Лучшая жизнь

«Для нас важно быть отражением того, что происходит в жизни общества»

представляет свой новый слоган:
«Для лучшей жизни!»
17 лет назад театр «ARTиШОК» перевернул сознание казахстанского зрителя, проникнув в самые укромные уголки жизни нашего общества, словно бременские музыканты, ворвавшиеся в спящий город в сказке братьев Гримм. Наша новая история о том, как театральная площадка, когда-то начинавшаяся с нескольких человек в подвале, может начать менять отношение людей к жизни.
«Театр должен дать людям шанс повернуться друг к другу и полюбить просто за то, что они есть».
Галина Пьянова, художественный руководитель театра «ARTиШОК»
Трансформация театра и зрителей
В отличие от других видов искусства театр — это живой организм, который постоянно подвергается каким-то изменениям. Трансформируясь сам, он не может не воздействовать на зрителей, а через них — на общество и его жизнь. И наоборот, если какие-то процессы происходят в обществе, то это, несомненно, отражается и на театре.

Изменения, которые сегодня переживает общество, очень стремительны. Они измеряются не десятилетиями и даже не годами, а полугодиями. Нас часто спрашивают, что нам помогает оставаться актуальным театром. Ответ заключается в том, что мы откликаемся на изменения, что происходят с государством, обществом и нами самими. Ведь мы тоже часть этого общества — так же спускаемся в метро, заходим в магазины или кафе, живем в пригороде или микрорайоне. Мы женимся или разводимся, водим детей в детсад либо школу и при этом, как и все остальные, стремимся к лучшей жизни. При этом, конечно, мы более чувствительно реагируем на происходящее вокруг, вынося это в качестве тем своих спектаклей или пьес. Поэтому, если говорить о трансформации, то мы проходим этот процесс вместе со своим зрителем, который, к слову, стал более требователен к диалогу и его интеллектуальному наполнению.
Я могла бы сказать каждому: полюбите себя в этой стране. Хватит жаловаться, что где-то лучше. Надо понять, что наша страна, наша жизнь — единственная в своем роде, а потому уникальна.
О роли театра в улучшении жизни
Для меня всегда было вызовом сделать так, чтобы, когда зритель выходил из театра, он уносил с собой какое-то благо, которое бы меняло его жизнь в лучшую сторону в духовном аспекте. Это может выражаться в том, что человек начнет задумываться о своих поступках, чтобы не делать и не плодить зла. Например, останавливая такси, не пытаться оттолкнуть впереди стоящего человека. То есть даже на таком уровне…

Поэтому мне хочется верить, что театр способен на такие изменения в людях. Конечно, я понимаю, что театральная площадка не имеет охвата на все 18 млн жителей нашей страны, но зарождение даже какого-то маленького зерна добра у какого-то ограниченного количества людей в будущем может изменить жизнь целого общества. Именно поэтому «ARTиШОК» решил как минимум попытаться зародить такие изменения. Для этого в последние два театральных сезона мы стали говорить о своем городе, своей стране, болевых точках общества. Например, мы говорим о том, что уезжать из страны — это самое простое, что можно сделать. При этом не факт, что, когда ты уедешь, в другой стране тебя будут больше любить, и ты станешь жить лучше.

Родину важно уметь принимать такой, какая она есть. Если ты хочешь лучшую жизнь, чем сейчас, начни с себя, своей квартиры, подъезда или двора. Видишь мусор — подбери его и сделай тем самым мир вокруг себя чище.
Ответственность
17 лет назад, создавая театр «ARTиШОК», мы были убеждены, что наша независимость в абсолютном творчестве. То есть мы делаем то, что хотим, и это главное. Но со зрелостью у тебя появляется чувство ответственности… Я имею в виду не то, которое сковывает и ограничивает, а то, что мотивирует тебя делать что-то по-настоящему важное. Появляется понимание, что ты не можешь выйти на сцену, не осознав: то, что сейчас на ней произойдет, может изменить жизнь какому-то человеку. Отсюда возникает желание становиться более профессиональным, осваивать новые жанры. Например, я понимаю, что сейчас Алматы не хватает такого театрального жанра, как мюзикл. Причем не заимствованного в виде франшизы («Чикаго», «Кабаре» и т. д.), а такого качественного авторского продукта. Потому что, на мой взгляд, в кризисное время людям как никогда нужно давать надежду на лучшую жизнь.

