Мнения и аналитика

Кто поборется за права казахстанцев?

Казахстан перенимает принципы ЕС в вопросах защиты прав человека.
Американский социолог Элвин Тоффлер называл состояние, в котором пребывает современное общество, волной индивидуализации. По его теории сегодня люди чаще всего предпочитают отгораживаться от внешнего мира, прячась в своей скорлупе. Иными словами, в наши дни мало кто готов вникать в проблемы социального характера и предпочесть личным интересам общественные. Стоит ли ждать в таких реалиях развития гражданского общества и уважения прав и свобод других людей? В поисках ответа на этот и другие вопросы мы решили углубиться в данную тему.

Казахстанское общество, которое часто обвиняют в инертности, отчасти доказывает теорию Тоффлера. Однако крупные международные организации, которые не один год отслеживают ситуацию в этом вопросе по всему миру, нет-нет да отмечают некоторые улучшения в нашей стране, при этом продолжая делать рекомендации по совершенствованию законодательства в Казахстане в части защиты прав и свобод граждан.

Один из таких примеров — сотрудничество Казахстана с Европейским союзом по распространению передовой международной практики в области защиты прав человека. Так, недавно в КазНУ им. аль-Фараби состоялась интерактивная игра EU Mini Model 2017, положившая начало очередной медиакампании ЕС в Казахстане, посвященной правам человека, которая проходит под хештегом #EU4HumanRights.

В связи с этим глава представительства ЕС в Казахстане Траян Христеа отметил, что эта студенческая игра является одной из платформ для дискуссий о правах человека в различных форматах. «Мы приветствуем отличные знания казахстанских студентов о правах и свободах человека, которые они продемонстрировали сегодня», — сказал он на специальной пресс-конференции.

Кроме того, по словам г-на Христеа, в ноябре представительство ЕС планирует обсудить с казахстанской стороной, как далее реализовывать принципы защиты прав человека и это двустороннее партнерство.

Между тем сегодня ЕС уже поддерживает ряд казахстанских проектов, осуществление которых способствует продвижению свободы и прав человека, участию гражданского общества в диалоге на правительственном уровне и повышению качества жизни в городах и селах Казахстана. Их исполнители — местные неправительственные организации (НПО), работающие в тандеме с международными партнерами. Работу этих организаций, бесспорно, можно назвать движущей силой общества. Представляя общественные интересы во взаимоотношениях с властью и частным сектором, такие организации ставят своими целями продвижение и защиту прав человека, помощь подвергшимся насилию женщинам и уязвимым слоям населения, нуждающимся в юридической поддержке, а также улучшение инфраструктуры и повышение квалификации сотрудников госорганов.

В этой связи редакция «&» решила побеседовать с теми, кто на самом деле меняет жизнь людей нашей страны. Организации, которые возглавляют спикеры этого материала, нацелены на повышение человеческого потенциала, а объединяет их желание помочь населению быть услышанным, а власти — увидеть потребности обычных людей. Мы попросили их рассказать о значимых проектах для общества, реализуемых в Казахстане.
Джамила Асанова
Директор Ассоциации развития гражданского общества АРГО
Как вы поддерживаете НПО?
Цель нашей организации — помощь в развитии некоммерческим организациям, выстраивание диалога между правительствами стран, местными органами власти, бизнес-структурами и НПО для решения проблем населения. Мы профессионально занимаемся планированием и администрированием национальных, региональных и международных программ социально-экономического развития. Приоритетные регионы для АРГО — страны ЦА, СНГ и Южной Азии.

Расскажу несколько кейсов из нашей практики. В 2010 году мы работали с тремя крупными организациями: «НАМЫС» (инвалиды с высшим образованием), «Шырак» (женщины с инвалидностью) и Ассоциация социальных работников и волонтеров.

Совместными усилиями этих НПО были реализованы проекты, направленные на лоббирование принятия концепции Конвенции по правам инвалидов. Наша организация помогла им привлечь нужных экспертов, провести необходимые исследования, наладить конструктивный диалог с Министерством социального развития и правительством. Помимо этого мы провели большую работу по привлечению внимания населения к этому вопросу.

Практика показала, что НПО важно владеть навыками оценки, исследования, привлечения грантов и финансирования, а также работы с целевыми группами. В этой связи нами оказано более 30 тысяч услуг по институциональному развитию, включая тренинги, консультации, круглые столы, мониторинг, оценку, услуги ресурсных центров в регионах Казахстана, ЦА и странах СНГ.

На протяжении семи лет мы проводим ежегодную конференцию «Региональное развитие: взгляд изнутри» с участием представителей некоммерческих организаций, частного сектора, университетов и менторов. Наша площадка способствует взаимодействию НПО и бизнес-структур в части совместного решения социальных проблем населения, улучшения жизни людей, а также повышения навыков и знаний представителей НПО.
Расскажите о проектах, которые вы реализуете совместно с представительством ЕС в Казахстане.
Одно из направлений в рамках нашей стратегии — работа с населением, местными органами власти, а также повышение участия населения в процессе принятия решений. Такого уровня проекты всегда поддерживались представительством ЕС в Казахстане. Расскажу о проектах, связанных с развитием советов по взаимодействию с населением при маслихатах в шести регионах Казахстана. В рамках проекта оценки развития города Алматы НПО проанализировали такие актуальные для города направления, как экология, люди с инвалидностью и здравоохранение.

Наша организация проработала техническое задание совместно с департаментом экономического развития акимата города и для каждого направления сформировала список вопросов, на которые исследователи должны были получить ответы. В результате выявлено, что обычно активность акимата не соответствует реальным нуждам населения. Такие исследования НПО помогают раскрыть недостатки в работе и выработать конкретные рекомендации для акимата.

На данный момент при поддержке ЕС начат проект «Инклюзивное планирование местного развития», в котором участвуют три района Казахстана: Нуринский район Карагандинской области, Шемонаихинский и Глубоковский районы Восточно-Казахстанской области. Цель проекта заключается в содействии местному развитию и управлению в этих районах. Проект будет осуществляться на протяжении трех лет (2017—2020). Его прямые бенефициары — жители районов, а это 136,5 тысячи человек.

Основная деятельность проекта включает проведение тренингов по территориальному подходу к местному развитию для 50 участников в каждом «пилотном» районе, несколько этапов стратегического планирования, реализацию программы малых грантов, получателями которых являются представители социально отчужденных групп, создание как минимум 10 новых бизнес-предприятий с возможностью трудоустройства таких групп и молодежи.
Справка
#EU4HumanRights
ЕС сотрудничает с местными учреждениями и гражданским обществом в целях обеспечения их участия в принятии решений, а также продвижения и защиты прав человека.
Расскажите про сегодняшнюю ситуацию с социально-экономическими правами в Казахстане.
Казахстан ратифицировал много конвенций, присоединился к международным организациям, но вместе с этим до сих происходят случаи несоблюдения этих конвенций. Правда, при этом создаются условия для обсуждения этих проблем, я имею в виду площадки для развития диалога, начало работы совещательных советов и организаций правозащитной направленности. Также формируется пространство для работы НПО, которые могут провести консультации с населением и помочь проработать важные вопросы в качестве фасилитаторов.
Евгений Жовтис
Директор Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности
Оцените ситуацию с правами человека в Казахстане.
Концепция прав человека строится на его взаимоотношениях с государством, которое обязано обеспечивать, уважать, а также защищать права и свободы каждого своего гражданина. Казахстан на разных этапах своего формирования обеспечивает то чуть больше свобод, то чуть меньше. Тем не менее в целом, считаю, с начала независимости нашей страны значительно ухудшилась ситуация в области свободы слова и выражения мнения. Как следствие, в Казахстане практически не осталось независимых СМИ, пропала политическая оппозиция и почти не видно свободных мирных собраний и шествий. Иными словами, Казахстан по целому ряду политических и фундаментальных свобод все еще далек от международных стандартов.
Но какие-то положительные подвижки в этом вопросе все-таки есть?
Приведу четыре таких примера, но это не означает, что ситуация по стране в целом меня удовлетворяет.

