Мнения и аналитика

В чем на самом деле состоит суть реформы медстрахования?

В Казахстане предлагают пересмотреть подход предоставления бесплатной медицинской помощи, оказываемой за счет государства.
Такой шаг необходим, чтобы справиться с ростом потребления медицинских услуг и сподвигнуть население пересмотреть свое отношение к собственному здоровью, больше внимания уделяя своевременной профилактике.
Такая повестка дня стала темой для публичного обсуждения финансирования медицины в нашей стране и внедрения системы медицинского страхования, которое прошло 6 декабря на площадке Vlast.kz.

Напомним, что с 2018 года в Казахстане планировали ввести систему обязательного медицинского страхования, но затем из-за остававшихся нерешенных вопросов ее внедрение все-таки решили передвинуть на 1 января 2020 года.

Однако, как отметил один из участников дискуссии - экономист в сфере здравоохранения Али Нургожаев - реформа идет своим чередом и говорить о ее переносе не совсем верно. «Реформа предусматривает гарантированный объем бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) и страховой пакет. Страхование накладывало ограничение на использование страхового пакета самозанятой категорией населения. До 2020 года этого ограничения не будет, но реформа уже реализуется», - пояснил он.
Али Нургожаев
В ближайшие два года Фонд социального медицинского страхования (ФСМС) намерен заняться аудитом медицинских услуг, которые войдут в перечень ГОБМП и пакет обязательного социального медицинского страхования, исходя из потребностей, доказанной эффективности и экономичности.

Тем не менее, это не отменяет проблемы финансирования государством бесплатной медпощи, ахиллесовой пятой которого стал рост потребления медицинских услуг в стране.
Справка
Дефицит финансирования государственного объема бесплатной медпомощи в Казахстане составляет 540 млрд тенге или 38% от имеющейся потребности.
Как объяснил в ходе обсуждения эксперт в области здравоохранения Серик Танирбергенов, постоянный рост расходов, и как следствие дефицита средств, на здравоохранение характерен для всего мира. Это связано с ростом численности населения, ростом заболеваемости хроническими болезнями, постоянным обновлением технологий (лекарств, оборудования).

Наша страна не исключение, в Казахстане растет количество наиболее интенсивных потребителей медуслуг – пожилых людей, детей, а также граждан с хроническими неинфекционными заболеваниями. Почему при развивающихся технологиях нам не удается решить проблему за счет профилактики заболеваний? Ответ на этот вопрос дают цифры, которые привел сам эксперт.
«Если по данным за 2015 год по всей стране было произведено 2,7 млн госпитализаций, то в 2016 году их количество увеличилось до 2,8 млн, из которых 70% были экстренными. Тоже самое со статистикой скорой помощи, в 2015 году было зафиксировано 7 млн вызовов, а в 2016 году уже 7,5 млн. При этом поликлинику казахстанцы не стали посещать чаще: цифра остается на уровне 100 млн посещений в год», - отметил г-н Танирбергенов.
Серик Танирбергенов
По его словам, это говорит о том, что наше население не уделяет должного внимания профилактике заболеваний, и в большинстве случаев попадает в больницу уже по экстренным показаниям.

«Если мы посмотрим структуру смертности в нашей стране, то увидим, что в топ-5 причин, по которым погибает порядка 75% населения, входят сердечно-сосудистые заболевания, болезни органов дыхания, онкология, травмы, болезни органов пищеварения. То есть из пяти только что приведенных мной причин четыре – хронические неинфекционные заболевания, от которых умирают не сразу, а в ходе длительного течения болезни», - добавил Серик Танирбергенов.

Таким образом, получается, что рост потребления медицинских услуг и, как следствие, дефицит финансирования государственного объема бесплатной медпомощи – отчасти связаны с увеличением бремени хронических заболеваний, недостаточно адекватным отношением казахстанцев к собственному здоровью. При этом изменить данную ситуацию могут, казалось бы простые, но действенные меры: профилактический осмотр у врача и некоторые простейшие диагностические методы, однако наши граждане плохо владеют информацией об имеющемся перечне бесплатной медицинской помощи, который содержит довольно большой объем услуг. Например, такие как флюорография, анализ крови, кардиография и осмотр терапевта.

«Здоровый человек должен систематически проходить хотя бы эти простейшие процедуры, чтобы понимать, что происходит с его организмом. Это тот самый необходимый минимум. Если есть какие-то отклонения, то гарантированный объем бесплатной медицинской помощи также позволяет за счет средств государства бесплатно получить услуги, уточняющие ту или иную ситуацию. Если это делает один человек - это незаметно, когда это делает вся страна, то масштабно можно увидеть системные изменения», – отметил Серик Танирбергенов.

