Бизнес

«Создавая историю отечественного производства, мы трансформируем будущее»

«Для того чтобы вашу страну узнавали на международной арене, важно взаимодействие странового и локальных корпоративных брендов», — заметил международный эксперт BBC Worldwide Сергей Становкин на своем мастер-классе, прошедшем в этом месяце в Алматы. Наша редакция решила поискать такие примеры в Казахстане и обнаружила хороший кейс в неожиданной для себя отрасли.
Как оказалось, наша страна может не только не отставать в таком продукте, как энергетическое машиностроение, но и диктовать тренды развития этой отрасли. Доказывает это утверждение успешный опыт холдинговой компании Alageum Electric, генеральный директор которой Ержан Ильясов рассказал в интервью «&», как их бизнес участвует в повышении производственного и инженерного потенциала страны.
Давайте поговорим об экспортных возможностях и перспективах Alageum Electric.
Сегодня в структуре нашего холдинга несколько предприятий, ориентированных на экспорт. Это Кентауский трансформаторный завод с долей экспорта 36%, Уральский трансформаторный завод с долей экспорта 96% от общего объема производства, а также Алматинский электромеханический завод (АЭМЗ), имеющий незначительный экспорт в такие страны, как Таджикистан, Киргизия, Узбекистан. Кроме того, в рамках переговоров о сотрудничестве у АЭМЗ есть наработки с предпринимателями в Армении и Туркменистане. Последняя страна весьма сложна в вопросе экспорта продукции. Из-за специфики политики Туркменистана по внешнеэкономической деятельности объем экспорта туда за 2017 год не превышает общей доли по отношению к совокупному годовому доходу — 5%.

Однако мы не намерены на этом останавливаться, нами уже ведется строительство нового завода Asia Trafo по производству силовых трансформаторов в Шымкенте. Планируется, что и это предприятие будет работать на экспорт, поставляя на зарубежные рынки 60% производимой продукции.
Что вам помогает в налаживании связей с зарубежными клиентами?
Из нашего опыта один из важнейших факторов продвижения продукции на рынки других стран — наличие и привлечение надежных партнеров. Именно поэтому одним из своих достижений мы считаем стабильную работающую сеть дилеров, выстроенную за несколько лет. Мы очень ценим их и всегда стараемся создавать комфортные условия работы для них.

Кроме того, правительство нашей страны создает хорошие условия для компаний-экспортеров. В частности, разработан ряд инструментов, помогающих в позиционировании казахстанских брендов на глобальном рынке. Например, отечественные предприятия получают от KAZAKH INVEST возмещение 50% затрат при участии в международных выставках, а также затратах на рекламно-раздаточные материалы. Более того, со стороны KAZAKH INVEST регулярно организуются торговые миссии с выездом в зарубежные страны и тренинги по ведению экспортной деятельности.

Мы и сами не теряем времени: постоянно находимся в поиске новых партнеров и покупателей, анализируем энергетический рынок и потребности в электрооборудовании в разных странах, а также приглашаем потенциальных клиентов к нам на предприятия, чтобы они убедились в наших производственных возможностях. Иными словами, разными способами презентуем свою продукцию бизнес-сообществу.
Вы отметили свою дилерскую сеть. Какие требования холдинг предъявляет к ее участникам?
В первую очередь, наличие у дилера положительной репутации, административных и иных связей на соответствующем товарном рынке.

Во-вторых, наш выбор зависит от технической оснащенности (производственно-ремонтной базы, персонала) для проведения сервисного обслуживания продукции заводов. Альтернативой здесь может служить имеющийся или будущий договор с предприятием соответствующего направления и профиля о выполнении сервисного обслуживания и гарантийного ремонта реализуемой продукции.

В-третьих, для нас важно наличие у потенциального дилера возможности и необходимых квалификаций для выполнения предпродажной подготовки продукции и самостоятельного устранения претензий конечных покупателей при осуществлении поставок продукции.

В-четвертых, у дилера должны быть собственные или арендуемые складские площади с необходимыми условиями хранения нашей продукции.

Ну и отдельно стоит сказать о наличии минимального необходимого фонда запасных частей для осуществления предпродажной подготовки продукции, гарантийного ремонта и сервисного обслуживания электротехнического оборудования наших заводов.

Иными словами, для нас важна качественная сервисная поддержка конечных покупателей готовой продукции Alageum Electric.
Чтобы соответствовать потребностям рынка и быть востребованными, мы уделяем особое внимание модернизации имеющихся мощностей и в целом развитию производства. Для этого мы обмениваемся опытом и анализируем все новые технологии в энергетической отрасли.
На чем строится экспортная политика холдинга сегодня?
На предложении самых современных инженерных решений. Чтобы соответствовать потребностям рынка и быть востребованными, мы уделяем особое внимание модернизации имеющихся мощностей и в целом развитию производства. Для этого мы обмениваемся опытом и анализируем все новые технологии в энергетической отрасли.