Пример первый. В конце 90-х годов Казахстан был в первой тройке стран по количеству смертных казней в мире. В некоторые годы у нас казнили более 80 человек ежегодно. Когда президент объявил о моратории на смертную казнь, ситуация поменялась; как результат, с 2004 года в Казахстане было вынесено только несколько смертных приговоров, и они не были исполнены.

Пример второй. В Казахстане в начале 2000-х годов было примерно 90 тысяч заключенных, тюрьмы были переполнены, а система была жесткой и репрессивной. Сегодня в Казахстане около 36 тысяч заключенных. И это показательно: судебная система улучшилась, а законодательная власть начала применять альтернативные меры наказания.

Пример третий. В середине 90-х власти отрицали, что в стране существует проблема пыток, а в 2016 году Генеральная прокуратура объявила о программе нулевой терпимости к ним. Полицейских и работников тюремной администрации начали сажать за жестокое обращение с людьми. Кроме этого была ратифицирована конвенция против пыток, создана система национального механизма по контролю над местами сторожевого порядка. Я не могу сказать, что это полностью переломило ситуацию, но точно сдвинуло ее в правильном направлении, в результате чего случаев пыток в стране стало меньше.

Пример четвертый. До начала 2000-х годов граждане Казахстана могли выезжать за границу только с разрешения Комитета национальной безопасности. Теперь же нам достаточно получить въездную визу в страну, в которую мы направляемся.

Я был одним из тех, кто поднимал вопросы, связанные со смертной казнью и тюрьмами, еще в 1992 году. За это время наша организация добилась немалых результатов. Расстраивает только то, что все происходит очень медленно. Мы продолжаем отрицать какие-то очевидные вещи, пытаясь убедить себя в своей способности модернизировать технологии и экономику, не модернизируя при этом общественно-политическую систему.
Расскажите о проектах, которые вы реализуете совместно с представительством ЕС в Казахстане.
Своей задачей я считаю содействие продвижению в Казахстане демократических форм правления и верховенства права. Партнерство с ЕС и его ресурсы облегчают реализацию этих идей.

Одна из задач в рамках нашего проекта, который поддерживает ЕС, — максимальная институционализация диалога между властью и обществом.
Справка
#EU4HumanRights
ЕС убежден, что мир, процветание и устойчивое развитие возможны, только когда уважаются права человека, признается демократия и верховенство закона. При этом права человека
являются универсальными и неотъемлемыми.
С 2013 года при МИД РК существует уникальная площадка — консультативно-совещательный орган «Диалоговая площадка по человеческому измерению». При ней функционирует рабочая группа, секретариатом которой является наше бюро. Площадка была создана по образу ОБСЕ, где государство встречается с неправительственными организациями. Она позволяет проводить дискуссии властей и ключевых правозащитных организаций Казахстана по острым вопросам человеческого измерения.

Казахстан подписал более 150 международных договоров о правах человека и держит отчет об их исполнении перед международными организациями, выдвигающими свои рекомендации правительству. Именно поэтому мы разработали свой план по защите прав человека, включив туда целый ряд наших рекомендаций и решив плотно поработать с государством.

Главная задача этого проекта — повысить эффективность и роль гражданского общества в принятии государством решений человеческого измерения, начиная работой парламента над законопроектами и заканчивая имплементацией рекомендаций.
Татьяна Зинович
Исполнительный директор Центра исследования правовой политики
Расскажите о проекте, который вы реализовали при поддержке представительства ЕС в Казахстане. Почему этот проект важен для нашей страны?
Проект «Консолидация усилий гражданского общества с целью поощрения защиты правозащитников» завершен совсем недавно. Он реализовывался совместно с ОО «Эхо» с апреля 2015-го по август 2017 года. Идея проекта была поддержана представительством ЕС в Казахстане, которое оказало нам финансовую и техническую поддержку.
Справка
#EU4HumanRights
Представители гражданского общества и правозащитники помогают ЕС в вопросе продвижения прав человека в Центральной Азии, способствуя миру, безопасности, стабильности и процветанию в регионе. В этой связи поддержка этих союзников — один из основных приоритетов политики ЕС в области прав человека.
Проект нацелен на усиление соблюдения прав человека и фундаментальных свобод в Казахстане, поскольку в нашей стране они наиболее подвержены риску нарушения. При этом основная его цель — обеспечение эффективной защиты правозащитников и представителей гражданского общества, которым приходится работать в неблагоприятной среде и в постоянном страхе преследования или репрессий свою деятельность.