Этот месседж поддержала и глава Фонда социального медицинского страхования (ФСМС) Елена Бахмутова, также принимавшая участие в обсуждении. По мировым данным, только 10-15% состояния здоровья обусловлено состоянием системы здравоохранения. Все остальное зависит от самого человека. «В этом, наверное, и состоит суть реформы медстрахования. Нам необходимо поменять отношение людей к собственному здоровью и здоровью всего населения. Мы все хотим войти в 30-ку самых развитых стран мира, но для этого необходим соответствующий человеческий капитал, который должен быть не только профессиональным, но и прежде всего здоровым. Поэтому если мы будем относиться к здравоохранению и собственному здоровью по остаточному принципу, то никогда не приблизимся к этой цели», - отметила она.
Елена Бахмутова
Однако в ходе дискуссии стал очевиден и ряд других проблем, вытекающих из основной. Например, в то время как растет потребление медуслуг, государственные расходы на здравоохранение относительно ВВП снижаются, и это увеличивает разрыв между бесплатными и платными услугами. По словам Серика Танирбергенова, если в 2010 году частные и государственные расходы на здравоохранение в Казахстане составляли 4% от ВВП, то в 2016 году они снизились до 3,4% (составив 1,4% и 2% соответственно - Ред.). Это при том, что в странах с таким же уровнем развития, как у нас, этот показатель в среднем равен 6,3%.

Еще одна проблема – разница тарифов на медицинские услуги, которые по-разному оцениваются от региона к региону. Как стало понятно из слов Елены Бахмутовой, связано это с устоявшейся системой финансирования и неоднородностью областных бюджетов. Чтобы разрешить сложившуюся ситуацию, фонд займется в ближайшее время разработкой рекомендаций и предложений министерству здравоохранения для обеспечения «равенства тарифов с учетом условий».

Между тем, другая участница обсуждения - социолог Гульмира Илеуова акцентировала внимание собравшихся на существующих трудностях, связанных с информированием граждан о государственных программах и уровнем доверия к ним. Она также отметила большой разрыв в доступе к здравоохранению и узкопрофильным специалистам у сельского населения страны в сравнении с уровнем доступа городских жителей, назвав это «одной из самых болезненных черт Казахстана».
Гульмира Илеуова
«Обеспечить доступность медуслуг - одна из наших задач, которая пока реализована не в полной мере. Отчасти это результат структуры финансирования предыдущих лет. Однако теперь есть наш фонд, который сможет выступить своеобразным омбудсменом между потребителями и поставщиками этих медицинских услуг, - отметила г-жа Бахмутова. - Конечно, фонд не может самостоятельно реализовать все задачи, стоящие перед системой здравоохранения, но мы можем выявить узкие места и предложить механизмы их решения».

В свою очередь, Али Нургожаев считает, что в условиях дороговизны новейших медицинских технологий нужно сосредоточиться на качестве и доступности уже предоставляемых бесплатных услуг. По словам эксперта, в стране уже существует дисбаланс между финансированием здравоохранения и доступом к новым медицинским технологиям. В будущем эта проблема создаст дополнительные риски для фонда:

«Надо понимать, что новые технологии, фармацевтические препараты и медтехника создаются за рубежом. Мы себе этого объективно позволить не можем – экономика не позволяет. Надо ставить вопрос о том, можем ли мы удовлетворить существующую потребность в рамках уже гарантированных услуг. Например, у нас есть операция – аортокоронарное шунтирование, ее делают в Казахстане реже, чем в развитых странах. Это не потому что у нас население по-другому болеет, а из-за того, что у нас не хватает денег. Вопрос должен стоять так – сможем ли мы восполнить потребность в части уже гарантированных услуг», – отметил г-н Нургожаев.

Что касается качества медицинских услуг, то этот вопрос, по словам главы ФСМС, не решается только лишь механизмами финансирования. «Это огромная проблема, заслуживающая отдельной дискуссии, но если говорить о структуре финансирования, то через страховую медицину можно точно повысить качество медицинских услуг. В первую очередь, за счет конкуренции и привлечению к обслуживанию государственного заказа частных клиник», – отметила Елена Бахмутова. По ее словам, чем больше будет частных медицинских организаций, тем больше будет давление на необходимость справедливых тарифов, которые покрывали бы минимальные затраты.

В этом году количество частных поставщиков медуслуг, изъявивших желание участвовать в отборе на получение государственного заказа выросло почти вдвое. По данным на 5 декабря, из зарегистрированных в базе потенциальных поставщиков Фонда 1628 медорганизаций почти половина — частные клиники.

«Наша задача — правильно посчитать, на какой объем помощи хватает выделенных из бюджета денег. И не надо обманываться и обещать населению, что Фонд сможет без ограничений оплатить полный набор декларируемых медицинских услуг, который сегодня содержится в перечне ГОБМП. Это очень чувствительная сфера, поэтому давайте честно скажем: вот у нас такая сумма, этих денег хватает только на ограниченный объем медицинских услуг, с учетом очередности, а остальное — платно. Когда эти правила игры будут понятны, тогда население будет ответственно относиться к своему здоровью и более позитивно - к системе медстрахования, когда за счет социальной страховки можно будет получить дополнительный пакет медицинской помощи. Нужно решить вопрос информированности населения об объеме бесплатной медпомощи и услугах, которые она покрывает исходя из суммы, выделенной государством», - пояснила г-жа Бахмутова.
Справка
В 2018 году планируется закупить медицинских услуг в рамках гарантированного объема бесплатной медпомощи на сумму 916,8 млрд тенге, большая часть которой будет направлена на стационарную помощь (28,71%).

24,8 млрд тенге, поступивших в ФСМС в этом году и дополнительные средства, которые будут собраны в 2018 и 2019 годах за счет отчислений работодателей в размере 1,5% от дохода работников, будут формировать активы медстрахования. В 2020 году эти средства будут направлены на оплату пакета медуслуг. На сегодня все средства физически находятся в Нацбанке.
Екатерина Корабаева
Автор материала
Made on
Tilda