Технологии

Розница без убытков

Аналитика в ритейле как защита от потерь.
С ситуацией, когда на полках магазина не оказывается нужного товара или нужного размера, сталкивался каждый. В ней не заинтересованы ни покупатели, ни ритейлеры, но из-за сложного устройства современной розницы избежать ее не всегда удается. О том, как аналитика помогает решить эту проблему, мы попросили рассказать Дмитрия Ларина, руководителя направления Ритейл, SAS Россия/СНГ.

Без риска для прибыли и репутации

По итогам 2018 года сегмент розничной торговли в Казахстане продемонстрировал заметный рост – по данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК, его объем составил более 10 трлн тенге (более 26 млрд долларов США), что на 6,7% больше, чем в 2017 году. В начале 2019 года рост продолжился – по итогам января объем рынка ритейла увеличился на 4,4% по сравнению с декабрем и составил почти 700 млрд тенге (более 1,8 млрд долларов США). При этом эксперты отмечают, что в Казахстане все еще силен традиционный ритейл – переход в онлайн пока не так заметен, как на Западе, где закрываются отдельные магазины или даже целые сети под давлением интернет-торговли.

Такая ситуация достаточно благоприятна для ритейлеров, но, чтобы не упустить прибыль и не дать покупателям уйти к конкуренту, нужно предельно тщательно подходить к планированию товарных запасов. Я сам, к примеру, не очень люблю шопинг, но уж если я пришел в магазин, то мне хочется побыстрее найти нужный товар, рассчитаться и уйти. И учитывая, что походы за покупками я воспринимаю как неизбежное зло, меня очень печалит, когда на полке не оказывается нужного товара – велика вероятность, что в следующий раз я загляну в другой магазин. Например, не так давно я пришел купить кроссовки, но моего размера не было в наличии – остались только очень большие и очень маленькие. Я ушел ни с чем, и в такой ситуации, несомненно, оказывался практически каждый. Как ритейлерам избегать таких ситуаций? Откуда они могут узнать, сколько кроссовок и какого размера необходимо выставить на полки в конкретном месяце? Как им спланировать поставки, чтобы не было ни недостачи, ни затоваривания?

Для ответа на эти вопросы важно понимать, что современная розница устроена очень сложно. Хотя в Казахстане традиционный ритейл по-прежнему силен, владельцы сетей понимают, что мировая тенденция по уходу в онлайн будет проявляться все сильнее, поэтому постепенно переходят на многоканальность, то есть на продажи по нескольким каналам одновременно, причем главными из них остаются интернет и розница. Но с приходом многоканальности логистика становится еще сложнее – в интернете и в магазинах спрос может отличаться, влияют также регион и многие другие факторы, так что и поставки зависят от конкретной точки. Если не учитывать эти реалии, есть риск уйти в серьезный минус.

Недостаточно четко выстроенная логистика приводит не только к недопоставкам, как в примере выше. Когда не удается точно спрогнозировать спрос, может возникнуть и обратная ситуация, то есть затоваривание. И если в первом случае мы говорим лишь о недополученной прибыли из-за отсутствия товара, то во втором мы имеем дело уже с реальными потерями. Ритейлеру приходится продавать товар с большими скидками и делать все возможное, чтобы освободить складские помещения, которые, кстати говоря, тоже стоят денег. Так что тут потери уже не репутационные, а материальные – и нередко в такой ситуации маржинальность опускается до нуля или даже уходит в минус.

Анализируй это!

Первое, что нужно сделать для решения этой проблемы – оценить спрос покупателей, оценить, какой товар необходим, в каком объеме, сколько складских помещений он потребует и так далее. Эти данные нужно собирать постоянно, ведь ситуация постоянно меняется, и картина, которая была год назад, по прошествии времени может разительно измениться.

Это можно увидеть на нижеследующем графике, где отображена статистика продаж женских туфель-балеток. Обратите внимание, что кривые продаж в разные периоды совпадают только отчасти – то есть информации за прошлые периоды достаточно лишь для приблизительной оценки, но точный прогноз по ним составить нельзя. Так что статистические данные, безусловно, важны, но недостаточны.
Однако аналитика делает возможным то, что недоступно статистике. С помощью технологий машинного обучения дефицит товара на складе будет вовремя обнаружен, а прогнозная аналитика позволит точно предположить, какой товар, в каком магазине и в каком количестве потребуется. На графике пунктиром показано, сколько товара было бы продано, если бы на складе не случилось дефицита – и по этой линии можно судить о потерях ритейлера.

Во-вторых, аналитика позволяет создать профили на основе многоуровневой иерархии, где учитываются все характеристики региона и магазина. НА их основе можно всегда поддерживать нужный уровень товарных запасов, а значит, обезопасить себя как от репутационных, так и от финансовых потерь.
В результате ритейлеры смогут не только избегать затоваривания или недостачи, но и расширить ассортимент, оптимизировать планирование и операционную деятельность, а также, как следствие, повысить лояльность потребителей.
Оцените наш материал
Поделитесь с друзьями
Читайте также:
Made on
Tilda