечто, что может улучшить этот мир и повлиять на окружающих их людей. Именно это дает самую высокую мотивацию. Однако, к сожалению, негативная мотивация, то есть мотивация «от», на самом деле очень сильно засела в головах большинства людей.

 

- Можно ли как-то отслеживать высокий уровень EQ у людей, которые приходят устраиваться на работу?

 

- Хороший вопрос, но, к сожалению, я не могу назвать ни одного инструмента, который бы мог точно оценить уровень эмоциональной компетенции сотрудников. Конечно, есть тест на уровень EQ,  но мне сложно оценить  его результативность. Тем не менее,  если бы я  работал  супервайзером в какой-то команде, то я бы мог с легкостью определить, кто из моих сотрудников эмоционально компетентен, а кто нет. Так как у людей с развитым EQ  высокая степень самомотивации и инициативности. Между тем у сотрудников, которые  оценивают любую ситуацию с точки зрения негатива  и находятся в поиске  проблем, нежели их решений, очень плохо развита эмоциональная компетенция. Поэтому, хоть это и  звучит как парадокс, но на самом деле эмоционально компетентным человеком будет являться тот сотрудник, на которого вы тратите меньше всего времени. Тогда как его противоположность требует очень много работы со стороны руководителя.

 

- Сегодня, помимо EQ, на слуху такое понятие, как Learning Agility. Речь идет об умении извлекать уроки из собственного опыта  и успешно применять их в новых и нестандартных ситуациях.  Почему компаниям важно уделять внимание развитию в сотрудниках обеих компетенций?

 

- Откуда появляется эмоциональная компетенция? Она приходит с опытом и в силу определенной мудрости, а также может развиваться при наблюдении за поведением других эмоционально компетентных людей. Поэтому если целью организации является воспитание большого количества эмоционально компетентных сотрудников, то здесь было бы интересно внедрение менторства. Иными славами, когда в компании появляется новый сотрудник, было бы замечательно, если бы он  мог иметь своего ментора,  который бы помогал ему и делился  с ним  своим опытом.

 

И, поскольку я коуч, я всегда ратую  за внедрение коучинга,  так как он дает замечательные результаты. Дело в том, что наш мозг устроен таким образом, что наши мотивация и эмоции становятся лучше, когда мы сфокусированы только на позитивном результате. В противном случае человек спонтанно реагирует на   события, происходящие в течение дня, так как у него нет четкого понимания, как они на него влияют.

 

Представьте судно, ведомое ветром и волнами. В нашем случае судно это человек, ветер - это его мотивация, а волны  - эмоции. Но волн и ветра, как известно, недостаточно для удачного плаванья. Каждому судну еще нужны хороший капитан и пункт назначения, к которому оно направляется. Поэтому если у компании есть четко поставленные и ясные цели, то ее сотрудники работают не просто с 9:00 до 18:00 в постоянном ожидании своей зарплаты. Они нацелены на тот же результат, что и их компания. 

 

- Вы упомянули о менторстве, но зачастую во многих организациях, когда к какому-то сотруднику прикрепляют новичка, он это воспринимает как дополнительную нагрузку. Как внедрить то, о чем вы говорите, таким образом, чтобы каждый остался доволен?

 

- Да, к несчастью, такие случаи могут быть. Однако идея менторства, о которой я говорил, как раз заключается в том, что человек, который может быть ментором, сам воодушевлен возможностью быть для кого-то наставником и делиться своим опытом. Поэтому, если организация говорит - ты должен, у тебя нет другого выбора, я, конечно, могу понять, почему у этих людей возникает сопротивление. Здесь важно понимать человеческую природу, людям обычно нравится обучать других людей тому, что они сами хорошо умеют делать. Это дает им чувство значимости и важности. Если компания сможет распознать таких кандидатов для менторства и найдет к ним нужный подход, то проблем никаких не возникнет.

 

- А если попробовать разобрать какой-нибудь самый распространенный случай в компаниях, когда сотрудникам важно уметь  совладать со своими эмоциями. Например, в ходе совещания  или переговоров человек   попадает в обстановку с неправильным эмоциональным фоном, что он может сделать, чтобы вернуться в нужное состояние? Как ему правильно оценить и переосмыслить сложившуюся ситуацию?

 

- Есть такая техника, которая называется диссоциация. Например, если я сижу где-то в комнате и вокруг меня нагнетается негативная эмоциональная атмосфера, я представляю перед собой экран, в котором вижу самого себя, находящегося там в спокойном состоянии. Кроме того,  для  человека, оказавшегося в накаленной обстановке, полезным может быть  в какой-то момент вспомнить   то время, когда ему было спокойно и  хорошо.  И в тот момент, когда эти ощущения спокойствия и умиротворенности достигнут пика, можно просто сдавить себе палец, что с помощью ассоциации будет помогать пребывать ему в этом состоянии. Мы называем это «якорем»,  который можно использовать в нужный момент, чтобы активировать позитивные эмоции.  Помимо этого,  иногда бывает полезным просто выйти из комнаты, в которой накаляется обстановка. Дело в том, что у каждой эмоции есть физиологические проявления. Человеку   нужно встать в какой-то момент или глубоко вздохнуть, чтобы просто быстро поменять свое физиологическое состояние.  

 

Справка: EQ – это показатель нашей способности к общению, умению осознавать свои эмоции и понимать чувства других людей. EQ считается эмоциональным эквивалентом познавательного интеллекта (IQ). Людям с высоким показателем эмоционального интеллекта свойственна эмпатия – способность почувствовать, понять и уловить состояние другого человека. Так, человек с высоким EQ, правильно оценив эмоциональное состояние своего коллеги или подчиненного, может найти к нему нужный подход в данный момент времени, что поможет ему выполнить задание максимально эффективно. 

 

Интервью организовано при помощи Академии коучинга STEP&GROW - официального представителя Erickson International (Канада) в Казахстане.

Читать дальше

в издании РБК №12 (18) от 2 декабря 2014

PDF, 10.89 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (0)

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме