• Екатерина Корабаева

  • 12 ноября 2013

Почти «Титаник»

 

Паника на корабле не красила еще ни один экипаж. Ведь это говорит о том, что ситуация вышла из-под контроля. Тем не менее  что-то подобное мы наблюдали на этой неделе в Астане.

 

Холодный пот не один раз  застал врасплох  кабинет министров на этой неделе. Началось все с того, что президент Казахстана потребовал неукоснительного выполнения указаний по устранению недостатков в работе правительства.  Затем со стороны премьер-министра последовали критика и выговоры членам кабинета министров. Еще позже заскрипели стулья, и  начались кадровые перестановки.  Причины такой перемены мест слагаемой те же, что и всегда - наивная надежда на иной результат.

 

Одним словом, очередной разбор полетов в стенах правительства лишний раз доказал, что все карты биты и громких заявлений об эффективной работе кабинета министров в этом году не  будет.   Мы же попросили экспертов оценить сложившуюся ситуацию и результаты проделанной работы действующего  правительства.

 

Как отметил в своем интервью «&» политолог   Айдос  Сарым,   Серику Ахметову сегодня не позавидуешь, так как ему изначально досталось плохое наследие. «Он мне напоминает человека,  заселившегося в дом или кабинет, в котором   ключи от всех столов и сейфов  забрал прежний хозяин.  Он пытается, конечно, что-то делать, базово он мне кажется  правильным человеком, но результатов пока нет.  Наше правительство   не является командой и не имеет больших политический целей, у них есть только задачи, которые им отведены в рамках действующей политико-экономической, социально-экономической системы. И поэтому сложно назвать выдающиеся заслуги действующего кабинета министров. Что-то лучше, что-то хуже. Я не вижу глобальной разницы», - говорит политолог. 

 

Он также делится своими опасениями о том, что  в начале либо во второй половине  следующего года, когда уйдет действующее правительство, может так оказаться, что в его активе будет не так много достижений.  «Самое большее, что они могут сейчас сделать, – это провести  хороший аудит госпрограмм  и  навести  порядок в бюджетном  и экономическом планировании.  Ведь если  копнуть многие  программы - они наполовину пустышки. Достаточно вспомнить  актауский планшетник, карагандинский однокрылый самолет и пр.  Это хотя бы позволит им  после себя оставить порядок в своем кабинете», - отмечает Айдос  Сарым.

 

По его словам, набор проблем, который имеется сегодня в стране, носит системный характер.   И, чтобы изменить ситуацию,  надо демократизировать страну и  приоткрыть  шлюзы, чтобы   начать жить нормальной политической и общественной жизнью.  «Еще в начале 90-х мировые  эксперты говорили о том, что в постсоветских странах самая большая трудность заключается в том, что им нужно совершить тройной переход.  Во-первых, надо было строить национальное государство. Во-вторых, переходить от командно-авторитарной экономики к рыночной. И, в-третьих, строить плюралистическое общество. Мы выбрали один путь, а остальные все вопросы оставили на усмотрение следующих поколений», - отмечает  политолог.  

 

По его словам, сегодня очевидно, что, даже повысив на какой-то период эффективность госорганов и улучшив процессы по прохождению документов, законопроектов,  больших изменений ждать не стоит. «По сути,  нам нужна  подготовка и выход на полноценный этап модернизации на следующие президентские выборы», - говорит Айдос  Сарым.

 

Согласен где-то с этим и  директор  Института регионального развития МАБ Валихан  Тулешов. По его словам, правительство Серика Ахметова работает не хуже и не лучше всех предыдущих.  А  сегодняшний кризис управления - это результат потери правительством контроля над новой ситуацией, головокружения от достижений в прошлом. Оно стало инертным, безынициативным и трусливым в отношении новизны общемировых, региональных и внутристрановых процессов. «Нахватавшись чужих и уже устаревающих моделей, но не переварив и не усвоив их, не создав собственных концептов развития и не модернизируя их, наша государственная элита стала спотыкаться на ровном месте», - говорит он.

 

По словам Тулешова, объективным препятствием для нынешнего кабинета является то, что модели экономики и экономической политики, принятые в Казахстане до кризиса и после его начала, исчерпали свои продуктивные возможности.   «Кризис вообще обнажил самые слабые места управления и менеджмента. Если в целом деятельность  правительства получила большую свободу, а министры стали работать в формате «ручного управления», то это должно было наложить большую ответственность за осознание того, «что надо делать» и «как надо делать».

 

По его словам, ахиллесова пята в том, что  государство  создало институты развития, но инструменты, формы и методы не были законодательно и этически стандартизированы. «К примеру, наше правительство зашло в банки для их спасения до принятия соответствующего закона, когда не акционерами, а Агентством финансового надзора был смещен один известный горе-банкир.  А тем временем  в Германии пока не принят закон, в банки ни под каким предлогом никто входить не собирается. У нас это была обычная ошибка старой, во многом авторитарной системы управления, когда все делается «из благих побуждений», «за чужой счет» и при этом «задним числом», - делится своим мнением эксперт. Координаторы программ под давлением проверяющих, «сидящих у них на хвосте», правоохранительных органов, боятся допустить какую-либо ошибку.   «Личная мотивация в условиях правового нигилизма у госслужащих отсутствует напрочь, а принуждение на 100% сработать не может. Поэтому из года в год программы финансирования не выполняются и проваливаются», - считает г-н Тулешов.

Читать дальше

в издании Бизнес & Власть №38 (470) от 8 ноября 2013

PDF, 2.93 Mb

  • Нравится

Комментарии к статье (2)

  • kanat

    24 декабря в 17:07

    «Самое большее, что они могут сейчас сделать, – это провести хороший аудит госпрограмм и навести порядок в бюджетном и экономическом планировании. "----- Аудировать и проверять все умеют. А кто будет делать? Выдающимися могут стать только отдельные люди, а кабмин должен делать все "по полочкам" и быть в своей работе старым как мир. "А сегодняшний кризис управления - это результат потери правительством контроля над новой ситуацией, головокружения от достижений в прошлом. Оно стало инертным, безынициативным и трусливым в отношении новизны общемировых, региональных и внутристрановых процессов. "------вот это я понимаю. Надо бы собраться уже. Президент может об этом и орет в последнее время

  • kanat

    24 декабря в 17:11

    "К примеру, наше правительство зашло в банки для их спасения до принятия соответствующего закона, когда не акционерами, а Агентством финансового надзора был смещен один известный горе-банкир."--------Да, может лучше Марченко в этой каше никто не разбирался. Говорят, Келимбетова поставили чтобы он начал смотреть с "высоты птичьего полета". Не знаю, сомневаюсь. Судя по тому как Марченко свалил из страны, наша банковская система это еще та куча.

чтобы оставить комментарии.

Статьи по теме