Бизнес

Казахстан в творческой депрессии

Разговор с Галиной Корецкой о пессимизме в нашей креативной индустрии и о том, как утопающим спасать самих себя.
На Creative Almaty Forum (университет «Нархоз», 17-18 апреля 2019 г.) обсуждалось, как создавать больше креативных проектов. Не только в Алматы, но и в Казахстане в целом. В Великобритании креативная индустрия, как было отмечено спикерами на форуме, растет в 4 раза быстрее традиционных отраслей. «Хотите придать ускорение своей экономике? Вкладывайтесь в творчество», - советуют эксперты.
В кулуарах форума мне удалось записать интервью с Галиной Корецкой, руководителем проектов по искусству и креативной экономики Британского Совета в Центральной Азии:
Галина, на ваш взгляд, что Казахстану можно позаимствовать из глобального опыта по развитию креативной индустрии? Какие идеи вам нравятся, и вы считаете, что созрела среда и условия для того, чтобы их привнести в Казахстан?

Про глобальный опыт сложно говорить, его так много. И я, честно говоря, уверена, что прежде чем говорить про глобальный опыт, нам надо сначала разобраться со своим опытом. Когда мы говорим про развитие креативной индустрии, важно ориентироваться не только на международные примеры, но и думать о том, где мы сейчас находимся, что было сделано до нас, кем, и переработать эту информацию. Ведь креативная экономика не появилась год назад. Она существовала в Казахстане всегда, также как и во всем мире. И прежде чем перенимать глобальный опыт, нужно хорошенечко осмыслить собственную историю.

А как наш локальный опыт превратить в сильную сторону?

Большое значение имеет преемственность поколений. Очень важно, чтобы люди, работающие в креативных индустриях, хотя и не являющиеся сейчас зрелыми бизнесменами, начали разговаривать с молодыми, начинающими творческими предпринимателями.
Справка
Культурная и креативная экономика — одна из глобальных «историй успеха» за последние 20 лет. Эта «новая экономика» не только создает культурные и экономические ценности для обществ, которым она служит, но и сама по себе является примером удивительно жизнеспособной сферы глобальной экономики, которая продолжает расти, несмотря на мировой финансовый кризис 2008 года и последующие периоды подъемов и спадов. Она генерируется растущим спросом на оригинальные товары и услуги, в том числе развлекательные. Этот спрос исходит от растущего среднего класса по всему миру, который имеет свободные средства и заинтересован в повышении комфортности жизни. Другим важным фактором является распространение цифровых технологий, которые меняют формы создания контента, пути распространения и продажи продуктов креативной экономики. (Из отчета Британского Совета по итогам форума Creative Central Asia 2017).
Насколько заметен этот наш локальный опыт на международном уровне?

В глобальном масштабе мы не можем его заметить. В Казахстане нет четких статистических данных о креативной индустрии. Но у каждого человека, работающего в ней, есть свой личный опыт. Ведь многие зарубежные спикеры говорили сегодня на форуме о том, что человеку важно понять, чем он хочет заниматься, как сделать так, чтобы любимое дело помогало ему зарабатывать деньги, тогда оно будет не просто хобби, а настоящей профессией. Считаю, что до глобального опыта нужно начинать с этих вопросов. Творческие люди и креативные предприниматели, у которых есть опыт прохождения этого пути, своего становления, могут стать серьезной поддержкой для тех, кто только начинает движение. Конечно, на глобальном уровне креативная экономика связана с туризмом, инновациями, инфраструктурой, институциями – разными большими вещами. Но мы пока туда не можем перепрыгнуть. Сначала нужно восстановить связи между людьми, которые занимаются разными направлениями в творческой и смежных сферах.

Вы говорите про самобытность?

Да, именно. Важна осознанность креативного сектора, что он является большой силой и обладает потенциалом. Пока он это не осознает, никакой глобальный опыт не поможет. И нам нужно выбирать собственный путь. На самом деле, происходит это движение. Диалог с университетами очень сильно помогает. И это как раз то, что мы можем перенять, например, из опыта Великобритании. Там университеты стали средой, подходящей для развития креативной индустрии, формирования новой ментальности и реализации творческого потенциала. Нам точно также нужно развивать новые навыки: дизайн-мышление, критическое мышление и др. Сейчас это происходит в Казахстане, в частности, в Алматы. Конечно, благодаря Creative Spark, не могу не похвастать (улыбается). Но это на самом деле так.

Конечно, так. Потому что именно с подачи программы мы здесь начали больше обсуждать, что такое креативная экономика, зачем ее нужно развивать и каким образом. Возникло даже ощущение, что она возникла только вчера, хотя действительно существовала и раньше. Но другие страны также активно включились в это движение, как Казахстану не потеряться в этом глобальном потоке?

Два года назад почти никто не говорил о креативной индустрии, даже не было такого понятия. Сейчас о ней говорят многие. Это становится модным. Больше людей за пределами сектора начинают обращать на нее внимание. Я вижу эти процессы, они налицо.

То есть, креативная индустрия должна стать модным трендом, чтобы люди у нас включились?

Как минимум, она должна быть у большего количества людей на слуху. У людей, не имеющих отношения к этой индустрии, должно сформироваться мнение, что искусство – это не только сохранение культурного наследия и духовное развитие, что само по себе тоже важно.
Нужен прикладной характер?

Да. И возвращаясь к осознанности, сегодня международные эксперты говорили, что креативная экономика – это не только про бизнес. Это, в первую очередь, процессы в обществе, его развитие, извлечение для него определенных ценностей. Это про образование, инклюзивность, развитие городов, более открытое отношение к другим людям. Это все является креативной экономикой. Благодаря смешению всех этих вещей страны и города становятся популярными, начинают зарабатывать деньги. Деньги являются скорее побочным эффектом и точно – не самоцель. Как только весь фокус сместится на деньги, все превратится в шоу-бизнес, потеряется аутентичность.

Да, нужно находить баланс, что всегда немного сложно. На форуме, если не ошибаюсь, вы сказали, что в нашей творческой среде есть пессимизм из-за отсутствия поддержки…

Так и есть.

Вы исследовали настроения?

Нет, мы не исследовали. Просто я живу и дышу этим каждый день, провожу много времени за встречами. Но опять же произошел большой прорыв в сравнении с тремя-пятью годами ранее. Появилось намного больше людей в этом секторе, в частности, тех, кто перестал стонать на тему того, что государство не поддерживает.

Оно вообще должно поддерживать?

Я думаю, что это в интересах государства. Хотя Кис Джефрей (Директор Центра Развития предпринимательства Университета Ковентри – ред.) сказал, что в Великобритании креативный сектор развивался и развивается без особой поддержки со стороны государства. Но любая поддержка государства облегчает и ускоряет процессы развития.

Но есть и обратная сторона. Например, госзаказ практически убил медиа в Казахстане. Упало доверие к СМИ.

Это специфика Казахстана, которая не такая уж оригинальная, мне кажется.

Я к тому, что есть опасность из одной крайности уйти в другую.

Конечно, есть такая опасность. По сути, государству нужно поддерживать творчество и креативность. Повторюсь, это в интересах страны. Остальные процессы развития не смогут существовать без создания экосистемы.

О каких интересах вы говорите? О создании рабочих мест?

В первую очередь, но не только. Речь идет о создании городов в стране, которые интересны и будут привлекать молодое население. В Казахстане порядка 70-80% населения – это люди до 30 лет. По большей части они не хотят жить в городах, в которых родились. Хотят жить в современных городах. Также инновации и технологии не могут существовать на пустом месте. Для того, чтобы человек мог мыслить новаторски и выдавать свежие идеи, ему нужна соответствующая среда. А она создается благодаря культуре креативности, развитости городов, в которых живут люди, открытые к новому. Это такая сложная, тонкая взаимосвязь. Но интересы государства здесь точно есть. И среда будет развиваться, хочет того государство или нет.

Сейчас скорее не хочет.

Не то, чтобы не хочет. Никто ведь не ставит палки в колеса. Просто не обращают внимания. Просто – не в курсе.

Одним словом, креативный сектор – не приоритет.

Не приоритет. И для меня сейчас большой вопрос: как сделать так, чтобы власть обратила внимание на эту тему. Ведь многие творческие предприниматели, когда я спрашивала их, почему они не показывают свои доходы, отвечали мне вопросом на вопрос: «Ты серьезно?». Здесь надо понять, что первично: курица или яйцо? Либо креативный сектор скажет: ок, мы готовы показывать свои доходы, но взамен просим создание определенных условий для нашего развития. Это элементарное лоббирование своих интересов. Пока лоббирование никак не происходит, поскольку сектор себя не осознает. Люди, которые работают в этой среде, сильно разрозненны. В Алматы существует узкое сообщество – творческое комьюнити, довольно крупное в масштабе не только Казахстана, но и Центральной Азии. Но оно живет само по себе, само для себя делает мероприятие, не расширяя границы. Вопрос, наверное, времени, когда созреет критическая масса. Потому что появляются новые люди, происходит смена поколений. Молодые начинают по-другому воспринимать реальность. У них появляются новые навыки, связанные с технологиями и социальными медиа. Мы куда-то обязательно придем. Меня больше интересует, когда мы это сделаем, случится ли это на моем веку.