В целом проект работал для продвижения поддержки правозащитников в случаях юридической деятельности, давления, агрессии и преследования в Казахстане, усиления потенциала гражданского общества, поддержки политической воли госорганов Казахстана для выполнения международных обязательств страны по обеспечению фундаментальных прав и свобод человека.
Каковы успехи проекта?
В рамках правовой поддержки правозащитников 19 адвокатов подписали меморандум о взаимодействии и сформировали мобильную группу для предоставления юридической помощи правозащитникам во всех регионах Казахстана. Все адвокаты прошли специальную подготовку в этой области. Проект оказывал техническую и консультативную поддержку мобильной группе адвокатов для представления интересов правозащитников в ситуациях, связанных с угрозами, рисками или фактическим преследованием за правозащитную деятельность. В рамках данной работы 9 правозащитников получили юридическую помощь адвокатов в уголовных и административных производствах. По трем делам были составлены жалобы в договорные органы ООН.

Кроме того, проект подготовил 16 наблюдателей. Они систематически отслеживали развитие событий и осуществляли сбор необходимой информации, связанной с соблюдением основных прав и свобод человека, с соответствующими рисками и угрозами с особым акцентом на правозащитниках.

Результаты нашего мониторинга легли в основу восьми информационных бюллетеней, которые были размещены на доступных интернет-ресурсах и стали основой двух ежегодных докладов о ситуации с правозащитниками в Казахстане.

Кроме того, проект предусматривал проведение исследований по обзору международных стандартов в отношении выбранных прав и свобод, таких как мирные собрания, свобода выражения мнения, доступ к информации и т. п. в Казахстане. Исследования предполагали оценку соответствия регулирования Казахстаном своих международных обязательств с рекомендациями по внесению изменений и устранению пробелов и противоречий. Нами были подготовлены экспертизы по вопросам регулирования деятельности НПО по правам человека. Исследования были посвящены вопросам основных угроз в законодательстве и правоприменительной практике в Казахстане, стоящих перед НПО по правам человека и индивидуальными правозащитниками в рамках их деятельности.

Оценка рассматривала законы и правила, касающиеся регистрации, финансирования, финансовой отчетности, осуществления мероприятий, подотчетности и т. д., которые могут оказать негативное влияние на дальнейшее развитие гражданского общества в стране. Анализы предусматривали рекомендации правительству РК по улучшению регулирования НПО. 30% рекомендаций в отношении законопроектов, касающихся правозащитной деятельности и НПО, были отражены в принятых законах.
Что нового привнес проект? В чем его уникальность?
Перечисленные мною мероприятия и достижения проекта — традиционные способы защиты правозащитников, которыми успешно долгие годы пользуются организации гражданского общества в Казахстане. Большой вклад в развитие защиты правозащитников внесли такие организации, как ОО «Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности», ОО «Кадыр касиет», ОФ «Международная правовая инициатива» и многие другие.

Мы в своем проекте решили пойти дальше и разработать методологию самооценки НПО по вопросам потенциальных рисков для физических лиц и организаций, связанных с их деятельностью в области прав человека. НПО должны научиться самостоятельно выполнять оценку риска и получать квалифицированную консультацию о том, как риски могут быть смягчены. Для удовлетворения этой потребности проект собрал команду юристов и экспертов для проведения оценки риска четырех активных правозащитных организаций в Казахстане. Оценка генерирует стратегический план действий в ответ на политические, финансовые, экономические, социальные и технологические риски.
Источник: Центр исследования правовой политики
Почему вы посчитали это актуальным?
Казахстанские НПО регулярно несут различные риски в своей деятельности. Наш проект собрал практические рекомендации по управлению ими специально для правозащитных НПО. Эти рекомендации предоставляют инструменты обработки стандартных рисков некоммерческого сектора (технические, экономические, социальные и политические) и предлагают алгоритм действий для управления ими в организациях.

