Бизнес

Big Ideas Camp: половодье больших идей!

Инновации похожи на «голубой океан» в бизнесе: его не так легко найти, зато в нем нет конкурентов, а шансов на успех, если идея хороша, гораздо больше. Интересно, что когда мысль о какой-нибудь прорывной инновации посещает чью-то светлую голову, можно гарантировать, что в то же самое время у нескольких человек на Земле возникает такая же (или близкая по смыслу) бизнес-идея. И тут уже важнее, кто быстрее, дальновиднее и амбициознее воплотит свой проект.

Почему идеи приходят к разным людям одновременно? Если верить в существование эгрегоров, то, наверно, существует и эгрегор инноваций, изобретений, открытий и вдохновения, из которого черпают силы те, кто к нему подключается. Этакая экосистема инноваций. Если создать ее в отдельно взятой стране, может появиться нация стартапов (так сейчас называют Израиль, близки к этому Южная Корея, Сингапур).

Для такого прорыва нужна критическая масса, создание соответствующей предпринимательской культуры. Совместный проект ERG (Евразийская группа) с Almaty Management University и Ассоциацией друзей Тель-Авивского университета под названием «Экосистема студенческого предпринимательства» – как раз об этом. Проект развивается с 2015 года, за это время в него были вовлечены 9 вузов из 4 регионов страны: Карагандинской, Павлодарской, Костанайской и Актюбинской областей.

Совсем недавно под Павлодаром прошел лагерь, подводящий промежуточный итог большой работе партнеров. Называется он «Летняя школа предпринимателей Big Ideas Camp». Ребята из 4 регионов Казахстана в течение недели изучали процесс создания бизнеса, разрабатывали идеи, бизнес-план, делали презентации, а в последний день защищали свои проекты перед инвесторами. Что из этого вышло, читайте в нашем материале.
Хотите вечные кеды?

Первое место и главный приз в размере 500 000 тенге получила команда АБК («А круто было!»). Вот имена победителей: Никита Савин, Гульназ Куанышбаева, Александра Ким (Карагандинский Государственный Медуниверситет), Галия Кайырберлина (Карагандинский Государственный Университет).

Наверное, производителям спортивной экипировки изобретение команды АБК не очень понравится. Ребята предложили идею губки, пропитанной специальным раствором на основе уайт-спирита, которая не просто чистит грязную обувь, а убирает старую грязь и вновь приводит ваши кроссовки в товарный вид.

- Началось все с того, что я ездил на дачу и замарал свои кеды, - рассказывает капитан команды, Никита Савин, - Пытался оттереть мокрой тряпкой – без толку. Когда приехал домой, взял «Уайт спирит», наверняка каждый из вас сталкивался с такой жидкостью, смочил в нем тряпку и начал вытирать обувь. Заметил интересную вещь: вместе со свежей грязью отошли все застарелые загрязнения. В итоге родилась идея карманной губки, которая стирает не краску, не пыль, а именно старую грязь. Вы носите ее с собой, одно движение – и ваши кеды снова как новые! Почему такое нельзя превратить во что-то доступное для всех? Но до сих пор эта мысль оставалась во мне на уровне идеи, а лагерь и ребята помогли мне поднять ее на новый уровень.

- Ожидали, что победите?

- Нет! Потому что в лагере было 16 команд, у некоторых из них такие сильные проекты, в общем, конкуренция была достойной. У меня была внутренняя цель выступить хорошо, чтобы самому нравилось. И когда мы выступили, просто расслабился и даже не думал, что получится взять чек.

- Что вам помогло победить?

- Во-первых, огромная поддержка нашего ментора, PR-менеджера компании «Алма-ТВ» Алины Абилевой, которая вместе с нами не спала ночами всю эту неделю, помогала нам доводить нашу идею. Во-вторых, нам повезло, что в последнюю ночь еще один ментор проекта, преподаватель AlmaU Дмитрий Огай, предложил нам поменять концепцию, заменить салфетки для обуви – губкой с пластиковой ручкой.

Он быстро посмотрел наш проект и сказал, что салфетки трогают руками и девушки с маникюром будут отказываться, боясь повредить ногти, кроме того, пропитывание продукта спецраствором может испугать людей, что это воздействует на кожу рук и т.д. Тогда мы подумали, как можно избежать контакта с кожей? Мы устроили мозговой штурм, у девушек нашлась гигиеническая помада, в виде чашечки, отыскали где-то кусок поролона и решили, что это будет губка. И быстро переделали все свое выступление под новый продукт. В итоге губка оказалась удобнее и привлекательнее, чем салфетки.