Так что я сейчас столкнулась со своей внутренней гражданско-театральной ответственностью, которая заставляет думать над вопросом, что я могу дать обществу. Сегодня очень легко быть провокатором, поэтому мне бы не хотелось, чтобы театр стал провокатором каких-либо конфликтов. Наоборот, проговаривая какие-то важные вещи, театр должен дать шанс людям повернуться друг к другу и полюбить просто за то, что они есть.
Сейчас в жизни нашего театра также очередной переломный момент — возникновение большой сцены, что требует от нас больших физических и душевных затрат. Ведь большая площадка требует более качественного и профессионального продукта, иных театральных событий, о которых мы сейчас задумываемся.
О переломных моментах театра
Переломные моменты и качественные изменения — неотъемлемая часть нашей профессии. Поэтому я отмечу наиболее важные для себя.

«ARTиШОК» начался с четырех человек: Вероники Насальской, меня, Лены Набоковой и Лены Тайматовой. В 2001 году мы решили делать театр, а в феврале 2002 года уже выпустили первый спектакль. Затем последовало несколько интересных лет, в течение которых мы создавали репертуар и завоевывали зрителя. Внутри проекта мы разделились исходя из своих сильных сторон: я отвечала за режиссуру, Вероника была управляющим директором, а Лены — актрисами. В 2009 году мы выпустили курс талантливых молодых актеров. Все они до сих пор в профессии, правда, не каждый остался в стране. Но давайте вернемся к первому переломному моменту для нашего театра. Это был 2011 год — у нас уже сформировалась труппа из 10 человек, но наш костяк понес потери. Из театра ушли в свободное плавание обе Лены. Для меня это стало личной трагедией, ведь вместе с ними ушел весь успешный репертуар. Я имею в виду спектакли, которые были нашими детьми и которые мы, к сожалению, не сумели продлить и сохранить. Но в результате «ARTиШОК» продолжал работать и создавать спектакли. Наверное, это были проблемы роста. И нам пришло время спрятаться за спины великих, чтобы просто понять эту жизнь. Так у театра началась новая история, в которой важную роль сыграли такие авторы, как Бродский, Брэдбери, Пушкин и Гоголь.

Следующий переломный момент начался с приходом в наш театр нового поколения актеров. Это ребята, с которыми мы работаем уже два сезона и поставили такие спектакли, как «Уят» и «#Прямопотолеби».

Сейчас в жизни нашего театра также очередной переломный момент — возникновение большой сцены, что требует от нас больших физических и душевных затрат. Ведь большая площадка требует более качественного и профессионального продукта, иных театральных событий, о которых мы сейчас задумываемся. Например, мы к концу января — началу февраля готовим премьеру «Дон Кихота» по роману Сервантеса.
Фрагмент спектакля "Корова" по рассказу А.Платонова. Театр "ARTиШОК"
Эксперименты
Я ставлю в Новосибирске, Омске, Москве, у меня есть проект в Лондоне и возможность работать с разными театрами в Алматы. Однако при этом ни одна театральная площадка не идет на такие эксперименты, как «ARTиШОК». Это видно на примере спектаклей «Уят» и «#Прямопотолеби». Никто из других театров не рискует выйти на такой же откровенный разговор со зрителем. Один из наших экспериментов — это спектакль, первая половина которого идет на русском языке, а вторая — на казахском, без какого-либо специального сурдоперевода и т. д. Мы говорим в своем спектакле так же, как общаются люди у нас в стране. Наша задача — показать, как эти два пространства пытаются понять друг друга. Ни одна театральная площадка не готова к такому эксперименту со зрителем, который нацелен на один язык. «ARTиШОК» эту границу просто сломал.
Идея лучшей жизни для казахстанцев
Я могла бы сказать каждому: полюбите себя в этой стране. Хватит жаловаться, что где-то лучше. Надо понять, что наша страна, наша жизнь — единственная в своем роде, а потому уникальна. И это нужно ценить.