Казахстанские общественные организации имеют длительную практику проведения финансового и проектного аудита их деятельности. Однако результаты аудита, как правило, не содержат какого-либо анализа по рискам в отношении уставной деятельности НПО.

Все эти причины подтолкнули нас к созданию практического инструментария по оценке и предотвращению рисков для НПО. Методология проведения риск-оценки для НПО была разработана и апробирована на четырех правозащитных НПО г. Алматы.
Ринад Темирбеков
Исполнительный директор Фонда Евразия Центральной Азии
Расскажите, пожалуйста, о сотрудничестве и совместных проектах с представительством ЕС в Казахстане.
Мы давно сотрудничаем с ЕС, и во всех наших проектах целевой аудиторией выступают граждане, относящиеся к категории социально уязвимых слоев населения: сироты, женщины, многодетные или неполные семьи, люди с ограниченными возможностями. Объясняется это тем, что они менее обеспечены в плане доступа к правовым услугам. Поэтому наш предыдущий проект «Усиление возможностей НПО Южного Казахстана для продвижения реформ по правам человека» был направлен на то, чтобы поддержать сеть общественных организаций Южного Казахстана (включая Тараз, Шымкент, Алматы, Кызылорду) в предоставлении более качественных услуг населению.

Текущий проект «Совершенствование системы юридической помощи для уязвимых групп в Казахстане» стартовал в марте 2017 года и направлен на повышение эффективности гарантированной государством юридической помощи (ГГЮП). В данный момент идет обсуждение проекта закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи», в рамках которого предполагается, что уязвимым категориям граждан юридическая помощь будет оказана также на основе pro bono, то есть добровольно (адвокат может самостоятельно принимать решение, осуществлять такую помощь или нет). Этот проект даст нам возможность внести свои рекомендации для совершенствования закона.

В рамках проекта мы проводим масштабное исследование в семи регионах страны: Алматинской, Жамбылской, Южно-Казахстанской, Карагандинской, Павлодарской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской областях среди женщин в трудной жизненной ситуации, выпускников детских домов, несовершеннолетних, осужденных. Нам важно понять, какой процент этих социально уязвимых групп населения пользуется и/или нуждается в получении ГГЮП.

Конечная цель проекта — выявить основные ограничения доступа к ГГЮП и выработать рекомендации, которые могли бы быть включены в план работы Министерства юстиции Казахстана в рамках законодательства.
Как прослеживается взаимосвязь экономического роста с развитием защиты прав уязвимых групп населения в Казахстане?
Один из предыдущих наших проектов был посвящен вопросам доступа к правосудию. Тогда наше исследование показало, что около 40% населения слабо верили в правосудие, к тому же у них был ограниченный доступ к системе защиты своих прав, а также к качественной, но недорогой юридической помощи.

Если говорить о текущей обстановке, то ситуация с экономической точки зрения становится хуже, в стране кризис, покупательная способность населения падает, наши граждане не стали жить богаче. Поэтому актуальность нашего проекта и вообще любой правозащитной деятельности достаточно большая. Сейчас первую помощь уязвимые категории людей (сироты, неполные семьи) получают в общественных организациях, которые размещаются в сельской местности. Нашей задачей при поддержке ЕС было поднять уровень этих организаций в профессиональном плане для оказания качественной помощи этим группам, в частности через информирование о законодательстве, установление партнерских отношений с местными властями.

