Бизнес

Полезный дизайн для общества

Фото взято с личной страницы Дениса Пономарева в Facebook.
Социально ориентированная дизайнерская студия – сочетание, которое встречается нечасто. И все же такие студии есть. Мы поговорили с Денисом Пономаревым из Бюро «Верстак» о том, как вовлечь дизайнеров в работу с третьим сектором, почему бесплатная работа должна быть прописана в бизнес-модели, чем работа с НКО отличается от бизнес-заказов и при чем здесь хайп.
Фото взято с личной страницы Дениса Пономарева в Facebook.
Денис, дизайнерском бюро «Верстак», которое вы представляете, работает только с НКО и общественными организациями, часто – бесплатно. Расскажите про свой опыт работы pro bono? Как вы к этому пришли и как вам удается при этом не разориться?

Предыстория очень простая: когда мы только начинали дизайнерский бизнес, который изначально задумывался, как социально ориентированный, мы ринулись в освоение pro bono: было желание всем помочь. В маленькой студии, где сооснователи – основная рабочая сила, это легко сделать. Но через какое-то время мы поняли, что в нашей бизнес-модели бесплатная работа просто не заложена.

Маленький дизайнерский бизнес легко перевернуть, так что надо было апдейтить бизнес-модель, чтобы компания оставалась устойчивой. Расходы на pro bono надо было как-то учесть. Тогда мы вывели формулу цены и заложили туда не только расходы на проект, но и отчисления в наш внутренний pro bono бюджет. Его мы тратим на оплату «бесплатной» работы дизайнеров и иллюстраторов в следующем проекте, то есть не нам самим. В итоге у нас появилась такая модель: когда НКО покупает у нас какой-то проект, то в цену нашей работы для них включена оплата pro bono для кого-то еще.

Как подвешенный кофе?

Да, это похожая схема. Мы не скрываем, что у нас такая схема работы, но и не делаем из этого конкурентное преимущество. Мы не продаем себя как те ребята, которые говорят: «покупая у нас стаканчик чая, вы отчисляете пять копеек больным детям». Потому что, когда ты работаешь с НКО, это бессмысленно. Если бы мы работали с корпорациями, то да, это бы могло играть какую-то роль. Но мы после двух лет окончательно перешли на работу с третьим сектором.

Работа с НКО отличается от корпоративных заказов?

В мире НКО часто много доброй воли, но мало бизнес-навыков. Из этого следует огромное количество сырых идей, плохой реализации, непонимания процессов. Когда мы поработали n-ное количество лет pro bono, мы поняли, что, во-первых, никто не отменяет выгорания, а во-вторых, качество проектов бывает очень разное. Иногда, не умея разбираться в этом, мы втягивались в бесплатные проекты, где люди не всегда понимали, что они хотят и для чего это нужно. Тогда мы повысили входной фильтр – стали брать меньше проектов pro bono, но с более качественным концептом.

Что за проект «Социалочка», как он работает?

Сама идея работы pro bono с НКО была правильной, и мы решили, что нужно вовлекать других, популяризировать саму практику. В прошлом году мне пришла в голову мысль, что для некоего абстрактного дизайнера или иллюстратора, который никак не связан с социалкой, может быть интересно попробовать такую работу в режиме «лайт» - учитывая, что сейчас идет волна популярности позитивизма и желания что-то менять.

Тогда я кинул клич с простым условием: давайте вы сделаете с нами всего один проект в год. Мы как студия берем на себя всю коммуникацию, какие-то проблемы, а вы поработайте – и в конце всем будет "респект", "уважуха" и имена в титрах. Народ откликнулся, причем самый разный: не только дизайнеры, но и пишущие ребята, откликались и редкие UX-дизайнеры. Стало понятно, что это отдельный проект, что опыт вовлечения интересен сам по себе. Теперь мы возобновляем проект в начале каждого года – собираем заинтересовавшихся креативщиков, а в течение года постим информацию о наших совместных проектах, упоминая этих героев. За время существования «Социалочки» мы запустили порядка десяти проектов.

Назовите пару, что это за проекты?

