Технологии

Извилины современных городов

Арташес Григорьян среди потребностей современного города отметил: завершенность, интеграцию и анализ текущего состояния.
Редакция «Бизнес&Власть» совместно с Международным университетом информационных технологий (МУИТ) провели Круглый стол «Умный город – умный дом». Одним из спикеров был член организационного комитета Kazakhstan Urban Forum Арташес Григорьян, чьими тезисами мы хотим поделиться.
Потребности современного города

Для города важна его завершенность. И это может быть интересно не только для его жителей, но и бизнеса. Если за каким-то товаром или услугой алматинцу приходится выезжать за пределы города, значит их сегодня все еще не может дать Алматы. Это может стать хорошей возможностью для стартаперов, способных закрыть эту потребность.

Еще одна важная составляющая современного города - это интеграция. Если вы пользуетесь Uber, наверняка уже обратили внимание, что на казахстанском рынке он работает через отдельное приложение Uber.kz. С одной стороны, возможно в этом есть плюс, так как сервис адаптирован под казахстанский рынок, но с другой – такой подход непонятен иностранцам, приезжающим в Казахстан, они не понимают, почему должны скачивать еще одно отдельное приложение. Поэтому, на мой взгляд, нам нужно быть не только в тренде современных услуг, но и уметь интегрироваться через них с глобальным рынком.

Ну и наконец, чтобы соответствовать тренду умных городов, начинать стоит не с продукта или идеи, а с анализа. В Казахстане накопилось много статей, планов и концепций, говорящих о том, каким должен быть умный город. Однако у нас нет ни одного хорошего анализа текущей ситуации. Поэтому у вас есть сейчас хорошая возможность заявить себя в качестве эксперта, проведя первое исследование, которое бы давала ответы на вопросы: на каком этапе развития сейчас находится Алматы, в каких сегментах он соответствует smart-компоненту, а в каких отстает.
Что собой представляют современные города?

Современные города можно сегодня разделить на три большие категории:

- City 1:0 – это крупные промышленные индустриальные города. Мир старается отходить от этой модели сегодня.

- City 2:0 – это сервисные города, как Алматы, которые вбирают в себя сферу услуг и имеют развитый сегмент МСБ.

- City 3:0 – это города Think Tank. На практике пока сложно привести такой пример. Город 3.0 представляет собой центр знаний, который притягивает к себе лучшие потоки бизнеса, компетенции и экспертные мнения. Возможно, такому описанию в полной мере будет отвечать NEOM – саудовский проект умного и туристического трансграничного города. Одна из основных целей проекта – поиск путей сотрудничества и финансовых вложений с широкой сетью международных инвесторов и инноваторов. Кроме того NEOM нацелен на передовые отрасли и технологии. Это не концепт, а заявленный проект, который будет реализовываться в ближайшие годы.

NEOM должен стать самодостаточным экологичным городом, который будут обслуживать роботы. Проект был поддержан и профинансирован Саудовским государственным инвестиционным фондом в размере 500 млрд долл. Для сравнения бюджет Казахстана на 2017 год составлял порядка 30 млрд долл. То есть это больше чем в 10 раз бюджета нашей страны.
Потребности бизнеса в современных городах:

- Процессная экспертиза исполнителей. Большинство молодых команд, которые хотят сотрудничать с крупными компаниями, даже не имеют представления, что можно предложить бизнесу. Безусловно, у них есть определенный профессионализм, но чтобы двигаться дальше, им необходимо погрузиться и начать изучать бизнес-процессы того партнера, с которым они хотят работать. Если взять в качестве примера финансовые организации, любой банк и любая страховая компания – очень сложная взаимосвязь процессов. Если вы не понимаете, как там внутри работают и взаимодействуют люди, вам будет сложно продать продукт этой компании.

- Продукты автономности. При том, что сегодня можно наблюдать тренд открытости, когда бизнес идет на совместные проекты и какие-то коллаборации, бизнес пользуется очень многими вещами, которые лишают его автономности и усиливают его зависимости от внешней среды. Поэтому в будущем успешными будут те стартапы, что смогут создавать и предлагать компаниям автономные продукты.

- Аналитика. Сегодня активно обсуждаются преимущества больших данных, однако пока, по крайне мере в Казахстане, мы не можем сказать, что у нас есть пример качественной работы, которая бы уже приносила профит какой-то из компаний.
Возможности для молодых предпринимателей

Нужно привыкать к тому, что главное качество предпринимателя – это умение жить в условиях неопределенности. У нас те, кто планируют стать предпринимателями, ищут себе стабильности и комфорта. Это неверная позиция, так как, придя в предпринимательство, вы всегда будете находиться в большом стрессе.

Также нужно понимать, что если вы решили стать стартапером, важно разбираться в терминологии. На самом деле стартап не так интересен, пока он не перерос в монотонную рутину. Как только это произошло, стартап можно назвать бизнесом. И теперь если мы спросим у стартаперов – хотят ли они стать бизнесменами, большинство из них ответят – нет.

Сегодня наиболее востребованным будет независимый продукт. Хорошему конкурентоспособному бизнесу – главное не мешать. Поэтому если у вас есть продукт, который может быть реализован без каких-либо муниципальных властей или сама муниципальная власть не может на него как-то влиять – вам очень повезло.

Ну и наконец, все мы очень тщательно изучаем истории успеха, я бы порекомендовал гораздо больше внимания уделять ошибкам. Потому что историй успеха много, а те, кто ошибаются, прогорают практически на одних и тех же вещах.
Екатерина Корабаева
Автор материала
Оцените наш материал
Поделитесь с друзьями
Читайте также:
Made on
Tilda