Кроме того, мы поддерживали программу мини-грантов в Алматинской области. Ее цель заключалась в том, чтобы районные организации, хорошо осведомленные об условиях местной жизни, вышли на республиканский уровень, могли защищать интересы общества и вносить полезные рекомендации для повышения эффективности законодательства. Руководитель одной из таких организаций, НПО «Ерекше тандау шелек», за период совместной работы по защите прав людей с ограниченными возможностями достигла больших результатов. На республиканском уровне руководитель проекта вошла в рабочую группу МОН РК по вопросам инклюзивного образования и впоследствии была назначена советником министра образования и науки по вопросам лиц с инвалидностью.
Источник: Фонд Евразия Центральной Азии
Каковы наиболее характерные проблемы, с которыми сталкиваются уязвимые слои населения?
Одна из таких проблем — вопросы правильного оформления документов по вопросам алиментов, получения жилья, социальных пособий, вступления в наследство и т. д. Незаключенные браки — это характерная проблема для жителей южных регионов Казахстана, которые не регистрируют брак, а при разводе оказываются в ущемленном положении. Еще больше стали проявляться проблемы бытового насилия. Так, например, в рамках текущего проекта у нас проводилось исследование в семи регионах. Посредством уличного опроса было опрошено около 1500 женщин и выявлено, что 65% женщин считают, что для них трудной жизненной ситуацией является бытовое (физическое и психологическое) насилие со стороны мужа или сожителя. Это очень большой процент, тем более что среди респонденток были женщины как с хорошим, так и с низким доходом.
Справка
#EU4Women
ЕС выступает против насилия в отношении девочек и женщин, считая это нарушением прав человека.
Вовлекаете ли вы частный сектор в свои проекты?
Для Казахстана не очень характерно активное вовлечение бизнеса в финансирование и поддержку проектов правозащитных организаций. Компании больше направлены на повышение экономического благосостояния, что включает образовательные проекты, развитие человеческого потенциала, строительство детских садов, школ, социальное предпринимательство.

Проекты по вопросам защиты прав, развитие общественных неправительственных организаций больше финансируются международными организациями, такими как ЕС. Поэтому мы очень благодарны представительству ЕС за поддержку данных проектов. Мы к этой тематике пришли не случайно, основываясь на результатах наших предыдущих проектов в сфере образования, поддержки молодежи и детей-сирот. Мы поняли, что наиболее важная помощь для таких групп населения заключается в их социализации и вооружении знаниями о текущей правовой системе. Многое уже сделано, существуют законы, выделяются государственные ресурсы. Но если уровень правовой образованности населения не будет повышаться, то работа отдельных организаций не будет эффективной. Также очень важно, чтобы у человека было не только собственное мнение и способность правильно оценивать ситуацию, но и понимание, к какому государственному или профессиональному органу можно обратиться за своевременной помощью.
Данияр Мукитанов
Менеджер проектов в области образования, Британский совет
Расскажите о проекте при поддержке представительства ЕС в Казахстане.
Проект «МыАлматы» реализует консорциум из четырех партнеров. Ведущим партнером является Британский совет, остальные — акимат Алматы, Центр развития г. Алматы (подведомственная организация акимата) и КБТУ при финансовой поддержке представительства ЕС в Казахстане. Цель проекта заключается в вовлечении горожан в развитие Алматы как «умного» города. Здесь более широкий контекст, то есть «умный» город подразумевается с точки зрения не только технологий, но и вовлечения горожан в создание и улучшение диалога с властью и бизнесом. Важно, чтобы этот треугольник эффективно коммуницировал и реализовывал совместные инициативы на благо города.

Официально проект был запущен весной этого года, но его активная фаза началась летом. Проект «МыАлматы» будет реализовываться в течение трех лет по четырем основным направлениям.

В первую очередь это создание диалоговой платформы, на которой смогут встречаться и общаться все заинтересованные стороны. Для этого мы планируем провести 12 тематических форумов за три года (по 4 в год). Первый форум ознакомления с проектом и его целями мы провели в сентябре 2017 года. Аудитория была очень разной. Были и общественные организации, и активные горожане, и представители различных профессиональных сообществ — архитекторы, урбанисты, СМИ, а также представители госорганов и бизнеса.

