Книжная полка

Новые времена — новые племена

Обзор книги «Лидер и племя».
Большинство людей считают себя лидерами или хотят ими стать. А задумывались ли вы над тем, кто на самом деле принимает решение — лидер или его окружение? Вопрос, казалось бы, риторический, но авторы книги «Лидер и племя» нашли ответ, проведя тысячи исследований за десятилетие.

С их точки зрения, «именно племена решают, будет успешным новый руководитель или его уберут. И именно они определяют, какого качества работа будет выполнена». А лидер, в свою очередь, определяет лишь «разницу в производительности», ведь все племена разные: одни превосходят других, третьи удовлетворяются совсем малым.
«Лидер и племя», Дэйв Логан, Джон Кинг, Хэли Фишер-Райт
Дана Джакупова, консультант по управлению человеческим капиталом и организационному развитию
Мы все, по мнению авторов, — часть племени. Племя — это группа людей, в которую входит от 20 до 150 человек. Вот тест на принадлежность к племени: вы, встретив «человека племени» на улице, остановитесь и скажете ему: «Привет!» Телефоны членов вашего племени наверняка забиты в ваш сотовый, а адреса электронной почты — в компьютер.

Племена не формируются в силу рабочей необходимости, т. е. это не рабочие группы или команды. «Племя как базисная строительная ячейка присутствует в любой человеческой деятельности, в том числе и в сфере зарабатывания на хлеб насущный», — считают авторы книги.

В компаниях присутствуют корпоративные племена, которые влияют на членов своего племени намного сильнее, чем отдельные команды, вся компания и даже гениальный СЕО. При чтении книги «Лидер и племя» у меня складывалось странное ощущение, что свою теорию племени авторы сформировали на исследованиях, проведенных в Казахстане, а их имена и фамилии — лишь псевдонимы. Но нет, все происходило на Западе, что лишний раз доказывает, что мы все подчиняемся единым законам человеческой природы.

Руководствуясь результатами многолетних исследований и ставя во главу угла корпоративную культуру, авторы сформировали 5 универсальных уровней развития культуры для любой организации. Каждый этап характеризуется определенным языком и поведением.
Пять универсальных уровней развития культуры для любой организации
1
Уровень 1.
«Жизнь — дерьмо». Человек на первом этапе отчуждается от других, выражая мнение, что жизнь — это борьба за выживание. Название этапа не придумано мной, цитата взята из книги.
2
Уровень 2.
«Моя жизнь — дерьмо», или уровень недовольного сотрудника, который не может добиться успеха.
3
Уровень 3.
«Я крутой, а ты — нет». На данном этапе людям важен именно дух соперничества и победы: «победа для них — нечто очень личное». На этом уровне присутствуют большинство лидеров и бизнесов.
4
Уровень 4.
«Мы крутые, а они — нет». Здесь формируются отношения на основе ценностей, при этом племя всегда ищет конкурента. «Правило четвертой стадии гласит: чем крупнее противник, тем сильнее племя».
5
Уровень 5.
«Жизнь прекрасна». Этот уровень развития племени имеет практически те же характеристики, что и четвертый, за исключением того, что племя «волнует то, как они будут творить историю — не ради победы над конкурентами, а чтобы сделать мир лучше».
Лейтмотив исследования заключается в том, что лидеры и организации постепенно продвигаются по указанным пяти уровням, эволюционно достигая высшего. Очевидно, что первоочередная задача лидера племени — поднять культуру сообщества на новый уровень, который напрямую коррелирует с производительностью, а она, в свою очередь, базируется на удовлетворенности и вовлеченности сотрудника. При этом корпоративная культура может быть легко определена по языку, который используют сотрудники в общении, и трансформирована с помощью используемого языка. Например, начните говорить «мы» вместо «я», перестаньте постоянно соревноваться с конкурентами, сосредоточьте усилия на изменении концепции непосредственно общепринятой бизнес-модели, и результаты приведут вас на новый уровень развития.
В книге представлены практические примеры на основе компаний с мировым именем, выводы подкреплены значительными исследованиями, предложенные инструменты и концепции были протестированы.
Книга интересна и познавательна. Она помогает взглянуть на организации с новой точки зрения, уделяя особое внимание культуре, отношениям и их динамике, которые помогают отдельным людям и компаниям терпеть неудачу, выживать или процветать. Становятся понятны причины поведения людей в определенных ситуациях, вы увидите скрытые проблемы, на которые раньше не обращали внимания, не осознавая, что это часть общей картины. Вы сможете взглянуть на свое поведение, используемый язык общения и понять, каким образом вы сдерживаете развитие корпоративной культуры вашей организации, либо, наоборот, развиваете ее. Несомненно, в книге представлены практические примеры на основе компаний с мировым именем, выводы подкреплены значительными исследованиями, предложенные инструменты и концепции были протестированы. Возьму на себя смелость провести параллель не только между уровнем развития племен и организаций, но и применить этот подход в мировом масштабе. В книге, например, четко обрисована причина, по которой племена распадаются: «Племена, которые не привязаны к общим ценностям, обречены на разделение мнениями». Это то, что сейчас мы наблюдаем в мировом масштабе — от брексита Великобритании до прогнозируемого импичмента Трампа. В связи с чем рекомендую к прочтению не только руководителям или менеджерам команд, которые хотят создать компанию с эффективной и сильной корпоративной культурой, но и тем, кто видит себя в политике и задумывается о развитии общества в целом.Даю книге «Лидер и племя» свою звезду полезности! Вы можете найти ее на сайте Манн, Иванов и Фербер. В печатной версии книга представлена в сети магазинов «Меломан».
Дана Джакупова
Консультант по управлению человеческим капиталом и организационному развитию
Оцените наш материал
Поделитесь с друзьями
Читайте также:
Made on
Tilda