Моя идея лучшей жизни основывается на том, что все зависит от нас самих. Нам самим нужно начинать учить два языка, не допускать никакой агрессии, делиться добром с окружающими и работать над собой. Это нелегкий путь, но иначе никак.
«В театре у меня есть ощущение, что мы меняем жизнь людей к лучшему»
Анастасия Тарасова, управляющий директор театра «ARTиШОК»
Встреча с театром
В 2007 году я пришла в театр «ARTиШОК» в качестве студентки театральной школы. К тому времени я уже работала журналистом, окончив факультет журналистики в КазГУ по специальности «связи с общественностью и PR». Я успела поработать на новостных порталах и на телевидении, где вела программы и прямые эфиры. Однако все это время меня не покидало чувство какой-то нереализованности, в душе я стремилась и хотела чего-то большего. Поэтому профессиональная актерская школа, организованная театром «ARTиШОК», стала для меня лотерейным билетом, после чего моя жизнь круто поменялась. Обучение в школе было невероятно интересным, длилось два года, приезжали профессиональные педагоги из разных стран, мы многому научились. В тот момент я осознала, что хочу остаться в театре. Я увидела, что он открывает для меня много возможностей, и самое главное — я почувствовала, что они мне под силу. Сейчас театр занимает огромную часть моей жизни, это место, в котором работа никогда не заканчивается, а это и есть счастье для меня.
Цели театра
Для нас важно быть отражением того, что происходит в обществе. У нас очень честный и искренний подход к материалу, для этих целей мы подбираем совершенно разные жанры — это и классика, и мировая литература, современная драматургия и документалистика. Мы создаем спектакли на темы, которые нас внутренне беспокоят или, наоборот, радуют. Темы должны заставлять шевелиться, в первую очередь, нас самих.

Сегодня мы наблюдаем трансформацию СМИ. Я имею в виду наличие в них цензуры и отсутствие диалога. А нам очень важно эти рамки раздвигать. Мы делаем это не для эпатажа, а для того, чтобы общество вместе с нами училось свободе, смело говоря на любые темы. Наверное, поэтому люди начинают интересоваться современным театром.
Театр — это уникальнейшая возможность на чужом опыте прочувствовать свои болевые точки, проговорить болезненные темы, понять, что ты делаешь не так, и измениться к лучшему.
О зрителе
Я считаю, что существует целое поколение людей, которое выросло и формировалось вместе с нами на протяжении 17 лет существования театра «ARTиШОК». Ведь театр — это уникальнейшая возможность на чужом опыте прочувствовать свои болевые точки, проговорить болезненные темы, понять, что ты делаешь не так, и измениться к лучшему. Я не знаю, корректно ли театр сравнивать с походом к психологу, но мне кажется, что это тоже своего рода терапия для общества. В этом году я побывала на крупнейшем театральном фестивале в Эдинбурге, и там практически все постановки были о том, что происходит здесь и сейчас. Преимущество театра в том, что отразить эти темы в спектакле можно намного быстрее, дешевле и эффективнее, чем в кино или при использовании любого другого вида искусства. Например, в Британии члены правительства ходят в театр для того, чтобы узнать, что происходит в обществе в данный момент.

Когда мы выступали в Астане в этом месяце со спектаклем «Уят», в зале присутствовали люди из госструктур. Я думаю, это был своего рода прецедент для столицы, потому что часто люди не готовы к тому, что театр может поднимать в спектаклях настолько острые темы. Но, как я говорила, мы не можем об этом не говорить, ведь наши спектакли об обществе, в котором мы живем, о ситуациях, с которыми мы сталкиваемся каждый день на улице, в городе, ауле.

Сам спектакль «Уят» феноменален, он уже больше года в репертуаре, и на каждом спектакле — аншлаги и шквал отзывов в социальных сетях. Зрители очень бурно реагируют, спектакль производит сильное впечатление на них, даже есть такие, кого эти темы оскорбляют. Но это и есть тот самый диалог между театром и обществом, когда после спектакля люди приходят домой, начинают писать посты, делиться впечатлениями, обсуждают спектакль с друзьями на кухне или просто обдумывают по несколько дней. Мне очень нравится, что есть такая реакция. Когда я работала на телевидении, я сталкивалась с тем, что не понимала, для кого я делаю сюжеты. Но в театре совершенно иная ситуация: очень много обратной связи, и мы точно знаем мнение людей о спектакле, понравился он им или нет.