Мы обсудили, какие существуют инициативы в городе и как они реализуются. Второй форум мы планируем провести в конце ноября и посвятить его проекту «Зеленый коридор». «Зеленый коридор» — это концепция, которую продвигает Центр развития г. Алматы. Сейчас в городе произошли большие изменения: появилось много пешеходных дорог, идет реконструкция парков и т. д. У данного центра в планах также переделать еще ряд улиц в следующем году, чтобы в итоге получилась целая сетка улиц с удобной пешеходной системой, соединенных с парками и знаковыми местами города. На форуме у горожан и представителей бизнеса будет возможность высказать свою позицию и поделиться предложениями для реализации этих планов.
Справка
#EU4HumanRights
ЕС убежден, что граждане любой страны должны иметь возможность оказывать непосредственное влияние на свою жизнь, поскольку гражданское общество, располагающее соответствующими правами и возможностями, — важнейший компонент любой демократии.
Второе направление проекта «МыАлматы» — это повышение компетенций людей и развитие человеческого потенциала. Мы планируем провести серию мастерских городских инициатив, цель которых состоит в создании небольших команд, которые начнут разработку реальных идей и проектов, учитывая свои основные приоритеты и нужды.

Третье направление проекта — это небольшая грантовая программа с фондом в 50 тысяч евро. В рамках этой программы мы будем выбирать проекты, фокусирующиеся на развитии социального предпринимательства. Смысл в том, чтобы стартовый капитал размером до 5 тысяч евро помог людям в реализации их идей и впоследствии способствовал поиску дополнительных источников финансирования.

Четвертое направление — передача опыта, который мы получим в процессе реализации данного проекта, властям других городов Казахстана.
Расскажите о критериях отбора в мастерские городских инициатив, предусмотренные в рамках проекта «МыАлматы».
Первое — для нас очень важно, насколько человек мотивирован, чтобы что-то сделать для города.

Второе — участник должен быть готов выделить свое время и участвовать на всех этапах мастерской.

Третье — насколько он активен в местных сообществах и может позволить нам расширить охват целевой аудитории. Мы хотим видеть людей, являющихся лидерами и активными членами организаций и неформальных сообществ.

Четвертое — у человека, который действительно хочет что-то сделать для своего города, должны быть идеи, которые он хочет претворить в жизнь.
Как вы считаете, насколько удается вовлечь гражданское общество в принятие решений?
Мне кажется, в последнее время вовлеченность гражданского общества значительно увеличивается, люди хотят и уже обладают компетенциями для большего участия в процессах принятия решений и реализации. В то же время мы видим, что на всех уровнях власти начиная с президента идет посыл о том, что необходимо больше взаимодействовать с людьми.

Если говорить конкретно об Алматы, то мы тоже считаем, что нынешнее руководство акимата очень открыто к сотрудничеству и консультациям с населением, и тот факт, что акимат — один из партнеров проекта, — наглядное тому подтверждение. Надеемся, что результатом нашего проекта станет еще большая активизация сотрудничества акимата, бизнеса и гражданского общества на благо города и горожан.
Уркыз Илиева
Президент ОО «Международная экологическая ассоциация женщин Востока», директор кризисного центра «Интизар»
Какова ситуация с гендерным равенством в стране?
Наблюдается определенная пассивность, я чувствую равнодушие и безразличие людей друг к другу. Потребность приносить пользу обществу отходит на второй план, а на первый выходят материальные ценности.

Обществу не хватает любви и нравственного отношения. Если в городе понятие гендерного равенства более или менее приживается, то на селе ситуация плачевна. Основные проблемы сельских женщин — разводы и неуплата алиментов. И это происходит не потому, что у мужчин нет работы и денег, а из-за отсутствия у них духовного отношения к институту семьи и ответственности перед своими детьми.
Расскажите о работе с представительством ЕС в Казахстане.
Мне очень импонирует то, что представительство ЕС никогда не навязывает свою методику работы. Представители всегда прислушиваются и спрашивают наше мнение, как лучше реализовать проект. Они понимают, что мы лучше знаем, какие проблемы первичны для нашего общества, и как формировать методологию с учетом традиций, обычаев, культуры народа.