Из интересного, что мы успели сделать в прошлом году, – проект с НКО «Центр вверх», с которым мы уже сотрудничали раньше – победная история, с любой стороны win, как ни посмотри.
Фото взято с личной страницы Дениса Пономарева в Facebook.
«Центр вверх» – это образовательная организация, на самом деле, настоящая маленькая корпорация – у них много разных проектов. Один из них связан с выпускниками коррекционных школ: дети, попавшие в сложные условия, переходят из обычных школ в коррекционные, и за девять лет проходят программу пяти классов. И вот они уже взрослые люди, у некоторых уже есть дети, а сами еще девятилетку не закончили. «Центр вверх» их доучивает. Мы придумали создать закладки для книг – как для самого «Центра», так и для всех желающих, чтобы любой, кто их покупает, мог финансировать деятельность НКО. Но закладки интересны только тогда, когда детям интересно ими что-то закладывать. В учебниках истории ученых описаны скучно – так что мы придумали одновременно полезный и интересный контент. На закладках изображались ученые в максимально необычном виде – то есть не те портреты, которые в учебниках и на стенах, а что-нибудь безбашенное, может, даже дурацкое, просто прикольное.
Фото взято на сайте www.behance.net.
Запрос для дизайнеров был такой: выбрать предмет и проиллюстрировать две-пять закладок по нему. Нашлись люди, которве в этот проект быстро вписались, и мы сделали пять предметов для первого тиража, причем работали люди из трех разных стран: Беларуси, Грузии и России. В итоге мы получили нескучный продукт, который не стыдно продавать в книжных магазинах.

Бесплатная работа с внештатными специалистами – это всегда риск: у вас нет никакого контроля. Дизайнер может затянуть сроки, сделать работу некачественно или вообще не выполнить заказ. Как вы избегаете этого?

Мы не оставляем дизайнеров один на один с заказчиком – это все равно проект студии с вовлечением свободного дизайнера. Поэтому это режим «лайт» для каждого конечного дизайнера или иллюстратора. Студия разрешает с фондами все временные вопросы. Бывает, конечно, что дизайнеры затягивают с дедлайном – но ничего, студия объясняется с фондом. Как правило, НКО входит в положение. Пока никаких договоренностей нет, все на доброй воле, и пока нас еще никто не подвел.

На какие-то хайповые вещи всего люди подписываются проще всего. Пример: еще один проект «Социалочки» в прошлом году – плакаты для Transparency International Russia. У них был неприятный кейс: постановлением суда они должны были выплатить миллион. Там была дурацкая ситуация: коррупционер, ректор одного из питерских вузов, подал в суд, но не смог опровергнуть основные тезисы расследования. Суд признал расследование правдивым, но имя ректора упоминалось в отчете наряду с именем министра Улюкаева, который был осужден. В итоге суд постановляет, что упоминание имени ректора в отчете порочит его честь и достоинство, и обязывает Transparency выплатить штраф. Развернулась целая кампания по сбору денег, а ее частью стал плакатный марафон на тему коррупции. Мы этот проект тоже провели через «Социалочку», и народ быстро откликнулся.
Фото взято с личной страницы Дениса Пономарева в Facebook.
Еще один из ваших проектов – мастерская «Все ясно!», где дизайнеры разрабатывают кампании для НКО в формате хакатона. Расскажите о ней – понятно, что для НКО это возможность найти крутую идею для проекта, но что в таком ивенте для дизайнера?

В первую очередь, дизайнеры получают опыт работы с социальными проектами. Кроме того, мастерские «Все ясно!» – это четыре дня приключений, выдергивание тебя из дизайнерской рутины. Четыре дня ты работаешь над задачей, которая отличается от того, чем ты занимаешься в жизни.

Как это работает: НКО приходит с проблемой, мы привлекаем дизайнеров, иллюстраторов, аниматоров и продюсеров. За четыре дня мастерской они совместно разрабатывают стратегию общественной кампании и прототипы продуктов (эскизы, key visuals). Проекты борются за гранты, но даже те кампании, которые не выигрывают финансирование, потом нередко запускаются.

История успеха победной кампании: на прошлой большой мастерской в Праге команда разработала крутой проект для НКО, занимающейся женским здоровьем. Одним из направлений работы НКО была тема селективных абортов – на мастерской дизайнеры разработали им концепт вторжения в городскую среду, плакаты, стикеры и стратегию для соцсетей. После этого проекта к НКО попросились люди из «высоких кабинетов» – то есть власть вышла на диалог.

- Спасибо за интервью!

Материал подготовлен совместно со Школой ответственного бизнеса.
Оцените наш материал
Поделитесь с друзьями
Читайте также:
Made on
Tilda