Мнение

«Каждый ребенок имеет шанс на счастливое будущее»

В каком направлении Казахстану надо развивать социальную защиту детей и где отечественная система сегодня пробуксовывает? В поисках ответа на этот непростой вопрос, мы обратились к руководству Общественного фонда «АНА ҮЙІ».
Бибигуль Махметова, исполнительный директор ОФ «АНА ҮЙІ»

На наш взгляд нужны решительные действия в направлении сокращения числа интернатных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей. Для этого госорганы должны разработать план действий по деинституционализации и трансформации детских интернатных учреждений, включающую оценку потребностей в социальных услугах в регионах и создание на базе учреждений центров и служб поддержки семьи. В этих центрах должны быть службы, работающие с семьями в трудной жизненной ситуации с целью сохранения ребенка в семье. Если все же ребенок поступает в интернатное учреждение, его пребывание в нем должно быть максимально коротким, и службы центра должны приложить все усилия для того, чтобы ребенок вернулся в кровную или перешел в замещающую семью.
Сегодня в Казахстане более 6 тыс. детей воспитываются в учреждениях. Наш Фонд прилагает большие усилия, чтобы эти дети перешли на семейные формы воспитания.
Мировое сообщество едино во мнении, что семья — это единственно правильная, естественная и комфортная среда для развития и воспитания ребенка. Так, в большинстве развитых стран нет детских домов. Если дети и попадают в кризисные центры, то лишь на время, потому что опыт проживания в учреждении негативно влияет на физическое и психическое здоровье ребенка, и последствия такого опыта сказываются на дальнейшей жизни человека. Поэтому в мире делается упор на развитие семейных форм устройства.

Сегодня в Казахстане более 6 тыс. детей воспитываются в учреждениях. Наш Фонд прилагает большие усилия, чтобы эти дети перешли на семейные формы воспитания. При этом мы считаем, что приемные семьи должны быть подготовлены к приему и воспитанию таких детей, так как неготовность семьи, незнание об особенностях детей могут привести к трудностям в период адаптации и к вторичному сиротству. А для ребенка возврат в учреждение — это огромная трагедия. Мы, как общественная организация, взяли на себя масштабную работу по подготовке приемных семей по всей стране. Те дети, которые воспитываются в интернатных учреждениях, как правило, пережили тяжелую душевную травму. Важно научить кандидатов понимать это, принимать историю и опыт ребенка, чтобы разумно оценивать, с чем они могут столкнуться в дальнейшем.
Необходима разъяснительная работа для сотрудников учреждений, что цель не в закрытии детских домов, а в создании на базе имеющихся ресурсов новой системы, ориентированной на поддержку семьи и детей, учитывающей в первую очередь интересы детей.
Государственному курсу на деинституционализацию интернатных учреждении более 10 лет. В последние годы инициатива «снизу» опережает принятие решений и процессы «сверху». Сотрудники детских интернатных учреждений не понимают сути трансформации. Сказывается долгий опыт институционализации и инертность системы. Необходима разъяснительная работа для сотрудников учреждений, что цель не в закрытии детских домов, а в создании на базе имеющихся ресурсов новой системы, ориентированной на поддержку семьи и детей, учитывающей в первую очередь интересы детей.

Трасформация в конечном итоге приведет к развитию профессиональных социальных служб в регионах, которых так не хватает обществу для решения острых социальных проблем. Мы считаем, что в первую очередь трансформации должны быть подвергнуты крупнокомплектные государственные детские учреждения, часть из них должна быть закрыта и перепрофилирована. Если госорганы будут иметь четкий план действий по трансформации, то администрациям учреждений, которые сегодня опасаются потерять работу, будет легче проводить изменения в своих учреждениях.

Неправительственные организации возлагают большие надежды на новое руководство Комитета по охране прав детей, которое должно форсировать процессы изменений в институциональной опеке. Все это позволит на деле реализовать право каждого ребенка жить и воспитываться в семье.
Made on
Tilda