Стиль жизни

Расщепление

Aspan Gallery представила в Алматы
необычную выставку казахстанского художника
Нурбола Нурахмета.
Экспозиция получила интригующее название - «Расщепление» и включает произведения, выполненные автором в различных техниках за последние несколько лет активной работы и поисков. Куратор выставки – искусствовед и арт-критик Юлия Сорокина.
Выпускник Казахской национальной академии им. Жургенова и Академии искусств университета Сан-Франциско, Нурбол Нурахмет (1986 г. р.) является одним из самых ярких представителей молодого поколения центральноазиатских современных художников. В своем творчестве он опирается на традиционные техники – живопись, коллаж, рисунок и литографию, которые в контексте повсеместного использования фотографии, видео и искусства прямого действия предлагают свежий подход к художественному жесту.
В сериях, представленных на выставке, Нурахмет делает попытку произвести своеобразный визуальный анализ спектра волнующих его проблем. В качестве аналитического метода художник использует фрагментацию, расщепление, коллажирование смыслов, образов, ощущений. Недаром его герои обнажены или даже лишены кожи – как внешнего покрова смыслов.

«С первой персональной выставки Нурбола прошло уже больше пяти лет. В то время он только окончил учебу, и его выставка в Музее Кастеева как бы завершала период студенчества. На нашей выставке «Расщепление» мы уже видим вполне зрелого художника, который изучает проблемы современности, находя выражение своим мыслям в живописи, коллаже, графике или в форме книги – диалога с другим художником. Примечательно и то, что специально для выставки Нурбол подготовил целую серию автолитографий. Раньше казахстанские художники были известны на весь СССР своей печатной графикой. К большому сожалению, сейчас эта техника осталась на периферии художественного высказывания и практически утрачена. Замечательно, когда художники могут использовать традиционные техники и затрагивать актуальные темы», - делится основатель Aspan Gallery Меруерт Калиева.

На выставке представлены работы – размышления о судьбах казахской культуры в контексте глобальной проблематики современности. «Комната Абая» (2018) пестрит многочисленными образами классического искусства из европейской и российской истории. Здесь в тесном пространстве, как в бутафорской кладовой, складированы те, кто повлиял и продолжает влиять на культурное развитие Казахстана.
«Березовая роща. Кенесары» (2019)
«Березовая роща. Кенесары» (2019) уводит наше воображение в дебри исторических гипотез и мифологем. Здесь история о последнем казахском хане, погибшем в противостоянии Российской империи и, по одной из гипотез, обезглавленном, окрашивается скорбным ощущением потери национальной идентичности.
Миссионеры #1 / 2016-2018 / 80 х 120 см. Масло, холст.
Миссионеры #2 / 2016-2018 / 80 х 100 см. Масло, холст.
Миссионеры #3 / 2016-2018 / 80 х 100 см. Масло, холст.
Замочная скважина #1 / 2018 Бумага и цветная печать.
Замочная скважина #2 / 2018Бумага и цветная печать.
Замочная скважина #3 / 2018Бумага и цветная печать.
Живописная серия «Миссионеры» (2016–2018) и серия цифровых коллажей «Замочная скважина» (2018) намекают на навязчивость европоцентристской канонизации художественного восприятия.

Особый раздел творчества художника представляет собой штудийная мастерская – целый ряд рисунков обнаженной натуры и последующий перевод их в технику автолитографии. Здесь автор не просто показывает свое мастерское знание анатомии и техники изображения тела, но и соприкасается с важными теоретическими дискурсами философии XX века – проблемой телесности и проблемой тиражности в искусстве.

Каркасом выставки выступает серия пейзажей «Среда», «Созвездие» и «Четверг» (2018).
«Созвездие» (2018)
Картина «Созвездие» с памятником Абая на фоне звездного неба уже известна казахстанскому зрителю по выставкам «На углу: Город, место, люди» в Центре современной культуры «Целинный» и «Дурные шутки. К 70-летию Всеобщей декларации прав человека» в Алматы и Астане. На выставке «Расщепление» данная картина представлена согласно изначальной задумке художника в форме триптиха. Городские пейзажи, представленные на трех холстах и словно сошедшие с открыток, кажутся запечатленными в дневное время, но свет в композиции – как при искусственном освещении – превращает пространство в подобие театральной декорации и обнажает внутренний конфликт изображенных достопримечательностей, как мест для досуга, так и мест, где совсем недавно проходили гражданские протесты.
«Цензура» (2017)
Венчает экспозицию крупноформатное графичное полотно «Цензура» (2017), транслирующее извечную человеческую готовность становиться слепцом.

«Моя выставка – это анализ, разбор, вскрытие и срез. Срез как физический, так и визуальный, временной и пространственный. Разбор целого, отделение одного от другого, фрагментация для понятия целого. Я работаю с фигуративом, телом, телесностью и отношением к нему. Одушевленное тело и телесная душа. Все разговоры о душе рано или поздно спускаются на землю, поскольку тело предшествует мышлению. Присутствие тела как живого объекта или как монумента в виде представителя тела», - делится Нурбол Нурахмет.
Выставка «Расщепление» проходит в Алматы в зале EXPO комплекса Villa Boutiques & Restaurants (Аль-Фараби, 140а) и продлится по 12 мая 2019 года.
Оцените наш материал
Поделитесь с друзьями
Читайте также:
Made on
Tilda