В театре у меня есть ощущение, что мы меняем жизнь людей к лучшему. Искусство и театр, живопись, музыка, кино, опера — это то, что дарит людям очищение.
Театральная касса, саквояж Сонечки Антоновской из спектакля "Аккомпаниаторша" - на алматинской ярмарке POP UP STORE
Лучшая жизнь для театра
В театре не существует правила или состояния комфорта, артисту не должно быть комфортно на сцене, это не то, что сделает его сильным. Скажу, что мы сознательно выбираем такие ситуации, в которых нам некомфортно, где мы можем, наоборот, выйти из этой зоны и вырасти.

В то же время, говоря о другой стороне комфорта, мы всегда хотели, чтобы нашему зрителю было удобно, приятно и безопасно. Поэтому даже на маленькой сцене «ARTиШОКа» мы делали все возможное для этого — поставили стулья вместо скамеек, провели вентиляцию, перенесли водопроводные трубы. Театр может существовать без площадки, без сцены, без звука, но не может существовать без зрителя.

В прошлом году наша труппа увеличилась до 20 человек, и в маленьком подвальчике на маленькой сцене нам стало не хватать места, как в физическом плане, так и в художественном. Когда в течение многих лет работаешь на маленькой площадке, изучив ее вдоль и поперек, становится очень тесно. Мы уже давно задумывались о большой сцене, большом театральном пространстве. Но мне кажется, что только сейчас мы доросли до реализации такой большой мечты. И в этом году к нам пришла уверенность, что мы сможем.

Было непросто найти площадку в центре города, которая бы подходила театру, и когда мы нашли ту, в которой театр сейчас, это была большая удача. Это произошло в феврале 2017 года. Впоследствии мы создали краудфандинговый проект, потому что знали, что есть много людей, готовых нас поддержать. Но для того чтобы люди откликались, мы провели огромную работу в течение четырех месяцев, и результатом такой усердной работы стали собранные средства — более четырех миллионов тенге вместо заявленных трех. Я считаю, что наш проект большой сцены и есть стремление к лучшей жизни не только зрителей, но и нас как артистов.

Сейчас мы столкнулись с новыми для нас вызовами; путь, когда из маленького театра вырастаешь в большой, достаточно болезненный. Большая сцена — это что-то новое, сложное и некомфортное для нас, и нам очень важно в этом росте не потерять качество, команду, чуткое отношение к зрителю и к самим себе. Для этого мы стараемся сохранять адекватное отношение к тому, что мы делаем каждый день, а также ценить людей, с которыми работам.
Песенник в театре "ARTиШОК"
Об отношении к театру
Как личность я очень сильно поменялась именно благодаря театру. Я невероятно ценю этот опыт, потому что я бы не получила его ни на какой другой работе, не расширила бы настолько свой кругозор, не познакомилась бы с такими потрясающими людьми. За эти 10 лет мое отношение к жизни, к собственным детям, к семье сильно изменилось. Я сформировалась как личность и ощущаю себя полноценным человеком, который больше не чувствует пустоты в душе. Театр делает людей сильными, наполненными, а также морально выносливыми. Мне кажется, в театре очень важно не потерять рассудок и научиться держать себя в руках, так же как и в жизни. С какими бы сложностями ни сталкивала тебя жизнь, очень важно не сломаться, не начать жаловаться, не отрезать себя от внешнего мира, наоборот, оставаться достойным человеком.

Театр научил меня ценить каждый день, потому что жизнь может так быстро оборваться. Когда у друзей близкий человек заболевает раком, ты всегда задаешься вопросом: почему не я? Как это решается в жизни? И пока не ты, нужно жить, совершать какие-то добрые дела, поступки, оставлять после себя что-то хорошее.
Дана Даутова
Автор материала
Екатерина Корабаева
Автор материала
Made on
Tilda