бизнес

Почему Казахстану нужны креативные предприниматели?

В Алматы стартовала образовательная программа Art2B, призванная объединить творчество и бизнес.
Участники программы Art2B
На развитых рынках или быстрорастущих – в Европе, Северной Америке, Китае, Индии и других частях мира – общество давно оперирует таким понятием как «креативная индустрия». Она объединяет разные творческие специальности, связанные с созданием и воплощением новых идей: наука, издательство, реклама, IT, ремесленничество, все виды искусств, дизайн, архитектура. Креативная индустрия – это не просто дань моде, это надежда многих стран. Международные исследования (подробнее с ними можно ознакомиться в материалах с форума «Креативная Центральная Азия») говорят о том, что такая индустрия легче других создает новые рабочие места, ее доходы растут быстрее среднего роста экономики страны. Кроме того, государства, делающие ставку на творческую специализацию, готовят своих граждан к цифровой эре – «Экономика 4.0»: роботы берут на себя все больше конвейерных и рутинных процессов, человеку достается деятельность, где требуется креативное мышление. Создавая нужные условия, инфраструктуру и знания, такие страны очень дальновидны в своей политике.

Казахстан в этом смысле сильно отстает. Отчасти, сказываются последствия «голландской болезни» (иными словами, сырьевой зависимости экономики): мы долго сидели (и продолжаем сидеть) на доходах от продажи нефти и других природных ресурсов, не видя потребности в развитии отраслей, требующих гораздо большего интеллектуального вклада. Соседний Китай, например, уже давно перешел от концепции «Сделано в Китае» к «Придумано в Китае». Там не хотят выполнять черновую работу по сборке гаджетов и автомобилей, пошиву кроссовок и платьев от мировых брендов, понимая, что основная прибыль уходит в карман владельца бренда, то есть, того, кто придумал инновацию. И, судя по тому, как китайские бренды уверенно завоевывают мир, с креативным мышлением у наших соседей все нормально.

Да что там Китай, даже наши братья по региону – Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан – опередили нас. Недавние мероприятия показали, что там креативное предпринимательство на голову выше нашего. Это прослеживалось во время фестиваля «Этно инновации». И во время июньского фестиваля GoViralkz, о чем писал пост в Facebook.

Подробнее про GoViralkz здесь.
Пост в Facebook:
Кажется, нам, казахстанцам, остается принимать на своей гостеприимной земле глобальные фестивали, такие как GoViralkz, и радоваться успехам других. Может, я, конечно, что-то пропустил (не могу же клонироваться и быть одновременно на всех параллельных площадках), но то, что увидел – самые яркие впечатления создавали участники из соседних стран: Аниса Сабири (Anisa Sabiri) (Таджикистан) с документальным фильмом, Аида Сулова (Aida Sulova) (Кыргызстан) с арт-проектом, Дмитрий Марков (Россия) с социальным фото, Джама Джурабаев (выходец из Таджикистана, нынче проживающий в Лондоне) с иллюстрациями для LUCASfilm. Я сейчас говорю про креативный продукт, который можно пощупать, а не про абстрактные сервисы, которые мы в Казахстане разводим словно кроликов, но не всегда их ценность очевидна. Есть, над чем задуматься.
В каком-то смысле программа Art2B (организованная Impact Hub Almaty при поддержке компании «Шеврон») работает на опережение. По прилавкам отечественных магазинов видно, что мы даже с концепцией «Сделано в Казахстане» справляемся на слабенькую «троечку», а тут замахнулись на «Придумано в Казахстане». Традиционный бизнес в Казахстане: где-то купил, привез на родину, продал с наваром. Или новый тренд – валютные спекуляции на волне появления биткоинов и криптовалют (уйма семинаров в Казахстане на эту тему и их популярность среди населения говорят о том, что мы все еще не отошли от «голландской болезни»: нам хочется зарабатывать, не делая ничего особенного).

Куда сложнее экспериментировать с придумыванием нового концепта, отправлять в мусорное ведро множество неудачных прототипов и эскизов, на выходе – создавать нечто уникальное, выдающееся, при этом коммерчески успешное. Зато, если все получилось, то есть причина для настоящей гордости. С этой точки зрения, Art2B – вызов нашей архаичной экономике. К счастью, есть в стране люди, не просто принявшие его, но и обрадовавшиеся этому вызову. На конкурс поступило 39 заявок, было отобрано 14 участников (в числе которых оказался я). В группе собрались представители из разных творческих сфер: дизайн, архитектура, ремесленничество, медиа, искусство.

Уже на первых занятиях сделал для себя открытия – наши таланты хорошо принимаются не только внутри страны, но и за ее пределами. Например, участница Art2B – дизайнер Ниса Кинжалина, чьи предметы интерьера востребованы в Берлине, Париже, Милане, Москве, Риге, Пекине. Такие случаи скорее исключение, нежели правило. К сожалению, Казахстан не делает значимый вклад в мировую креативную экономику, у нас мало по-настоящему прорывных идей, мастеров международного уровня. Надеюсь, станет больше. Благодаря таким программам, как Art2B.
Работы Нисы Кинжалиной
Олег Хе
Автор материала
Оцените наш материал
Поделитесь с друзьями
Читайте также:
Made on
Tilda