Один из проектов, который мы с ними реализуем, называется «Одак», и его основная задача заключается в повышении социально-экономического статуса поселка Енбекшиказахского района Алматинской области. Наш проект охватывает только один поселок, который мы стремимся досконально изучить, поддерживая постоянную связь с населением. С начала реализации проекта мы проделали огромную работу, проанализировав развитие инфраструктуры района за последние три года (наличие школ, детских садов, ферм и пр.). Затем мы провели опрос местного населения и составили карту, на которой есть все села данного района.

В рамках проекта мы также планируем создание пяти фокусных групп для поддержки предпринимательства среди населения. Жители района часто обращаются к нам с вопросами о расширении бизнеса и по правовым вопросам. Инициатива, исходящая от самих людей, позволяет получить полную вовлеченность в проект.

Сейчас мы помогаем местным фермерам создать цепочки от производителя продукции до конечного потребителя, минуя провайдеров услуг. Это важно, поскольку производитель должен получать достойную плату за свой продукт. Фокус-группа по этому направлению состоит из десяти человек из числа — фермеров, водителей и других заинтересованных в данной сфере. Мы помогаем наладить связь с организаторами ярмарок, заранее договариваться об аренде места для реализации продукции.

Также мы планируем проводить семинары по повышению юридической грамотности населения. Будем учить людей регистрировать свой бизнес, составлять договоры, повышать знания о банковских продуктах и налоговом законодательстве.

Мы уже подключили к решению данной задачи несколько банков и микрокредитных организаций, представители которых будут приезжать и рассказывать о процедуре кредитования и своих продуктах.

Наша задача — создание демонстрационной модели одного конкретного поселка, чтобы другие села могли учиться и применять данную технологию у себя. После этого надеемся, применить наш опыт можно будет в каждом районе Казахстана.
Как создавался кризисный центр «Интизар»?
Пять лет назад мы создали «Интизар» с помощью гранта японского правительства. Задачей этого центра является поднятие самооценки женщин, которые потеряли веру в себя.
Справка
#EU4WomenЕС
ЕС убежден, что гендерная принадлежность не должна быть препятствием на пути самореализации женщин.
Поселок Енбекши занимает второе место по бытовому насилию в Алматинской области после ЮКО, включая кражу невест, психологическое и физическое насилие. Приют рассчитан на пять женщин пострадавших от домашнего насилия и деспотизма мужей, которые могут проживать там с детьми. Здесь им не только предоставляется право проживания сроком от 3 до 6 месяцев, но и оказывается юридическая, а также психологическая помощь и возможность пройти курсы профессионального обучения.

В рамках данной инициативы мы подписали соглашение с руководством района, прокуратурой, районным отделом внутренней политики, РОЗСП, учреждениями здравоохранения и образования, а также НПО, которые могут направлять нуждающихся в помощи женщин в наш центр.

Однако для расширения приюта необходим комплексный подход. Центру нужны психологи, учебные мастерские, чтобы жертвы насилия могли обрести самостоятельность, получив профессию, например парикмахера, швеи, пройти компьютерные курсы.

В целом я считаю, что для неправительственных организаций очень важна системная работа. Неважно, есть грант или нет — они должны существовать и взаимодействовать с населением, повышая его систему ценностей и веру в себя.
От автора
Готовность действовать, когда другие предпочитают бездействовать, в наши дни становится особо ценным качеством. Ведь гражданская позиция начинается тогда, когда каждому из нас не все равно, что происходит вокруг.

При этом гражданская сознательность основывается не просто на желании улучшить мир вокруг себя, но еще и во внутреннем стремлении к действию. Гражданин, который ощущает личную потребность принять участие в таких изменениях, всегда найдет способ проявить себя, будь это маленькая идея или давно разрабатывающийся социальный проект. Тем более что сейчас в Казахстане создаются платформы, благодаря которым любой человек — сам по себе или объединившись с единомышленниками — сможет выносить свои идеи улучшения жизни на обсуждение с правительством.
Дана Даутова
Автор материала
Made on
Tilda