Мне кажется, можно долго ждать, когда власть развернется в нашу сторону. А как насчет интеграции креативного сектора с традиционными отраслями – финансовым, промышленным? Это ведь тоже может быть стимулом для развития творческого предпринимательства?

Думаю, что все держится на конкретных лидерах в каждой сфере. Я, например, много общалась с создателями магазина Experimentarium – это первый concept-store в Казахстане. У отечественных дизайнеров появилась точка сбыта своей продукции. Так вот создатели магазина в определенный момент столкнулись с тем, что у дизайнеров нет производственных мощностей для того, чтобы качественно и в полном объеме покрывать заказы.

Я немного о другом: даже в России, не говорю уже о более развитых странах, у крупных компаний и банков есть фонды, которые финансируют проекты в области искусства, выступают спонсорами конференций, создают свои коллекции. У нас включенность очень слабая. Такое ощущение, что зарубежные институции, такие как British Council или Гёте-Институт больше чем кто-либо заинтересованы в системном развитии креативной индустрии в Казахстане.

Наша страна очень молодая и исторически в Казахстане не существовали традиции меценатства. Естественно, невозможно сравнивать Казахстан и Европу, в которой еще со времен Возрождения сложился серьезный институт меценатства и традиции коллекционирования. Я на сто процентов уверена, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. В нашем секторе должны появляться лидеры, у которых есть возможность разговаривать правильно, уметь доносить свою мысль, грамотно работать с информацией, в конечном счете, идти и выстраивать отношения с другими секторами экономики. Думаю, что все это появится.

А утоните – никто спасать не будет, так?

А кто должен спасать? Государство или корпоративный сектор может и спас бы, если бы знал кого. Они ведь толком не знают о существовании этой индустрии. У меня последние лет шесть чешутся руки создать ассоциацию творческих менеджеров. Эта идея витает в воздухе, знаю, что не я одна думаю об этом.

У нас ведь есть ассоциация арт-менеджеров.

Есть. Но она существует от проекта к проекту, пока есть ресурсы. Важная инициатива, но хочется громко заговорить о том, что мы существуем. Нужно самоорганизоваться. Но с кем бы я не разговаривала, пока никто не готов тратить свое время и силы на эту работу. Команды собираются только под проекты. Значит должно что-то произойти, чтобы люди консолидировались.

Мы начинали разговор с глобального опыта. Может нам не хватает зарубежного опыта именно в самоорганизации?

Да, сейчас важна самоорганизация и умение работать горизонтально. Строгая вертикаль, партия, лидер, которые в рупор говорит, кому что делать – возможно, эти методы уже устарели. Надеюсь, есть молодой человек, которому сейчас 15-18 лет, он скоро дорастет до того, чтобы начать строить систему. Пока мы к этому только идем.

Галина, можно ли сказать так: глобальный успех креативной индустрии состоит в том, что она смогла самоорганизоваться?

Думаю, что большую роль сыграли исторические предпосылки. Совершенно другой бэкграунд в Европе, в которой современные культурные институции создавались, когда у нас был Советский Союз и ничего индивидуального не разрешалось. Мы слишком были зависимы от государства. А на Западе театральные и музыкальные индустрии развивались самостоятельно, без вмешательства государства.

И мы должны теперь пройти этот путь.

Не хочется постоянно на 20 лет отставать. В идеале хотелось бы совершить огромный прыжок: сейчас креативная индустрия находится между первичным и вторичным сектором экономики, хотелось бы ворваться в постиндустриальное общество. Не проходить долгий путь ошибок.

Но формулы готовой нет, так понимаю.

Формулы нет. Но вот чем я занимаюсь – больше работаю с молодыми людьми. Нужно ориентироваться на них, разговаривать с ними, объяснять им. Только на них, на самом деле, надежда.

Спасибо за беседу!
Справка
В мае 2018 года Британский Совет опубликовал исследование, которое показало, что в Казахстане зарегистрировано около 18 000 предприятий, действующих в культурной и креативной отраслях. Это больше, чем предприятий в секторах недвижимости и бизнес-услуг. В Алматы таких предприятий почти 8 000, то есть 44,8% от общего числа по республике.

Так кто же эти предприниматели и чем именно они именно занимаются? На форуме Creative Almaty можно было послушать истории успеха людей из 3 сфер креативной индустрии:

1. Кино, телевидение и социальные сети.

2. Музыка, театр и фестивали.

3. Handmade и ремесленничество.

Данный форум является частью Программы развития предпринимательства в высших учебных заведения - Creative Spark и финансируется Британским Советом.
Олег Хе
Автор материала
Оцените наш материал
Поделитесь с друзьями
Читайте также:
Made on
Tilda