Блоги

Подводные камни работы с фрилансерами

Олеся Куур
Организационный психолог, независимый консультант по вопросам управления персоналом
Преимущества работы с фрилансерами очевидны, как очевидно желание компании-заказчика чтобы фрилансер выполнил порученный объем работы быстро, качественно, а самое главное дешево. И какая-то часть казахстанских компаний уже смогла попробовать такую форму сотрудничества. Статистики, сколько компаний и как часто пользуются услугами фрилансеров, нет. Точнее, какие-то данные, конечно, есть, но они основаны на сведениях бирж фрилансеров. Вот только бирж у нас всего парочка, а активных и того меньше.

Тогда где же компании ищут фрилансеров? У нас как-то так принято, что в поиске хорошего специалиста мы обращаемся за советом к друзьям, знакомым, коллегам, да к любому, кто может дать личный отзыв о проделанной таким специалистом работе. Как-то мне нужна была рекламная конструкция на фасад офиса (в простонародье называемая лайтбоксом). Я, в поисках того, кто мне это сделает, обзвонила примерно 10 компаний. И ни с одной мне не удалось договориться.

Причины не сложившихся отношений я условно разделила на три группы:

1. Цена – слишком высокая или пугающе низкая;

2. Сроки – тут несколько вариаций: встаньте в очередь; сделаем сразу, как освободимся.

3. Мы такое не делаем.

Крайняя степень моего удивления сложившейся ситуации, натолкнула меня на мысль позвонить своей знакомой, хозяйке оптики, у которой над входной группой висел лайтбокс, который вполне меня устраивал. Так вот она поделилось со мной контактами самозанятого специалиста (по сути самого настоящего фрилансера), и дала очень объективный отзыв о его работе. Я его в последствии так же рекомендовала как минимум троим знакомым. Делаю вывод, что «сарафанное радио», лучшая поисковая система хорошего фрилансера в Алматы. Поэтому корректные данные о том, кто и как часто пользуется услугами фриланса, получить практически невозможно. Но, они есть и их много. И тут возникает следующий вопрос, какие подводные камни работы с фрилансерами есть, как их обойти и не сесть на мель?

Кстати, тот офис с лайтбоксом стал последней каплей в моей чашке принятия решения уйти в свободное плавание и стать фрилансером, со своими подводными камнями. Как фрилансер с десятилетним стажем, охотно поделюсь особенностями сотрудничества с нами, расскажу о возможных рисках и посоветую как их можно избежать. Понятно, что свести к нулю все риски практически невозможно, но минимизировать вполне реально. Делюсь с вами своим опытом изнутри нашего «фрлансерского сообщества». Кстати, я организационный психолог и специалист в сфере управления персоналом.
Если заказчик говорит, что ему нужна красивая и яркая картинка, то в понимании дизайнера фрилансера 100% это будет совсем не та картинка, которую хочет заказчик.
Один из первых моих заказов был из области рекрутинга. Мне нужно было найти и подобрать в сервисную компанию двух менеджеров по работе с клиентами. В описании должности был пункт «коммуникабельность». То есть помимо опыта работы, уровня образования и прочих требований к кандидатам, которые были указаны в описании, я искала очень коммуникабельных ребят.

По нашей договоренности с заказчиком, я должна была предоставить в двухнедельный срок четырех кандидатов. Конечно же никто из них в итоге не подошел. Потому что я подобрала кандидатов, способных поддерживать разговор, налаживать контакты, выстраивать конструктивный диалог, да и просто много и содержательно говорить. То есть словесная речь была для них основным рабочим инструментом. А вот компания-заказчик под словом «коммуникабельность» имела в виду способность долго и нудно пассивно слушать, иногда поддакивать и крайне редко говорить: «Да, конечно! Мы вас понимаем! Мы примем вашу заявку!». Иными словами, им нужны были люди, готовые молчаливо выслушивать жалобы недовольных клиентов.

А совсем недавно одна компания запросила провести кадровый аудит и дать рекомендации по оптимизации отдела кадров. Как выяснилось уже в процессе выполнения заказа, под оптимизацией компания имела в виду список сотрудников, которых нужно уволить!
Второй подводный камень, с которым чаще всего сталкиваются при работе с фрилансерами – это банальные сроки!
При поручении работы фрилансеру нужно очень четко и понятно формировать задачи. Описывать техническое задание или условия нужно детально, используя простые и однозначные термины, чтобы не возникало недопонимания или двоякого толкования.