Помимо гранта, проект АБК в течение года будет получать поддержку бизнес-инкубатора Центра развития предпринимательства и инноваций AlmaU.
Все в наших руках

Еще одна команда – Nurteam (ментор команды – преподаватель AlmaU Владислав Островский), предложила решение проблем для людей, лишившихся верхних конечностей. Проект Kazbionic (бионические протезы рук на голосовом и импульсном управлении) – имеет серьезные перспективы, особенно учитывая, сколько инвалидов в Казахстане вынуждены закупать биопротезы за рубежом, либо (при отсутствии средств и т.д.) обходиться механическим аналогом, который выполняет только декоративную функцию.

Ребята предложили собственноручно ими разработанный бионический (функциональный) протез руки, который стоит не более 90 000 тенге и реагирует на мышечные импульсы. Правда, на суд жюри команда представила прототип с голосовым управлением, что тоже впечатлило. По команде студентов, бионическая рука разжимала и сжимала пальцы, показывала различные жесты, а в конце подняла вверх большой палец, словно говоря: «Все отлично!»

«Мозг» команды - Елдос Сабит из Инновационного Евразийского Университета заинтересовался темой протезирования рук после того, как ему отрезало фалангу указательного пальца на левой руке (он увлекается резьбой по дереву). Восстановить утерянную конечность в больнице не удалось, и Елдос сам приступил к решению проблемы. Фундаментальный подход команды к проблеме впечатляет, уверены, мы еще не раз услышим о проекте Kazbionic.

Ориентир на социальную ответственность

Среди стартапов, заявленных на проекте, на удивление много именно социально ориентированных. Кроме уже упомянутого Kazbionic, студенты хотят запустить приложение, решающее проблемы трудоустройства медсестер, интернет-сервис, помогающий находить друг друга репетиторам и родителям школьников и т.д.

Например, команда SmartSystems (ментор – консультант Европейского банка реконструкции и развития Лейла Махмудова) предложила идею Bluetooth-браслета с чипом-наклейкой для личных гаджетов и других ценных вещей. Проект называется Plan B. Наклейку можно приклеить к вещи и при ее отдалении более, чем на 2 метра, браслет издает сигналы и вибрирует, чтобы предупредить об этом. Отличное решение для предотвращения карманных краж и забытых вещей.

Команда «Технодом» (ментор – Дмитрий Огай) хочет разработать приложение «Сау бол», которое поможет трансформировать неорганизованное предоставление медицинских услуг на дому в организованный рынок. Действительно, как часто уколы, капельницы на дому от сомнительных специалистов оборачиваются неприятностями, а то и трагедией. Новое приложение поможет найти друг друга пациентам, с одной стороны, и медсестрам, врачам, нянечкам и сиделкам, с другой.

Команда «Щелчок Таноса» (ментор – руководитель бизнес-инкубатора AlmaU Данияр Медетов) назвала свой проект по изготовлению smart-девайса (браслет для наушников) Wrap Wrap. Многие из нас сталкиваются с такой проблемой, как поломанные проемы наушников во время бега. Ребята предложили решить эту проблему, изготовив прототип браслета для заматывания этих самых наушников.

Жюри в составе: директора департамента по корпоративным коммуникациям Евразийской группы Фатимы Косаевой; директора Центра развития предпринимательства и инноваций Almaty Management University Ксении Южаниновой; вице-президента Ассоциации друзей Тель-Авивского университета Сании Араповой; предпринимателя, основателя и владельца Almaty Hostel Dom Шакира Исламбакиева; предпринимателя, директора Союза молодежи Казахстана Youth Challenge Ерсына Айдаргазина и эксперта отдела развития человеческого капитала РПП «Атамекен» Павлодарской области Асии Закарьяновой – каждой команде дали ценные замечания и советы по продвижению бизнеса.

Среди критериев, которых придерживалось жюри оценка потребностей (актуальность и инновация проекта, четкое обоснование необходимости продукта или услуги для клиента); продуманное взаимодействие с пользователем, проработка бизнес-модели canvas, понимание показателей успешности проекта ключевых рисков и зон ответственности внутри команды, прототипирование или минимальный жизнеспособный продукт, мастерство и оригинальность представления проекта.

Всего в Летней школе предпринимательства приняло участие 72 студента (16 команд). Среди 8 вузов, давших ребятам возможность обучиться в Big Ideas Camp, - Павлодарский государственный педагогический университет, Инновационный Евразийский Университет, Актюбинский Региональный Государственный университет им. К. Жубанова, Актюбинский политехнический колледж, Костанайский инженерно-экономический университет, Рудненский индустриальный институт, Карагандинский государственный медицинский университет, Карагандинский государственный университет.
Справка

Спонсорами проекта является компания LAMODA, деловой портал «Бизнес&власть» и сайт The Village.
Оцените наш материал
Поделитесь с друзьями
Читайте также:
Made on
Tilda