бизнес

Цветок Азии

Советская власть сажала ремесленников в тюрьмы.
А зарубежные дизайнеры прославляли их на весь мир.
Такая судьба была, в частности, у ткача Тургунбая Мирзаахмедова из Узбекистана. Его в числе 19 ремесленников в 80-х годах осудили на разные сроки: от 3 до 7 лет. Так государство боролось с тем, что сейчас наоборот приветствуется - частным предпринимательством. А когда Тургунбай освободился и продолжил свое дело, то его ждал мировой успех: дизайнер Оскар де ла Рента (первый американец, возглавивший парижский дом высокой моды) был настолько впечатлён его работами, что создал коллекцию одежды из атласа, расписанного узбекским умельцем.

Эта история была рассказана во время фестиваля "Этно инновации", прошедшем в Алматы в Центре ремесленников "Qazaq-Oner" при поддержке «Ассоциации Развития Гражданского Общества (АРГО)». Она подобна аллегории: декоративно-прикладное искусство в Центральной Азии может находиться на правах падчерицы, но хранит в себе потенциал Королевы экономики. И не всегда здесь нужна волшебная палочка, порой вполне достаточно чуткого внимания к талантливым людям, чтобы цветок Азии (так можно назвать ремесленничество в регионе) распустился во всей своей красе. Такие люди точно есть, как показали презентации, выставки и мастер-классы по время фестиваля.

Работа
Оскара де ла Рента
из атласа, расписанного
Тургунбаем Мирзаахмедовым.
В мобильной версии кликните по изображению, чтобы просмотреть его в увеличенном формате.
Айгуль Жансерикова, руководитель Центра ремесленников «Qazaq-Oner»:

Мы центр открыли в сентябре 2017 года, чтобы объединить традиционных ремесленников. Они больше всего оказались в забытье. Население Казахстана ведь одно время полностью перешло по потребление заводских ковров, синтетической одежды и т.д. В итоге потеряли этническую колоритность. В этом смысле из всех стран Центральной Азии мы в большей степени утратили эту идентичность. Такие фестивали как «Этно инновации» способствует обмену опытом и технологиями в регионе, подстегивает к развитию казахстанских ремесленников. Но пока наша индустрия слабо развита.

Что может стать стимулом к ее развитию?

В Узбекистане декоративно-прикладное искусство поддерживается на государственном уровне. Уже лет двадцать их ремесленники не платят налоги и таможенные пошлины. И это дает плоды – я вижу, какой огромный интерес к Узбекистану на международных выставках. Страна сохранила древнюю архитектуру, традиционные ремесла – на этой почве успешно развивает туризм. Люди ведь не приезжают смотреть на здания из стекла и бетона, которых и в других странах пруд пруди. Людям интересна этника, что-то необычное.

В нашем центре мы развиваем именно традиционные казахские ремесла. Это уникальное место, потому что площадок и ярмарок много, но там смешаны разные стили – узбекские, таджикские, и даже китайские, индийские, не всегда понятно, а где же здесь местное. Много банального.

Был случай, когда мы повезли иностранных гостей в Туркестан, зашли в сувенирный магазин, а там на 80-90% - штамповки китайского производства. Гости смеялись и спрашивали: «А местное вообще у вас есть?». Поэтому цель «Qazaq-Oner» - оказывать помощь в производстве, продвижении и продаже изделий традиционных ремесел.

Акимат Алматы помог нам с арендой помещения, включил наш объект в туристическую карту. По городу ходит туристический электромобиль, который возит гостей, в том числе, и в наш центр. Также работаю со всеми туристическими компаниями, чтобы они привозили клиентов.

В Узбекистане такие центры существуют давно, причем используют уникальные здания, например, бывшие медресе. Я туда езжу, восторгаюсь. Мало того, что власти освободили от налогов и пошлин, так еще и шикарные места предоставили ремесленникам. В Таджикистане 2018 год объявили Годом туризма и ремесленничества, тоже освободили местных мастеров от налогов.

В Казахстане такие льготы возможны?

Я сейчас обсуждаю этот вопрос с Министерством культуры и спорта. По-другому не получится поднять популярность этой индустрии. Ведь одно время заниматься ремесленничеством считалось недостойным, эта профессия ушла в прошлое. Сейчас – наоборот становится модным трендом. Во всем мире меняются взгляды на этнику, появляются успешные бренды. Один человек возродил войлоковаляние, другой – ювелирное искусство, третий – керамику и т.д. Что интересно, появляются последователи, ученики. Интересно, что 15 лет назад, когда я стала возрождать войлоковаляние, молодежь не шла, а сейчас выпускники академий приходят учиться. Мы ведь тоже не стоим на одном месте, а становимся более современными. Думаю, что со временем ремесленничество в Казахстане будет все больше набирать популярность.
Фестиваль "Этно инновации"
В мобильной версии кликните по изображению, чтобы просмотреть его в увеличенном формате.
Криста Пиккат, директор бюро ЮНЕСКО в Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане:

С точки зрения ЮНЕСКО, ремесленничество очень важно, потому что это культурное наследие, которое важно сохранить как национальную идентичность. В нашем глобальном мире, думаю, мы все больше начинаем ценить наши особенности и отличия, выраженные местной культурой. С другой стороны, ремесленничества важно тем, что создает занятость для населения. На больших предприятиях в силу разных причин сокращаются либо рабочие места, либо время нахождения на производстве. И тогда люди могут применять свои таланты и способности в создании уникальных вещей. То есть, ремесленничество хорошо со всех сторон – для людей, для экономики, для туризма.

Такое ощущение, что глобальная экономика двигается в другом направлении: цифровые технологии, роботы. В вузах повально учат этому, но не ремесленничеству. Не затеряется ли оно?

Люди все больше понимают значимость ремесленничества. Важно, что растет роль креативной индустрии в глобальной экономике. Мы может быть слабо представляем, насколько ремесленничество важно для многих людей, которые не заняты в формальном секторе экономики, с точки зрения самореализации, заработка, воплощения своих идей. Часто такая работа жизненно важна для женщин, живущих в глубинке, вдали от больших предприятий.

Как вы считаете, насколько молодежь восприимчива к ремесленничеству? Увлечётся ли тем, что не соответствует понятию стартапа?

Думаю, что у молодежи разные интересы. Именно поэтому и важны такие центры, как «Qazaq-Oner», для вовлечения нового поколения в продолжение традиций. ЮНЕСКО со своей стороны много работает с молодежью, потому что наша задача не только защищать культуру, но и развивать ее. Мы проводим тренинги. Например, недавно проводили их в Кызылорде и Мангистау. Но еще помогает этому направлению увлечение людей во всем мире натуральными материалами, используемыми в этнике. Думаю, мы все вместе двигаемся в правильном направлении.
Работы казахстанских дизайнеров
Работы промышленного дизайнера Анастасии Леоновой
Работы казахстанского производителя эко-мебели "Green Omir"
Работы Айданы Турмухамбетовой, Боты Балкыбек
(гончарное ремесло, ИП «ArtMajolika»)
Олег Хе
Автор материала
Made on
Tilda