Если заказчик говорит, что ему нужна красивая и яркая картинка, то в понимании дизайнера фрилансера 100% это будет совсем не та картинка, которую хочет заказчик. А вот если сказать, что картинка нужна размером 10 на 15 см, в сине-желтой цветовой гамме, в основе картинки должны лежать геометрические фигуры, символизирующие разнообразие и бесконечность форм, то уже появляется ясность что и как нужно сделать.

Второй подводный камень, с которым чаще всего сталкиваются при работе с фрилансерами - это банальные сроки! Работа не выполняется в установленный срок. И далеко не всегда срыв дедлайнов происходит, как вам может показаться, из-за нашей лени, безответственности и незаинтересованности в конечном результате. Мы заинтересованы, сделать работу вовремя. Так как существует прямая связь: выполнил в срок заказ – получил свое вознаграждение. Но, в процессе выполнения работы обычно «что-то случается» и придерживаться графика становится сложно или просто невозможно. В категорию «что-то случается» попадают:

- меняющиеся на ходу требования или условия заказа;

- сотрудник который должен проверить и согласовать промежуточный результат работы заболел/в командировке/его просто нет;

- у фрилансера возникли вопросы по заказу, а никто на них не может ответить/или ответов несколько и они разные;

- истинный объем работы превышает изначально указанный;

- вовремя не предоставлены ресурсы, необходимые для выполнения заказа.

Поэтому, я бы рекомендовала всегда закладывать резерв времени. То есть увеличивать расчетные сроки. Если ориентировочно работу можно выполнить за неделю, то смело можно увеличивать срок исполнения до 10 дней. Тем самым заказчик сохранит в здравии свою нервную систему, фрилансер спокойно и качественно выполнит работу и все будут довольны.
Если бы я была заказчиком, то обязательно бы имела «спасательный круг» в виде нескольких, так сказать «запасных» специалистов.
Поэтому, я бы рекомендовала всегда закладывать резерв времени. То есть увеличивать расчетные сроки. Если ориентировочно работу можно выполнить за неделю, то смело можно увеличивать срок исполнения до 10 дней. Тем самым заказчик сохранит в здравии свою нервную систему, фрилансер спокойно и качественно выполнит работу и все будут довольны.

Бытует мнение, что фрилансер может работать из любой точки мира, в любом состоянии, при любых обстоятельствах, 24/7. Увы, а может быть и к счастью для нас – это не так. Мы, как и все обычные люди можем заболеть, уехать. Вы удивитесь, но у нас тоже ломаются компьютеры, а запасных у нас, к сожалению, нет. Мы тоже устаем и даже иногда спим. В большинстве своем мы очень ответственные люди, но иногда происходит так, что мы можем просто перестать выполнять какой-то заказ. Как-то я выполняла для двух моих постоянных заказчиков проекты. Проекты были емкие и требовали внимательной и сосредоточенной работы. В какой-то момент один за другим оба проекта приостановились. В моей деятельности возникла пауза. Я немного подождала, отдохнула и взялась еще за один заказ. И на той стадии, когда я еще не успела окончательно вникнуть и углубиться в выполнение нового заказа, активизировались временно приостановленные проекты. Без потери качества и увеличения сроков исполнения три проекта я бы не потянула. Поэтому от одного (понятно от какого) мне пришлось отказаться.

Если бы я была заказчиком, то обязательно бы имела «спасательный круг» в виде нескольких, так сказать «запасных» специалистов, к которым можно обратиться в таких вот случаях. А в идеале, я бы сформировала группу внештатных специалистов. Для этого нужно уделить немного времени для правильного подбора удаленного персонала. В общем, ставку нужно делать на команду, а не на одного конкретного человека. И даже, если вы обращаетесь к услугам фрилансеров всего один раз в год, то все равно надо иметь в арсенале пару-троку специалистов фрилансеров, к которым вы потенциально можете обратиться. Если вдруг кто-то внезапно перестанет выходить на связь, то вам не придется метаться в поисках замены. Запасные варианты, как минимум, сэкономят ваше время.

Это не все риски, с которыми вы можете столкнуться при сотрудничестве с нами, фрилансерами, гордо называющими себя Свободными художниками. Мы действительно заинтересованы хорошо делать то, что вы нам доверяете. Лучший способ не сесть на мель – это заранее обговаривать все детали, четко озвучивать (а лучше описывать) что вы хотите получить в итоге, обязательно контролировать промежуточные результаты и постараться доверять нам. Об остальных подводных камнях я расскажу вам в следующей статье.

Оцените наш материал
Поделитесь с друзьями
Читайте также:
Made on
Tilda