В этом году наш холдинг увеличил долю экспорта на 33% по сравнению с прошлым. Руководствуясь трендами отрасли, а также планами стратегического развития холдинга, мы планируем существенное увеличение доли экспорта и продвижение произведенной в Казахстане продукции на международных рынках.

В рамках своей экспортной политики наша команда нацелена расширять географию своего присутствия. Так, недавно мы заключили меморандум об экономическом сотрудничестве с Узбекистаном и открыты для обсуждения сотрудничества с представителями других стран.
Ориентация и поставка товаров на международные рынки всегда несет потенциальные финансовые, юридические и политические риски для экспортера. Более того, продвижение и реализация продукции иностранным контрагентам требует дополнительных и весьма существенных финансовых затрат. Как вы справляетесь с этим?
Здесь свою роль играет поддержка на государственном уровне экспортно ориентированных предприятий, которую предоставляет Министерство по инвестициям и развитию в виде различных льгот и преференций.

Например, благодаря поддержке АО «Национальная компания KAZAKH INVEST» мы постоянно расширяем границы экспорта и укрепляем свои позиции на рынке Узбекистана, России, Киргизии, Таджикистана и Туркменистана.

По итогам участия в торговых миссиях, организованных KAZAKH INVEST, мы подписали контракты на поставку трансформаторного оборудования с ОАХК «Барки Точик» и ОАО «Жалалабадэлектро» (Бишкек), а также заключили меморандум с ОАО «Чирчикский трансформаторный завод» (Ташкент) о совместной поставке электротехнического оборудования.
В чем заключается конкурентоспособность Alageum Electric?
Конкурентоспособность нашего холдинга — это полная открытость для потребителей, стремление к постоянному повышению качества и гибкая ценовая политика.

Alageum Electric — надежный и стабильный партнер для всех иностранных компаний, осуществляющих поставки и продвижение продукции нашего холдинга. Почему я с уверенностью об этом говорю? Дело в том, что мы непрерывно работаем над качеством. Отрабатываем вплоть даже до условий поставок — как было оборудование упаковано, как отправлено, в целости и сохранности доставили ли товар заказчику.
Новое оборудование, технологии и реализация программы индустриализации 4.0 — вот что держит в фокусе своего внимания вся наша команда.
Насколько сложно сегодня конкурировать на глобальном рынке, поддерживая баланс между задачами оптимизации и поддержания высокого уровня технических решений?
Alageum Electric постоянно осуществляет мониторинг имеющихся и потенциальных рынков сбыта продукции, выявляя потребности ключевых клиентов, являющихся субъектами крупного предпринимательства в Казахстане и зарубежных странах. Кроме того, у нас сильный инженерский состав, и мы готовы взяться за проект любой сложности.

При этом наш холдинг регулярно проводит внутренний аудит и анализ вариантов оптимизации накладных расходов, что позволяет снижать себестоимость готовой продукции.
Когда Alageum Electric вошел в число национальных чемпионов, в Союзе машиностроителей Казахстана отмечали, что ваш холдинг ближе всех стоит к вопросу производства казахстанских электродвигателей. А что вы можете отметить по данному поводу? Такая задача в перспективе может быть рассмотрена?
В целом деятельность нашего холдинга осуществляется по пяти основным направлениям: проектирование, производство электротехнической продукции, поставка промышленного оборудования и сервисное обслуживание, строительство и производство стройматериалов, электромонтаж и пусконаладочные услуги.

Производство нового оборудования также входит в ряд стратегических задач холдинга. Что касается вашего вопроса, то внедрение электродвигателей в производство рассматривается, в связи с чем в настоящее время проводится анализ его экономической целесообразности.

Новое оборудование, технологии и реализация программы индустриализации 4.0 — вот что держит в фокусе своего внимания вся наша команда. Ведь, создавая историю отечественного производства, мы трансформируем будущее.
Справка
Холдинг Alageum Electric объединяет десятки отечественных предприятий и признан на уровне главы государства: премия качества «Алтын сапа» (2012), «Лидер конкурентоспособности — национальный чемпион», «Лучший экспортер» (МИНТ РК), «Лучший бизнес-партнер технического и профессионального образования» (МОН РК). Согласно рейтингу NB500, подготовленному экспертами National Business и McKinsey & Company, компания входит в список крупнейших предприятий Республики Казахстан и занимает 3-е место среди компаний обрабатывающего сектора.
Рахимбек Асанов
Автор материала
Made on
Tilda